Экономика Пермского края базируется на промышленном комплексе: региональный ВВП формируют нефтяная, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение, черная металлургия.
Промышленный выпуск Прикамья просел в коронакризис на уровне общероссийского: индекс промпроизводства по итогам прошлого года здесь составил 97% к 2019 году, в целом по стране — 97,7%.
Чуть лучше прошла кризис добыча полезных ископаемых: индекс выпуска в добывающих секторах упал на 5%, тогда как в среднем по стране — на 7%.
Однако программы развития промышленных гигантов остановлены не были. В начале февраля сразу несколько предприятий заявили об очередной стадии реализации долгосрочных проектов. Так «ОДК — Пермские моторы» получили сертификат, дающий право на серийное производство авиационных двигателей ПД-14 (о проектах предприятия см. также «В едином цифровом пространстве», с. 37), а «Протон-ПМ» объявил о готовности начать в 2023 году в серийное производство двигателя для ракеты «Ангара» (см. «Инвестиции в космос»).Более сложным прошедший год оказался для обрабатывающего сектора: по стране в обработке выпуск вырос на 0,3%, тогда как в Прикамье статистика фиксирует спад на 1,1%. Машиностроение региона преимущественно ориентировано на производство продукции военного назначения (здесь выпускаются авиационные и ракетные двигатели), а также нефтедобывающего и горношахтного оборудования. Предприятия реализовали крупные контракты со сложными цепочками поставок в условиях вынужденных ограничений, что не могло не отразиться на статистике.
Из-за пандемии ожидаемо упал тонус внешнеэкономической активности. По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта Пермского края в 2020 году сократился в текущих ценах к аналогичному показателю 2019 года на 22,8% до 4459,8 млн долларов, объем импорта — на 28% до 827 млн долларов.Статистика фиксирует спад показателей и в денежном выражении. Промышленные предприятия Пермского края по итогам 12 месяцев 2020 года отгрузили продукции и услуг на 1495,9 млрд рублей, тогда как годом ранее отгрузка составила 1706 млрд рублей. Объем отгрузки добычи полезных ископаемых сократился на 26,4% к аналогичному показателю 2019 года до 288,5 млрд рублей. Обрабатывающая промышленность отгрузила продукции и услуг на 1045,19 млрд рублей, что на 10,1% меньше, чем в 2019 году. Почти треть совокупной отгрузки (28,5%) обеспечили производители кокса и нефтепродуктов, а также производители химических веществ и химических продуктов (29%).
Пермский край поставляет за пределы региона в основном продукцию химической промышленности: на ее долю в 2020 году пришлось 55,2% экспорта. Топливно-энергетические товары в структуре поставок обеспечили 26,3%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 8,6%. Пандемия не дала существенных изменений в динамике экспорта ключевых позиций. Из значимых статей выросли продукция металлургической отрасли (+19,5%). Максимум роста показали поставки на внешние рынки кожевенного сырья, пушнины и изделий из них — плюс 55,8%, но доля этих товаров в экспорте невелика.
Завозит край в основном продукцию машиностроения (53,8% импорта в 2020 году), химической (22%) и металлургической (8,1%) отраслей. По итогам прошлого года заметно выросли поставки топлива (на 7,9%) и продовольствия (на 5,2%).
Показатели агропромышленного комплекса региона неоднородны: скота и птицы в живом весе произведено в прошлом году на 5,3% меньше, чем в 2019-м (95,1 тыс. тонн), молока — больше в 4,5 раза (547,7 тыс. тонн), яиц — на 4,1% (1361,4 млн штук). Неплохо выглядят результаты уборочной кампании: зерновых и зернобобовых культур выращено больше на 19% (356,7 тыс. тонн), картофеля — на 9,3% (261,8 тыс. тонн), урожай прочих овощей выше на 2,2% (140,4 тыс. тонн).
Несколько лучше среднероссийских показателей статистика краевого жилищного строительства. Если в целом по стране ввод жилых домов в прошлом году сократился на 1,8%, то в Прикамье за год было введено 1186,9 тыс. кв. метров жилья (без учета жилья, построенного населением на земельных участках, предназначенных для садоводства), что на 1,5% больше, чем годом ранее. Число новых квартир выросло на 2,4% до 16 815 единиц.
Грузооборот автомобильного транспорта в прошлом году вырос на 7,2% по сравнению с показателем 2019 года и достиг 1740,1 млн т/км. Пассажирооборот автомобильного транспорта ожидаемо сократился — на 20,7% до 195,9 млн пассажиров.
Оборот оптовой торговли в крае составил 822,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,6% больше, чем в январе — декабре 2019 года.
Машиностроение региона преимущественно ориентировано на производство продукции специального назначения — здесь выпускаются авиационные и ракетные двигатели
Из-за спада доходов населения сложнее переживает кризис потребительский сектор. Розничная торговля в физическом выражении за год сжалась на 5,3% до 554,5 млрд рублей, оборот общественного питания — на 28,5% до 17,9 млрд рублей. Отчасти этому способствует и рост цен: индекс потребительских цен в декабре прошлого года в Пермском крае составил 104,5% к декабрю 2019 года, что чуть ниже общероссийского значения (104,9%). Однако продовольственные товары в крае дорожали более высокими темпами: индекс цен на продовольственные товары составил 107,72% против 106,7% в целом по стране.
В ноябре 2020 года (более свежие данные пока недоступны), среднемесячная начисленная заработная плата в крае составила 39 849,9 рубля, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Реальная зарплата жителей края за год не выросла, оставшись на уровне ноября 2019 года.
Инвестиционные программы промышленных гигантов остановлены не были: в начале февраля сразу несколько предприятий заявили об очередной стадии реализации долгосрочных проектов
Безработными в декабре официально числились 35,1 тыс. жителей края, уровень безработицы составил 2,87% от численности рабочей силы. Годом ранее показатель равнялся 1,31%.
Инвестиции в космос
В Перми готовятся к началу серийного производства двигателя для ракеты «Ангара»
Один из приоритетных инвестпроектов Пермского края — производство узлов и агрегатов двигателя РД-191 для новых российских ракет «Ангара». Реализует его АО «Протон-ПМ». Предприятие входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения АО «НПО Энергомаш» Госкорпорации «Роскосмос». О ходе реализации проекта рассказывает директор АО «Протон-ПМ» Иван Краснов.
— Мощности для производства двигателя для ракеты «Ангара» наше предприятие создает на площадке в Новых Лядах. Для выполнения этого важнейшего проекта возводятся производственные корпуса, внедряются новые технологии и создаются рабочие места. В 2015 году был запущен комплекс гидравлических испытаний агрегатов ракетных двигателей, в 2019-м мы ввели в эксплуатацию заготовительный корпус площадью 10 тыс. кв. метров. Сегодня строим основной корпус в 44 тыс. кв. метров, где разместятся механосборочный, гальванический цеха, а также окончательная сборка двигателя. Благодаря инженерно-техническим решениям, которые реализуются в ходе создания производства, предприятие сможет перейти от изготовления узлов и агрегатов РД-191 к его сборке и ежегодно выпускать до 40 двигателей для «Ангары». Ввести комплекс в эксплуатацию мы планируем в 2021 году, а в 2023-м — начать серийное производство РД-191. Объем инвестиций в проект оценивается в 13 млрд рублей.
Наше предприятие освоило новые технологии производства, в частности титановое литье, нанесение металлокерамических покрытий, обработку под кислород. В мае 2020 года «Протон-ПМ» поставил заказчику турбонасосный агрегат РД-191 — на его долю приходится треть трудозатрат по изготовлению двигателя. Квалификационные испытания РД-191, завершившиеся в сентябре прошлого года, подтвердили работоспособность узлов и агрегатов, изготовленных предприятием.
Реализация этого проекта обеспечит ряд дополнительных эффектов. При организации нового производства мы оптимизируем логистические и транспортные потоки, создаем высокотехнологичные рабочие места, формируем цифровую среду. Такой подход позволит снижать себестоимость продукции, а значит, повышать ее конкурентоспособность, быстро адаптироваться к изготовлению новой ракетно-космической техники.
Для организации нового производства заключено соглашение между Госкорпорацией «Роскосмос» и Правительством Пермского края. В рамках документа власти поддерживают социальную часть проекта: строительство комфортного жилья, новой школы, реконструкцию спортивной инфраструктуры и поликлиники, запуск системы «Умный город». Так, параллельно с созданием современного двигателестроительного производства формируется новое качество жизни, повышается привлекательность работы на предприятии и в отрасли.