Уральский металл растекается по миру

Павел Кобер
25 января 2021, 00:00

В основе уральского экспорта традиционно остается продукция металлургических предприятий, но по ряду зарубежных направлений значительно выросли поставки машин и оборудования

Алексей Фролов: «Электронное декларирование повысило эффективность таможенного администрирования»
Читайте Monocle.ru в

Какая китайская продукция на Урале вытесняет европейскую, насколько успешным в 2020 году оказался экспорт наших продовольственных товаров в КНР, как нарастили в полтора раза импорт из Германии, в интервью «Э-У» рассказал начальник Уральского таможенного управления (УТУ) Алексей Фролов.

— За счет чего при общем снижении внешнеторгового оборота в регионе деятельности УТУ за 2020 год стоимостной объем поставок, оформляемых через Уральскую электронную таможню, увеличился на 13,8%?

— Уральская электронная таможня была создана относительно недавно, в июле 2018 года в рамках первого этапа реализации «Дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов. Цель этих структурных преобразований — улучшение инвестиционного климата, снижение административных барьеров и издержек участников бизнеса за счет сокращения времени совершения таможенных операций, а также централизации учета движения денежных средств плательщиков таможенных платежей. Первая декларация была подана Магнитогорским металлургическим комбинатом и выпущена всего за восемь минут.

Основной фактор, повлиявший на увеличение объема поставок, оформляемых через Уральскую электронную таможню, — концентрация декларирования в электронных таможнях. Так, по итогам 2019 года в Уральской электронной таможне было оформлено 85% деклараций на товары, зарегистрированные в регионе деятельности управления. В 2020 году концентрация деклараций уже превысила 99%. Но это только часть ответа на ваш вопрос.

Концентрация декларирования в элект­ронных таможнях позволила выработать единообразные подходы к таможенному администрированию, разделить таможенное оформление и контроль, уменьшить коррупционные риски и придать работе выпускающих инспекторов большую объективность и самостоятельность. При этом нам удалось не только повысить эффективность таможенного администрирования, но и соблюсти интересы бизнеса. В Уральском центре электронного декларирования 90% деклараций на товары в прошлом году были оформлены в течение четырех часов. Сроки выпуска за год сократились по импортным декларациям на 14%, по экспортным — на 28%. Как результат, крупнейшим плательщиком таможенных платежей в Уральском таможенном управлении стала компания «Эппл Рус», зарегистрированная в столице, перечислившая в федеральный бюджет более 5 млрд рублей. 

— Чем можно объяснить укрепление позиций Китая в качестве главного внешнеторгового партнера Уральского федерального округа? Несмотря на общий спад во внешней торговле, объемы китайского экспорта и импорта в прошлом году продолжили расти.

— В первую очередь это связано с тем, что наши китайские партнеры очень оперативно смогли заместить своими товарами оскудевшие в силу определенных обстоятельств поставки на Урал из стран Евросоюза. Если посмотреть на товарную структуру китайского импорта в наш регион, то за прошлый год 58,1% общего объема составили машины, оборудование и транспортные средства. Поставки товаров этой группы в 2020 году по сравнению с предыдущим годом увеличились в стоимостном выражении на 43,7%. Очень значительно, более чем в 2,2 раза, выросли стоимостные объемы из КНР электрических машин и оборудования, а также контрольно-измерительных и медицинских аппаратов и инструментов (на 31,9%), текстильных изделий и обуви (на 22,8%).

Но выросли за прошлый год и объемы уральского экспорта в Китай, из них 57,7% составили металлы (в основном медь, черные металлы и алюминий) и металлические изделия. При этом стоимостные объемы поставок этой группы товаров увеличились на 34,8%, а весовые объемы выросли в 2,1 раза. Кроме того, поставки продукции химической промышленности и каучука возросли в стоимостном выражении в 3,2 раза, полимерных материалов и пластмассовых изделий — в 8,4 раза, машин, оборудования и транспортных средств — в 12,7 раза.

Отмечу, что уральский экспорт в Китай продовольственных товаров и сырья для их производства пока занимает незначительную долю — всего полтора процента от всех наших поставок в эту страну. Но эта товарная категория также активно растет: за прош­лый год в стоимостном выражении более чем на 70%.

— Судя по таможенной статистике, в 2020 году заметно возросли объемы уральского экспорта в Турцию, Узбекистан и Кувейт. Что это за поставки?

— В основном это тоже металлы и изделия из них. От общего объема уральского экспорта в Турцию товары этой категории в 2020 году составили 80,6%, по сравнению с преды­дущим годом их поставки увеличились по стоимости в 2,9 раза — в основном за счет меди и медных изделий. Увеличились и стоимостные объемы поставляемой в эту страну продукции химической промышленности и каучука — в 6,9 раза.

В Узбекистан уральцы поставляют преимущественно черные металлы и изделия из них (53,6% от всего экспорта в страну), но их стоимостные объемы, наоборот, сократились в прошлом году. Зато увеличились поставки наших машин, оборудования и транспортных средств — по стоимости более чем в 2,1 раза.
От общего объема поставок из Уральского региона в Кувейт в 2020 году 94,5% составила медная проволока: увеличение по стоимости на 22,7% по сравнению с предыдущим годом.

— После Китая второе место по поставкам в Уральский регион прочно занимает Германия. Удивительно, но за прош­лый год объем немецкого импорта вырос в полтора раза, несмотря на сохраняющиеся санкции. Какие товары мы там закупаем?

— Ожидаемо это машины, оборудование и транспортные средства, составившие в прош­лом году 83,8% всех немецких поставок на Урал. И если весовые объемы этой товарной группы сократились за 2020 год на 16,4%, то в стоимостном выражении произошло практически двукратное увеличение — на 95,1%. При этом больше половины всего импорта из Германии (57,9%) составили летательные аппараты: их стоимостные объемы выросли в 4,2 раза, а весовые — в 6,8 раза. Было выпущено для внутреннего потребления с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей 20 воздушных судов.