Объем российского телеком-рынка в прошлом году составил 1,7 трлн рублей, годовая динамика уменьшилась на 0,7% — это самый низкий показатель за всю историю российских телекоммуникаций, сообщили в ТМТ Консалтинг. По предварительным данным агентства, доходы от мобильной связи выросли всего на 0,3% против 3,3% в 2019 году. Основными причинами низкой динамики стали сокращение абонентской базы и падение доходов от международного роуминга.
По итогам 2020 года, число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России снизилось на 1,3% до 257 миллионов, проникновение составило 175%. В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 3,5 миллиона. «Падение базы стало результатом режима самоизоляции, в течение которого сократились визиты абонентов в салоны связи — основной канал подключения новых абонентов. Другим фактором стало закрытие границ, что привело к сокращению числа находящихся в стране трудовых мигрантов, пользующихся на территории России услугами российских операторов», — оценивают итоги развития рынка аналитики ТМТ Консалтинг.
Проникновение широкополосного доступа (ШПД) в интернет в 2020 году достигло 61%. Абонентская база приросла на 2,1%. Помимо расширения операторами покрытия росту способствовало подключение в период самоизоляции новых абонентов, до этого довольствовавшихся мобильным подключением. Доходы в 2020 году приросли лишь на 1,1% против 3,9% годом ранее. Негативно на динамике сказался второй квартал, когда операторы при возросшем спросе на подключения стремились привлечь абонентов за счет скидок. Другим негативным фактором стало требование правительства не отключать абонентов при нулевом балансе.
На рынке платного ТВ продолжилось снижение динамики подключений: прирост абонентской базы в 2020 году составил 1,6% при 2,5% годом ранее. «Сказалось насыщение рынка — проникновение услуги составляет 81%. Драйвером роста выступают подключения к IPTV в пакете с ШПД, в то время как продолжается отток из кабельных сетей, а также наметился отток у крупнейших спутниковых операторов, — подчеркивают в ТМТ Консалтинг. — Выручка за год приросла на 1,5% — существенно меньше прошлогодних 8,6%».
Как рынок трансформируется под влиянием пандемии, обсудили участники организованного «Э-У» круглого стола «Рынок телекома 2021: что будет после коронакризиса».
Фиджитал и миграция трафика
Трендов, спровоцированных COVID-19, всего три: повсеместный переход на удаленку, огромный скачок в потреблении трафика и следующий за ним рост расходов на содержание и развитие сетей, считают игроки рынка. В остальном, по их мнению, пандемия существенно ситуацию не изменила: компании опирались на стратегии и продукты, запущенные до «ковидной» истории. «Например, операторам ШПД не пришлось лихорадочно наращивать мощности, у них был запас пропускной способности из расчета на ЧНН (час наибольшей нагрузки). Этот самый запас из-за самоизоляции с девяти часов вечера сполз на круглые сутки», — оценивает влияние пандемии на рынок руководитель компании «Конвекс» Александр Мищихин.
— С одной стороны, ничего сверхъестественного действительно не произошло, телекомы продолжали придерживаться своих стратегий, диверсифицировать продуктовую линейку, совершенствовать инфраструктуру. С другой — 2020 год стал отличным тестом на гибкость для всех, не только для операторов. Но операторы были лучше готовы к ситуациям такого рода, не к пандемии конкретно, но к росту трафика, к работе в условиях определенного карантина. Поэтому, когда случилась изоляция, наша компания моментально переключилась на режим военного положения. Все разбежались по домам, начали работать удаленно, я вообще в деревню уехал, — делится опытом работы в «ковидное» время генеральный директор компании ИНСИС Артем Черанёв. — Еще несколько наблюдений. Во-первых, повысился возрастной порог потребителей сетевых услуг, видеоконтента. Пандемия заставила людей старшего возраста разобраться, как устроен интернет, которого они так боялись. Во-вторых, усилилось стирание между онлайном и офлайном, смешались виртуальный и физический миры. Агентство Euromonitor International даже термин новый придумало — «фиджитал». В-третьих, потребитель стал разборчивее и придирчивее. Если раньше в магазине он мог пощупать товар, то в сети оценивать качество ему было сложнее, и покупатель вычленил из всей массы предложений в интернет-магазинах определенные наборы брендов, которым можно доверять. А мы, как оператор, стали ему в этом помогать, подсказывать.
Пока не решен вопрос с частотами для 5G, говорить о дальнейшем развитии телекома непросто
— Трафик серьезно мигрировал. Люди ушли на удаленку, соответственно, нам пришлось оперативно корректировать свои планы, чтобы усиливать именно те локации, куда переместились абоненты — спальные микрорайоны, коттеджные поселки. Существенно выросло потребление трафика, например, в три раза увеличилось пользование игровыми сервисами на наших платформах. Почти в два раза выросли объемы видеоконференций, на 40% — покупки в интернете, на 30% — потребление ТВ-контента и чтение книг, — приводит цифры технический директор МегаФона на Урале Антон Щербаков. — Обратной стороной этой ситуации стало существенное увеличение нагрузки на сеть. Трафик был выше наших прогнозов. То есть фактически за время пандемии, и это отдельная тенденция, каждому пользователю МегаФона в Свердловской области в среднем потребовалось в полтора раза больше данных, чем до пандемии. Сегодня комфортный объем трафика на одного абонента составляет около 15 — 17 Гб в месяц. Пришлось серьезно пересмотреть свои программы развития. Масштаб нашей сети четвертого поколения (4G) на Среднем Урале вырос на четверть.
По словам Антона Щербакова, во время пандемии также выросла скорость принятия решений: «Госструктуры шли навстречу, когда мы расширяли сети. Например, помогали с ускорением оформления документов».
— Сеть Билайн в Екатеринбурге была готова к миграции интернет-трафика из центра города в спальные районы, потому что на протяжении последних двух лет мы активно занимались развитием инфраструктуры и внедряли новые технологии в интересах наших клиентов. Так, в Академическом мы улучшили качество связи для десятка жилых комплексов и это позволило свыше 90 тыс. жителей района пользоваться еще более быстрым мобильным интернетом. Активность клиентов в сети во время пандемии выросла почти на 40%, в среднем один абонент сейчас потребляет около 20 Гб в месяц, — рассказал руководитель по развитию корпоративного бизнеса в Свердловской области ПАО «ВымпелКом» Антон Воронин. — С началом периода распространения коронавируса 90% сотрудников back-office компании перешли на удаленку. И к ситуации с пандемией, можно сказать, мы оказались готовы. С 2016 года Билайн внедрил и постоянно использует формат удаленной работы — комплекс технологических, коммуникационных и HR-решений, благодаря которым сотрудники могут постоянно или несколько дней в неделю работать удаленно. И этим успешным опытом, большой экспертизой и телекоммуникационными решениями по построению работы на удаленке мы делимся с корпоративными клиентами, помогая им оперативно наладить рабочие процессы, не теряя при этом эффективности.
По мнению заместителя директора Екатеринбургского филиала компании «Ростелеком» Никиты Жильцова, к 2024 году до 40% компаний будут сочетать онлайн и офлайн форматы, что в целом приведет к увеличению производительности труда и большей доступности продуктов для клиентов: «В ближайшее время тренд по переводу сотрудников на удаленную работу сохранится. В некоторых отраслях до 30% сотрудников будет продолжать работать в таком режиме».
Вообще не будут зарабатывать на интернете
— Еще один тренд — смещение традиционных подходов по организации информационно-коммуникационной инфраструктуры в сторону сервисной модели, — убежден Никита Жильцов. — Отдавая такие задачи на аутсорсинг, бизнес быстрее и успешнее адаптируется к новой цифровой реальности. Интерес к проектам по созданию и обслуживанию инфраструктуры под ключ растет. У нас есть масса успешных кейсов, которые включают в себя обеспечение информационной безопасности, систему видеонаблюдения, ЦОДы, оборудованные рабочие места.
— Мы как оператор корпоративной связи видим лавинообразный спрос на виртуальные сервисы и искусственный интеллект. Бизнесу, который работает на удаленке, нужна традиционная GSM-связь с высоким качеством голоса, но при этом чтобы все разговоры фиксировались. Чтобы даже в загородном доме чувствовать себя как в офисе, особенно, если речь идет об общении с клиентами. Облачная АТС позволяет включать функции «SMS-извинения» за пропущенный звонок и «SMS-визитка» новым клиентам, это увеличивает продажи наших клиентов на 7%, — делится наблюдениями генеральный директор оператора связи «Новотелс» Евгений Храновский. — Плюс интеграция с CRM-системами, интеграция в медицинской сфере с медицинскими информационными системами и искусственный интеллект, там, где робот может позвонить пациенту, напомнить о завтрашнем приеме и если тот отказывается от приема, то освободить это время и поставить задачу специалисту — перезвонить, продать другую услугу. Вот такого рода сервисы, конечно, востребованы. Сейчас к нам обращаются страховые компании, чтобы искусственный интеллект продавал страховки.
— Пандемия ускорила существующие тенденции на рынке. Несколько лет провайдеры, например, вообще не будут зарабатывать на интернете. Поэтому мы сейчас делаем ставку на ИТ-продукты, такие как цифровой домофон, и усиливаем команды, которые занимаются разработкой цифровых сервисов. Мы не пользователей в наши сервисы будем встраивать, а вокруг человека будем выстраивать интерфейсы, — констатирует директор по развитию цифровых продуктов компании «Интерсвязь» Дмитрий Ботов. — В секторе B2B ключевая ниша для провайдеров — цифровизация предприятий. Мы активно развиваем центры промышленного интернета и искусственного интеллекта. Продукты провайдеров должны быть направлены на повышение производительности труда на предприятиях, снижение издержек и т.д. Это системы видеонаблюдения, видеоаналитики, контроля доступа, автоматизация контакт-центров, интеграция с различными СRМ системами, IP-телефонией.
Драйвером роста индустрии также может стать 5G. «Это в первую очередь не столько про интернет для физических лиц, сколько про развитие новых технологий в разных отраслях экономики — от беспилотных автомобилей до целых производств, управляемых на расстоянии. Как только на государственном уровне будет решен вопрос о выделении частот, ни один из операторов не откажется от реализации подобного рода проектов. У нас есть экспериментальная зона 5G в Москве — в Сколково и Лужниках, мы открывали временные зоны 5G в Сочи и в Санкт-Петербурге, тестировали 5G в Хакасии на реальном производстве. Считаем, что пилотные зоны — это хорошо, но настало время развертывать и реальные коммерческие зоны. И мы к этому готовы», — утверждает Антон Воронин.
Антон Щербаков также считает, что пока не решен вопрос с частотами для 5G, говорить о дальнейшем развитии телекома будет непросто: «По крайней мере в больших городах эту тему пора развивать».
Вызовы и возможности
Что операторы ждут от 2021 года? Участники дискуссии отметили, что тренд на цифровизацию будет только углубляться. В условиях продолжающейся трансформации отрасли на фоне стремительного развития технологий и растущих ожиданий потребителей ключевым фактором успеха для игроков рынка станут новые направления. По мнению Никиты Жильцова, во всех сегментах рынка вырастет запрос на цифровые сервисы, операторы будут быстро менять продуктовую линейку, чтобы соответствовать ожиданиям потребителей.
В списке негативных ожиданий — реализация так называемого закона Яровой, который обязывает операторов хранить записи телефонных разговоров, SMS и т.д. В период пандемии было принято решение о годовой отсрочке его исполнения, точнее — об отсрочке нормы ежегодного увеличения на 15% емкости хранения трафика. По мнению Александра Мищихина, ни у одного действующего оператора, а ШПД-операторов это касается в большей степени, чем беспроводных, нет средств, чтобы наращивать мощности для хранения: «20 — 30% ухнуть в ненужное оборудование — это нереально. У телекомов уже давно нет той рентабельности, которая была раньше. Почему эти решения должны воплощаться в жизнь за счет компаний? Они выметут с рынка последних небольших операторов, остальные будут вынуждены повысить тарифы. Мы все можем пережить — пандемию, наводнение, но закон Яровой — это серьезнейший вызов для рынка, и ответить на него смогут не все».
— Мы будем вкладываться в хранение никому не нужной информации, это мусор, ведь около 95% трафика сейчас уже не поддается дешифровке, — дополняет коллегу Артем Черанёв.
— Закон о хранении данных и действиях абонентов — главный стоппер развития телекома, — подтверждает Евгений Храновский.
— Еще одним барьером является уровень доверия между компаниями при выстраивании партнерских схем работы, — считает Дмитрий Ботов. — Прежде всего это касается региональных рынков. Этот барьер необходимо преодолевать, чтобы формировать между игроками взаимовыгодные отношения.
Подведем итоги. Несмотря на существенный рост трафика, потребления видеоконтента и облачного гейминга, считать телекомы бенефициарами пандемии — недопустимая ошибка. Все мобильные операторы потеряли часть выручки от фактического закрытия роуминга, просадки в рознице, в то время как инвестиции устремились вверх. Игроки смогли мобилизоваться как с точки зрения финансов, так и с точки зрения оргресурсов, но им нужно время, чтобы восстановиться, научиться эффективно монетизировать новые услуги. В этих условиях новые правила игры на рынке от государства лучше «заморозить» и не на год, а минимум на три.
Мы приросли вдвое
Как во время пандемии увеличить выручку и абонентскую базу, рассказывает руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Урал» Tele2 Татьяна Филиппова
— Мы движемся за рынком и оперативно реагируем на новые запросы. Когда мы в Tele2 разрабатываем портфель услуг, для нас важно, чтобы он был востребован максимальным количеством клиентов. Например, очень многие из них останутся на удаленке, поэтому качество сервиса будет очень важно. У нас есть услуга — Корпоративная АТС 2.0: это облачное решение, которое позволяет организовать телефонию в офисе без затрат на оборудование и ИT-специалистов. Она поможет бизнесам сохранить клиентов, которые не могут прийти к ним в офис, но будут им звонить. АТС поможет одновременно принимать несколько звонков на многоканальные номера, эти звонки автоматически или с помощью голосового меню будут перенаправлены на мобильные номера сотрудников.
— Какие еще решения во время пандемии были востребованы бизнесом?
— Бизнесы, которые решили не сдаваться и запускали новые направления для развития, например, онлайн-доставку, осознавали, что им необходимо об этих направлениях сообщить потенциальным потребителям. Поэтому в прошлом году стали востребованы различного рода таргетированные рассылки, с помощью которых компании информировали рынок о своих нововведениях — об открытии новой точки, доставке еды и т.д. Адресные рассылки с детальным сегментированием целевой аудитории позволили очень многим нашим клиентам остаться на плаву. Также большой популярностью в 2020 году пользовались банковские услуги на основе Big Data. Аналитика на основе больших данных — одна из самых динамично растущих услуг среди корпоративных клиентов оператора. Анализируя большой массив данных, Tele2 предоставляет клиентам скоринг, верификацию, мониторинг и геоаналитику. Большие данные востребованы не только из-за пандемии, этот тренд сформировался еще до коронавируса.
— Возросший трафик не повлиял на качество связи?
— Мы очень оперативно модернизировали наши базовые станции до технологии 4G, потому что скорости были очень важны. В результате за 2020 год нам удалось добиться того, что стандартом 4G обеспечено 95% жителей региона. Практически все население Свердловской области может пользоваться интернетом на хороших скоростях.
В целом в 2020 году, несмотря на пандемию, мы сумели прирасти по абонентской базе и по выручке. На территории Свердловской области в сегменте B2B приросли на 87%, то есть практически вдвое увеличили выручку. Все потому, что нам удавалось вместе с клиентами подобрать те услуги и сервисы, которые им будут крайне полезны и за которые они готовы заплатить.
— Пандемия ускорила сроки вывода новых продуктов на рынок?
— Она ускорила доработку существующих продуктов, чтобы они были более применимы в текущих реалиях.
Умные дом, двор и лифт
Время экспансии закончилось, дальше надо расти вверх, увеличивать число сервисов, в том числе не привязанных к сети конкретного провайдера, считает директор по развитию цифровых продуктов компании «Интерсвязь» Дмитрий Ботов
— Три года назад мы стали ИT-компанией, начав создавать цифровые продукты для внешнего рынка. Период пандемии подтвердил актуальность выбранной стратегии, хотя наша роль как провайдера в это время оказалась безусловно главной: мы расширили каналы на 30 — 40%, увеличили количество абонентов, завершили большие стройки. Значимых проблем, связанных с перегрузкой сети, не было.
— Как пандемия повлияла на стратегию развития компании?
— У нас три стратегических направления. Первое — частный сектор. За последние два года суммарно подключили больше трехсот поселков. По нашим оценкам, это практически все ключевые населенные пункты в Челябинской области. Я имею в виду расположенные рядом с крупными городами, где в адекватные сроки могут окупиться затраты на инфраструктуру. Время экспансии закончилось.
Второе направление — уход в цифровые услуги, цифровые сервисы. В частности, мы активно развиваем приложение «Интерсвязь. Умный город». За пять лет оно стало одним из самых популярных на Урале, благодаря полезным для жителей сервисам получился полноценный суперапп. Пандемия ускорила все процессы, возросла потребность населения в цифровых сервисах. Пользовательская аудитория нашего приложения за год увеличилась на 30%, сейчас мы преодолели планку в 500 тыс. уникальных пользователей в месяц. Важно, что и активность пользователей возросла, в нашем случае на 50 — 70%. Население предпочитает коммуницировать с компаниями, в том числе с телекомами, через мобильное приложение. У нас продолжает сокращаться доля обращений по телефону, например, в техническую поддержку, абонентский отдел. Еще до пандемии мы запустили возможность в приложении оформить заявку на подключение, определить инженера по подключению, сроки и т.д. Уберизация дает свои плоды, люди этим пользуются.
Третье направление — дальнейшая монетизация цифровых сервисов, запуск новых комплексных проектов, таких как «Умный двор/поселок/город». В этом году мы делаем акцент на цифровизации дворов многоквартирных домов, далее это масштабируется на общественные пространства. «Умный двор» — это широкий спектр цифровых сервисов, включающий в себя «Умные домофоны», «Умное освещение», «Умное видеонаблюдение», «Умный шлагбаум», а также платформу для общения жителей с администрацией и между собой. При этом каждая из услуг может оказываться как для одного дома или хозяйства, так и охватывать более масштабную инфраструктуру. Еще в качестве актуальных проектов можно отметить «Умный лифт» и сервис автоматического мониторинга подозрительной активности рядом с автомобилем. В частном секторе помимо традиционных сервисов видеонаблюдения запустили сервис индивидуального домофона — кроме входной калитки с электрозамком можно подключить к нему, например, гаражные ворота. Есть еще четвертое и пятое направления в виде промышленного интернета и производства собственных домофонных панелей. Суть одна — развивать технологии, за которыми будущее.
Предлагать что-то новое
Рынок виртуальных операторов будет расти гораздо быстрее традиционных операторов связи, считает директор макрорегиона Урал компании Yota Александр Жаркой
— Yota — лидер рынка МVNО — виртуальных операторов сотовой связи (mobile virtual network operator). В России, по оценкам экспертов, мы занимаем на нем больше 55%. По итогам 2020 года рынок стабильно рос. Это происходило на фоне стагнации рынка мобильной связи. Сейчас в общей сложности количество клиентов, которые обслуживаются МVNО, превысило 11 миллионов. Кроме того, эти операторы занимают больше 4% рынка всех абонентов мобильной связи. И эта доля будет расти.
— Как на рынок виртуальных операторов повлияла пандемия?
— Во время пандемии интерес к небольшим виртуальным операторам сотовой связи вырос, что обусловлено прежде всего отличными от крупных операторов предложениями. Также мы отметили изменения в структуре потребления интернет-трафика. Так, в начале пандемии трафик на Zoom вырос в восемь раз, пользователи стали больше играть в онлайн-игры и меньше слушать музыку. Кроме того, в период самоизоляции продажи модемов и модемных SIM-карт Yota выросли в два раза.
— На рынке МVNО могут появиться новые игроки?
— Безусловно. И конкуренция будет усиливаться. Более того, эти игроки уже появляются, что свидетельствует о том, что доверие пользователей к виртуальным операторам связи растет, и многие клиенты готовы пробовать услуги новых игроков MVNO-рынка. Предпосылки стать наиболее активными игроками есть у банковских виртуальных операторов.
— Назовите главные драйверы для МVNО.
— Прежде всего гибкость и интересный продукт. Так, мы предлагаем клиентам конструктор связи с шагом в 1 минуту и 1 гигабайт, который позволяет выбрать любое количество голосовой связи и интернета. Также мы стремимся выводить на рынок сервисы, по-настоящему интересные клиентам. Наша задача — предлагать пользователям то, чего нет у традиционных мобильных операторов.
— А что мешает вашему развитию?
— Думаю, мы можем быть ограничены только собственной фантазией.