6 марта вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки ввести во всех российских вузах должность проректора по цифровизации. С таким заявлением чиновник выступил на совещании по развитию сферы высшего образования. «Мы провели масштабную встречу, в которой участвовало онлайн и лично около 500 ректоров, представителей бизнеса и руководителей федеральных органов власти. Обсуждались очень важные вопросы, в том числе и подготовка Стратегии социально-экономического развития, которой занимается сейчас правительство. Основа ее — это, конечно, кадры. И очень важные решения были приняты. Основные изменения, касающиеся стандартов образования, создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть сделаны до следующего цикла обучения», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Сейчас вузы разрабатывают программы цифрового развития в рамках ключевой инициативы «Цифровая образовательная среда» общенационального плана действий. Главный целевой индикатор — внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На рынке стали появляться программы магистратуры полностью в онлайн-формате, пока как единичный продукт. В этом году УрФУ запускает первую онлайн-магистратуру по управлению территориями в России и СНГ.
По данным ТАСС, в 2020 году 44 подведомственных Минобрнауки РФ вуза разработали программы цифрового развития и получили поддержку, в 2021 году планируется, что более 90 университетов подключатся к инициативе. Минобрнауки России также ведет работу по развитию государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда». По результатам 2020 года на портале предоставлен доступ к более 1,8 тыс. онлайн-курсам, подключено 47 платформ онлайн-обучения, 140 вузов. За время работы портала зафиксировано более 7 млн обучающих сессий, их совершили более миллиона человек.
Как трансформировать высшую школу, создать новые условия для взаимодействия студентов и преподавателей, развить виртуальную академическую мобильность?
Сопротивление бесполезно
В начале пандемии ведущие вузы России предоставили бесплатный доступ к более чем 630 курсам по различным направлениям. Это, по мнению вузовского сообщества, свидетельствует о том, что высшая школа успешно трансформируется. «Россия очень серьезно опережает остальной мир по развитию онлайн-обучения, и это можно объяснить нашими территориальными особенностями. В то же время для ряда российских вузов характерно серьезное сопротивление внедрению цифровых технологий. Слабые преподаватели, которым студенты уже сейчас предпочитают их “цифровых конкурентов” — преподавателей ведущих вузов, утверждают, что дистанционное образование не является качественным, и тем самым пытаются сохранить свои позиции», — заявил на международной конференции eSTARS ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
— Переход на дистанционное обучение в период пандемии показал, насколько учебные заведения и студенты готовы к такому формату работы. Кроме технических моментов, пришлось столкнуться с вопросом цифровых компетенций, — прокомментировали «Э-У» в Минцифры. — У преподавателей, методистов и студентов появится возможность повысить цифровые компетенции на обучающих программах, которые реализуются в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Для студентов и аспирантов будут реализованы специальные мотивационные программы, они коснутся изучения новых технологий, искусственного интеллекта, основ кибербезопасности.
В УрФУ, например, уже разработана система стандартов по цифровым компетенциям преподавателей и научных сотрудников. В ней несколько уровней, соответствующих европейской шкале освоения иностранных языков, от А1 до С2: А1, А2 — базовые, В1 и В2 — продвинутые, С1 и С2 — экспертные. Уровень зависит от преподавателя и степени освоения им цифровых компетенций. Так, для переноса своего курса в дистант особые компетенции не нужны — просто делай презентации и показывай их через систему вебинаров.
С этим способна справиться большая часть преподавателей. Но если есть желание создавать более сложные формы коммуникаций, то для освоения компетенций нужно обучение. При этом в университете понимают, что освоение компетенций — длительный процесс: программы рассчитаны на несколько лет.
Если рассматривать прогресс создания цифрового пространства университета в целом, то в УрФУ сейчас более 20% нагрузки реализуется онлайн. На открытой платформе образования (openedu.ru) университет разместил 56 онлайн-курсов. Планируется, что к 2024 году в онлайн должно уйти до 40% учебной нагрузки.
Дистанционное образование для вузов — это возможность прорваться в будущее, дать более качественное образование, полагает Ярослав Кузьминов: «Для студента вне зависимости от того, где он учится, возможности выбора становятся безграничными. Во все большем числе университетов массовые онлайн-курсы замещают стандартные лекции, и это объяснимо — на такие лекции обычно ходят лишь 15% студентов, а массовые онлайн-курсы посещают все, кто на них записался. Таким образом, освобождается время профессоров, которые после освоения онлайн-курсов студентами могут встречаться с теми из них, кого эти курсы заинтересовали».
Во всех российских вузах будет введена должность проректора по цифровой трансформации. Университеты должны разработать и реализовать программы цифровизации
— В цифровом университете не нужно в строго определенное время посещать лекции, гораздо важнее быть на лабораторных работах. Лекционный и теоретический материалы во многих случаях можно прослушать в удобное для студента время, — подчеркивает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. — Да и взаимодействие с преподавателем зачастую уже станет предметом их взаимного согласования, а не конкретной клеточки в расписании, заданной один раз на весь семестр. Кроме того, цифровой университет — это всегда еще и сетевой университет. То есть, например, обучаясь в УрФУ, благодаря цифровым технологиям часть курсов студент может пройти в других вузах. Это уникальная возможность без особых затрат попробовать культуру и компетенции совершенно разных университетов нашей большой страны.
В 2020 году УрФУ существенно улучшил серверное оборудование и программное обеспечение, модернизировал виртуальное облако. «Очень многое сделано, чтобы даже в экстремальных условиях пандемии образовательный и научный процесс не прерывался, а развивался стабильно и планомерно, — подчеркивает Виктор Кокшаров. — Если заглянуть в будущее, вся жизнедеятельность университета возможна только в применении цифровых технологий, в управлении на основе данных — кадровых, финансовых, имущественных и т.д. Образовательную сферу тоже уже не представить без онлайн-курсов, виртуальных тренажеров, с помощью которых студенты постигают суть процессов, происходящих на том или ином производстве».
Цифровой тьютор
В Минобрнауки уверены, что цифровая трансформация в вузах должна быть построена на основе конкретных кейсов и проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, тогда цифровизация вузов будет полезна для всех участников образовательного процесса. Такими кейсами обладают участники завершившегося в прошлом году проекта «5 — 100» (был направлен на повышение конкурентоспособности ведущих вузов, в программе участвовал 21 университет). Например, программа Томского госуниверситета Presentation skills, размещенная на платформе Сoursera, вошла в топ-20 востребованных курсов «The best online courses of all time», по версии английской поисковой системы Class Central, сообщили в проектном офисе «5 — 100». За три года обучение прошли более 100 тыс. слушателей, желающих улучшить навыки публичных выступлений, — от студентов и ученых до чиновников и бизнесменов.
Самый популярный онлайн-курс ИТМО (также участник «5 — 100») — англоязычная программа «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions», размещенная на образовательной платформе edX. Разработчик курса — единственный в мире вуз, студенты которого семикратно выигрывали самую престижную университетскую олимпиаду по программированию ACM/ICPC. Согласно исследованию edX, слушатели выделяют этот курс ИТМО как наиболее актуальный и востребованный для ИT-специалистов, а также отмечают, что во время обучения к ним вернулась уверенность в том, что программирование может быть интересным.
Еще один пример, приведенный проектным офисом, — сервис «Цифровой тьютор», который разрабатывается в УрФУ. Он призван помочь преподавателям правильно подбирать онлайн-курсы при выстраивании индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Среди возможностей программы — аналитические данные цифрового следа студента, информация о его предпочтениях, успешности и вовлеченности в учебный процесс. Создатели сервиса считают, что встроенная система оценки качества по данным учебной аналитики позволит в дальнейшем авторам совершенствовать контент онлайн-курсов и повышать эффективность обучения.
С учетом особенностей и специфики
По словам Дмитрия Чернышенко, дефицит кадров только по ИT-специальностям превышает 700 тыс. человек, по некоторым другим оценкам — достигает миллиона.
Для обеспечения качественной подготовки кадров, проведения цифровой трансформации, по его мнению, требуется сформировать полноценные стратегии развития.
Стратегии цифровизации вузы активно начали формировать в прошлом году. Как рассказала, например, ректор Курганского государственного университета Надежда Дубив, КГУ в рамках разработки программы цифрового развития в конце 2020 года провел оценку минимального уровня цифровой готовности и модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ): локальной вычислительной сети, структурированных кабельных систем, информсистемы сопровождения административно-управленческих функций, цифровых сервисов, контента образовательной деятельности и др. Программа цифрового развития университета на 2021 — 2024 годы разработана с учетом особенностей и специфики деятельности вуза, содержит описание уровня цифрового развития в соответствии с приведенными данными результатов самообследования, проблемно-ориентированный анализ текущего состояния, основные положения и мероприятия, которые необходимо осуществить в целях повышения уровня цифрового развития, а также основные целевые показатели и финансовое обеспечение.
— Стратегия цифрового развития содержит три основных раздела. Первый — совершенствование инфраструктуры, в том числе создание устойчивой и безопасной ИТИ высокоскоростной передачи, обработки и хранения данных, единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри университета. Второй — внедрение цифровых продуктов и услуг. Третий — кадровое обеспечение процессов цифрового развития: формирование необходимых компетенций НПР и АУП, готовности их к участию в процессах цифровой трансформации, — рассказала Надежда Дубив.
В УрФУ разделяют четыре основных направления цифровой трансформации: развитие цифровых образовательных технологий; повышение компетенций в области цифровой экономики; разработка, внедрение и использование систем управления на основе данных; персонализация образования за счет индивидуальных образовательных траекторий студентов. «Ключевой момент здесь — индивидуализация образования, причем не для отдельно взятых наиболее талантливых студентов, а для всех учащихся вуза. Нужно так выстроить процесс, чтобы студент в зависимости от своей профориентации, личных предпочтений и возможностей получил максимум от обучения в университете. И не только в плане навыков, но и с точки зрения будущей работы», — итожит Виктор Кокшаров.