Объем несырьевого неэнергетического экспорта в 2020 году превысил, по предварительной оценке Российского экспортного центра, 160 млрд долларов, его доля в общем объеме экспорта составила 48% — на 3,5% больше, чем в 2019 году. Главными драйверами роста стали драгоценные металлы и продукция АПК, а также товары, которые помогают бороться с пандемией. Например, экспорт упаковки и материалов для изготовления дезинфицирующих и защитных средств, диагностических реагентов за 11 месяцев вырос на 41%, а поставки лекарств и медицинского оборудования на 45%.
Сложный 2020 год обострил необходимость наращивания экспорта за счет вклада малого и среднего бизнеса и в очередной раз подтвердил: успех компаний на внешних рынках не возникает мгновенно. Это результат целенаправленной поддержки предпринимательской инициативы и вовлечения в экспортную деятельность новых игроков.
Свердловская область по итогам первого полугодия 2020 года занимала третье место по объему несырьевого неэнергетического экспорта в стране: 2,3 тысячи предприятий поставляют продукцию за рубеж, и из них более тысячи — малые, средние и микропредприятия.
Свердловские региональные институты развития одним из инструментов увеличения экспортного потенциала малого и среднего бизнеса рассматривают всевозможные форматы стимулирования деятельности предпринимателей на внешних рынках. Так, по данным директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерия Пиличева, Центр поддержки экспорта, действующий на базе фонда, за 2020 год оказал поддержку 384 субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате 91 компания заключила 240 экспортных контрактов на 26,42 млн долларов.
Пандемия коронавируса внесла коррективы в формат предоставления поддержки. На смену бизнес-миссиям и приемам делегаций пришел поиск партнеров с сопровождением переговоров в Zoom, часть выставочных мероприятий преобразовалась в удаленный онлайн-формат, активно развивалась торговля на электронных площадках.
Один из элементов региональной политики поддержки МСП — поощрение лучших практик. По словам Валерия Пиличева, для этого уже шесть лет проводится конкурс «Экспортер года», и «в 2020 году этот конкурс обрел еще больший смысл. Компании-победители показали пример эффективной работы, несмотря на обстоятельства».
В конечном итоге именно успех отдельных компаний и формирует место России в глобальных цепочках добавленной стоимости.