Вверх по лестнице, ведущей вниз

Впервые в истории рынок лизинга показал рост во время кризиса. Это произошло благодаря отложенному спросу, госпрограммам и автоматизации бизнес-процессов

Читайте Monocle.ru в

Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги развития рынка лизинговых услуг на территории Урала и Западной Сибири в 2020 году. Год оказался для отрасли уникальным.

Еще никогда квартальная динамика не была такой разнородной. По данным исследования Эксперт РА, после провала объема нового бизнеса в первом полугодии на 22% (в текущих ценах; везде сравнение с аналогичным периодом предыдущего года, если не указано иное) в третьем квартале рынок лизинга показал взрывной рост — около 70% против 41%.

Американские горки

— 2020 год прошел для лизингового рынка неоднозначно. Из-за пандемии многие компании перешли на более взвешенную политику, сократив аппетиты к риску, часть клиентов перенесла сделки, перепланировав их на более «светлое» время. Однако уже в третьем квартале был зафиксирован повышенный спрос, за счет которого показатели не только выровнялись, но выросли более чем на 50% по итогам года, — говорит региональный директор по УФО компании «Интерлизинг» Дмитрий Беляков.

— Динамику продаж первого квартала определяли негативные ожидания клиентов в отношении макроэкономики, а затем последующая девальвация рубля. Второй квартал, несмотря на введенные ограничения из-за пандемии, был более активным, так как начался строительный сезон, и клиенты активно покупали имеющиеся в наличии оборудование и технику. Третий и четвертый кварталы прошли без какого-либо значительного влияния кризиса, — рассказывает заместитель генерального директора по Уральскому региону компании ЛК «Сименс Финанс» Вадим Константинов.

Отрасль в целом завершила год хоть и с небольшой, но положительной динамикой, чего не случалось ни в один кризис. По итогам 2020 года участники исследования показали совокупный рост нового бизнеса на 11,1% (в 2019-м — 22%) до 67,9 млрд руб­лей. Лизинговый портфель вырос на 13,6% до 103,2 млрд рублей, количество новых договоров — на 4,1% до 17,4 тысячи.

В исследовании этого года приняло участие 13 лизинговых компаний, как региональные, так и федеральные игроки, работающие на Большом Урале. Пул компаний рейтинга изменился: участие в нем не приняли CARCADE, в марте прошлого года вошедшая в состав «Газпромбанк Лизинг», и «Техноспецсталь-Лизинг».

Как показали наши расчеты, 66,4% объема нового бизнеса по итогам прошлого года пришлось на региональных игроков, они держат почти 70% суммарного портфеля.

Среди федеральных компаний лидерство сохранила группа «Балтийский лизинг»: за год она увеличила объем нового бизнеса в Урало-Западносибирском регионе на 27,8% до 10,3 млрд рублей. Высокие темпы роста позволили «Балтийскому лизингу» также войти в пятерку наиболее динамичных игроков.

— Прирост обеспечил отложенный спрос, который сформировался во втором квартале, а реализоваться начал в третьем и четвертом. Положительно на динамике объема нового бизнеса сказались программы господдержки, кроме того, важную роль сыграла доступность кредитных ресурсов для лизинговых компаний, — отмечает руководитель дивизиона «Урал» ООО «Балтийский лизинг» Алексей Мятлик.

Лидер прошлого года в группе региональных игроков «Эксперт-лизинг» снова на первом месте, несмотря на символическое снижение объема нового бизнеса:

— Негативное влияние на спрос в лизинге оказали ограничения в работе поставщиков, дилеров транспорта, спецтехники и оборудования, а также перебои в поставках импортной техники из-за закрытия границ вследствие пандемии. В сложившихся условиях значительно увеличилась конкуренция за клиента. Наша компания перешла на применение стратегии умеренного риска. Мы сознательно не снижали требования к лизингополучателям по экспресс-программам, не прибегали к значительному сокращению авансов, чтобы в условиях максимальной конкуренции сохранить качество лизингового портфеля. Свою роль сыграла и программа расширения региональной сети представительств, которую мы завершили в мае 2019 года, — рассказывает об антикризисной стратегии генеральный директор «Эксперт-лизинга» Алексей Биушкин.

На втором месте — группа компаний «Ураллизинг», за год увеличившая объем нового бизнеса на 11,2%. Маркетолог группы Ольга Белоусова объясняет результат стабильным спросом в сегменте, на котором специализируется компания:

— Даже на фоне всех негативных факторов у бизнеса всегда есть потребность в обновлении и расширении автопарка, и компании выбирают лизинг как оптимальный механизм для решения этой задачи.

В нашем исследовании есть участники, которые сжались по объемам нового бизнеса, а есть игроки, показавшие внушительный рост. Лидер по динамике в регионе — ГК «ПР-Лизинг» (+83,4%). Столь бурный рост позволил группе переместиться в рейтинге региональных лизинговых компаний с шестой позиции на пятую.

Наибольший размер текущего портфеля среди федеральных компаний (по состоянию на 1 января 2021 года) в регионе у компании «Сименс Финанс» (почти 12,2 млрд рублей, прирост на 19,1%), среди региональных игроков лидирует «Эксперт-лизинг» (чуть более 19,5 млрд рублей, +13,6%).

Самая динамичная — ГК «ПР-Лизинг» (4,4 млрд рублей, +87,2%).

В отраслевой структуре нового бизнеса чуть более 50% суммарного объема приходится на сегмент легковых и грузовых автомобилей. Напомним, в течение года он пережил несколько драматичных периодов: сначала продажи автомобилей провалились из-за девальвации рубля после сделки ОПЕК+, а затем автосалоны закрылись в связи с карантином. Тем не менее сегмент легкового автотранспорта вырос за год на 21,5%. Грузовой транспорт, наоборот, просел на 11,5%. Наибольшие темпы второй год демонстрируют сделки с речными и морскими судами (рост в 6,6 раза), но объем нового бизнеса здесь остается небольшим. Продолжил расти ударными темпами и сегмент сельскохозяйственной техники и скота (55,3% к 2019 году, еще годом ранее — 55%). Отрицательные темпы чуть сбавила железнодорожная техника: минус 56,8%, в 2019-м — минус 75%, что, вероятно, связано с насыщением рынка. Существенно сократился объем сделок по поставкам оборудования для легкой промышленности (на 96%) и для производства и переработки пластмасс (на 36%). Снижение лизинга авиационного транспорта (на 74,6%) закономерно, так как отрасль пассажирских авиаперевозок попала под удар COVID-19.

В разрезе собственников лизингодателей 66,5% суммарного объема нового бизнеса приходится на отечественные частные компании, еще 18,6% — на российские государственные институты и 5,8% — на российские банки. Доля компаний с зарубежными собственниками в новом бизнесе — 9,1%.

В структуре клиентской базы лизинговых операторов, работающих на территории региона, традиционно преобладает малый и средний бизнес: на субъекты МСП пришлось 84,8% совокупного объема нового бизнеса и 81,5% текущего портфеля по итогам 2020 года. На крупный бизнес приходится 14,5% новых сделок и 17,6% портфеля, на госучреждения и физических лиц вместе — 0,7% новых сделок и 0,8% портфеля.

Для финансирования сделок лизинговые операторы предпочитают привлекать банковские кредиты: 54,6% сделок профинансировано из этого источника (годом ранее — 56,3%), чуть больше пятой части — из авансовых средств, на собственные средства совершено 18,3% сделок.

Плечо господдержки

Лизинговые компании сталкиваются с ухудшением обслуживания договоров каждый кризис. На сей раз им пришлось решать эти проблемы в необычных условиях. После очередного выступления президента с объявлением антикризисных мер лизингополучатели массово бросились просить изменений в графиках платежей, и многие лизингодатели пошли навстречу клиентам. Так, по словам финансового директора «Уралпромлизинг» Ларисы Плетневой, ее компания предоставила ряду клиентов отсрочку платежей.

— В связи с пандемией количество запросов на реструктуризацию увеличилось. Каждый запрос рассматривался индивидуально, реструктуризацию получили клиенты, у которых возникли реальные трудности вследствие пандемии, — подтверждает Алексей Биушкин.

— Мы тоже столкнулись с ростом неплатежей по договорам лизинга в апреле — июне, правда, это было больше связано с задержками в расчетах, чем с влиянием кризиса. К середине лета ситуация нормализовалась, сейчас просрочка находится на докризисном уровне, — рассказывает Вадим Константинов.

ГК «ПР-Лизинг» предоставила клиентам пострадавших отраслей (фитнес-клубы, театры, санатории, аэропорты) возможность реструктуризации со смещением части платежей на более поздние сроки, говорит финансовый директор группы Вадим Асанбаев.

— Мы провели работу с пострадавшими клиентами по изменению графиков лизинговых платежей с целью дать им возможность и время адаптироваться к последствиям коронавируса, — отмечает директор по маркетингу «АС Финанс» Илья Лесников.

Одним из драйверов развития лизинговой отрасли в 2020 году вновь стали программы субсидирования от Минпромторга РФ, утверждают участники рынка. Государство продолжило возмещать лизингополучателям часть аванса при приобретении авто и специальной техники. Для некоторых игроков это оказалось важным элементом в стимулировании спроса. По оценке компании «Балтийский лизинг», ее клиенты сэкономили благодаря господдержке около 900 млн рублей. Программы господдержки в 2020 году явились одним из драйверов рынка, позволившим снизить негативные последствия коронакризиса для лизингополучателей, итожит Дмитрий Беляков.

е-Лизинг

Увеличить продажи в период кризиса участники рынка лизинга смогли благодаря ускоренному внедрению решений на основе цифровых технологий. Сегодня отрасль анализирует возможность применения антикризисной практики в дальнейшем. Ольга Белоусова рассматривает цифровизацию как важный элемент конкурентоспособности бизнес-моделей: «Как и многие компании, мы перешли на удаленный режим работы, разработали и внедрили личный кабинет клиента. Теперь в нем быстро и самостоятельно, без звонков и ожиданий можно получить доступ к информации в два клика и сделать расчеты по лизингу. Современные технологии в сочетании с грамотным риск-менеджментом способны обеспечить скорость оформления сделки, гибкие графики платежей, удобные клиенту».

Кризис показал, что модель удаленного взаимодействия с клиентом является вполне рабочей, считает Вадим Константинов:

— В недалекой перспективе отрасль, по всей видимости, отработает онлайн-технологии подачи клиентом заявки на лизинг и ее полной обработки, принятия решения о финансировании и заключения договоров по лизинговой сделке. Сейчас в нашем офисе в Екатеринбурге уже больше половины договоров лизинга заключается удаленно, через электронный документооборот.

— Стало заметно больше работы с клиентами через средства телекоммуникации. Однако ряд процессов, в частности оформление юридически важных моментов, в ближайшие несколько лет останутся на бумаге, так как общая инфраструктура и нормативная база еще недостаточно подготовлены, — подчеркивает Илья Лесников.

В компании «Интерлизинг» с помощью электронного документооборота (ЭДО) подписывается около 13% договоров, в 2021 году этот показатель здесь намерены довести до 40%, говорит Дмитрий Беляков:

— Конечно, есть и сложности. Чтобы подписать полноценный договор по ЭДО, он должен быть у всех участников сделки, более того, все одни должны быть подключены к одному провайдеру. Но все больше клиентов и поставщиков переходят на дистанционное подписание.

Отрасль увидела эффективность и продолжит внедрение системы электронного документооборота, уверен и Алексей Биушкин:

— В 2021 году, в частности, наша компания планирует запустить в работу приложение, отвечающее современным требованиям рынка и потребностям клиентов. Полное сопровождение сделки с электронной цифровой подписью позволит значительно снизить ряд затрат. Мы увидим развитие digital-каналов продаж. Думаю, уровень цифровизации лизинговых услуг в ближайшие годы будет приближаться к показателю проникновения дистанционных услуг, предоставляемых банками.

Сдержанный оптимизм — так можно оценить ожидания этого года.

Рынок покажет темп на уровне 5 — 10%, считает Вадим Константинов: «Мы видим потенциал в металлообработке, дорожном строительстве, малой генерации, производстве продуктов питания».

Экономика в целом и лизинг в частности уже адаптировались к новым условиям, связанным с коронавирусом, поэтому динамика бизнеса в новом году будет идти по привычной траектории, полагает Илья Лесников: «Умеренный спрос был в начале года, к началу лета он оживет, затем спад в июле — августе, связанный с каникулами, и пик спроса в конце года. Рынок лизинга тесно связан с общими тенденциями в экономике и во многом зависит от курса рубля, так как значительная часть лизингового имущества номинирована в валюте».

Многие участники рынка учитывают в сценариях развития отрасли экономические и эпидемиологические факторы. По мнению Алексея Биушкина, отложенный спрос будет способствовать росту объемов нового бизнеса, а ограничить его могут перебои с импортом техники из-за последствий пандемии в зарубежных странах, возможное сокращение импортерами квот дилерам автомобилей.

— По нашим сдержанным ожиданиям, рынок либо останется на прежнем уровне, либо будет небольшой прирост в пределах 5 — 10%, — подтверждает оценку Дмитрий Беляков.

По его аргументации, пока непонятно, будут ли в дальнейшем еще вводиться локдауны, какие меры поддержки предложит государство лизингодателям. Но уже сейчас видно, что существенно поменялась логика получения субсидии для лизинговых компаний, как в части объемов выделенного финансирования, так и в модели его распределения между игроками.