Новые компетенции необходимо получать всем и всегда

Артем Коваленко
26 апреля 2021, 00:00

ИжГТУ имени М.Т. Калашникова играет ключевую роль в обеспечении квалифицированными кадрами крупнейших высокотехнологичных компаний

Читайте Monocle.ru в

10 апреля в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова прошел День открытых дверей. После пандемии — это первое масштабное мероприятие для абитуриентов, которые на одной площадке смогли познакомиться с факультетами, институтами и партнерами вуза, — Ижевским мотозаводом «Аксион-холдинг», Ижевским электромеханическим заводом «Купол», «Элекондом» и другими высокотехнологичными предприятиями. По словам ректора ИжГТУ, д.э.н., профессора Валерия Грахова, университет предоставляет возможность получить престижное и фундаментальное образование: «В ИжГТУ и студент, и преподаватель решают главную задачу — выпустить инженера будущего, воспитать нового Калашникова. Наш вуз заканчивали многие руководители предприятий Удмуртии и политики, все выпускники находят работу и строят успешную карьеру».

Валерий Грахов рассказал «Э-У» о тенденциях развития высшего образования и новых форматах взаимодействия с работодателями.

Сотрудничество и новые форматы …

— Валерий Павлович, как сегодня должны взаимодействовать высшая школа и работодатели?

— Взаимодействие должно развиваться по всем направлениям образовательной и научной деятельности. Первое направление — совместное использование с другими профессиональными образовательными организациями современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе по программе ускоренного обучения, по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам ворлдскиллс. Второе — обучение студентов по основным образовательным программам, разрабатываемым на основе профстандартов. Третье — реализация проектов по дополнительному обучению студентов-целевиков для предприятий ОПК. Четвертое — повышение квалификации и переподготовка специалистов предприятий по дополнительным практико-ориентированным профессиональным программам. Пятое — стажировки для научно-педагогических работников университета в подразделениях предприятий и организаций. Шестое — совместные научно-исследовательские работы. Седьмое — профориентация школьников.

Именно такое сотрудничество высшей школы и работодателя обеспечит непрерывную подготовку грамотных и востребованных специалистов.

— В какой перестройке нуждаются образовательные программы и весь подход к обучению? Какие образовательные форматы наиболее актуальны?

— Есть несколько трендов, грамотное использование которых при реконструкции программ, может изменить образовательный процесс и поднять его на качественно иной уровень. Во-первых, это работа преподавателя в удаленном формате. Имеется в виду не сам факт удаленной работы, а преимущества формата, которые можно эффективно использовать. Например, сетевые образовательные программы, в которые можно привлекать в формате удаленной работы сильных преподавателей. Во-вторых, цифровизация учебного контента. Введение в учебный процесс ряда дисциплин в цифровом формате позволяет индивидуализировать обучение, как в содержательном отношении, так и в части индивидуализации времени обучения.

В-третьих, растет популярность цифровых тренажеров и цифровых лабораторных практикумов. Они позволяют моделировать ситуации, которые бывает сложно создать в реальности в условиях учебного процесса, позволяют проводить лабораторные практикумы удаленно. В-четвертых, пересмотр содержательной части дисциплин и образовательных программ в целом на предмет соответствия уровню развития экономики и технологий реального производства. Это возможно только при активном сотрудничестве с промышленными партнерами и строго обязательно, так как выпускники должны не просто соответствовать требованиям работодателей, но и превосходить их ожидания.

Наиболее эффективные форматы организации учебного процесса — проектное обучение и индивидуальные образовательные траектории. Самый интересный вариант проектного обучения, когда индустриальный партнер предоставляет реальный проект для разработки, и к работе привлекаются студенты различных направлений подготовки. Внедрение проекта, оформление документов на интеллектуальную собственность — лучшие итоги. Мы по такой схеме работали испокон веков, но это были единичные проекты. Сейчас необходимо выстраивать проектное обучение, вовлекая в него максимальное количество обучающихся, а также предприятия реального сектора экономики, которые могут сформулировать свои проблемы в виде заданий и будут сопровождать весь процесс разработки проекта. Необходимость индивидуальных образовательных траекторий очевидна, поскольку есть запросы работодателей, учесть которые можно только за счет индивидуализации учебного процесса для отдельно взятого студента.

Это форматы. Есть еще масса вспомогательных инструментов и педагогических технологий, которые на сегодня активно применяются в учебном процессе, например геймификация (игровые элементы), перевернутое занятие и т.д.

… цифровизация …

— Подтолкнула ли пандемия процесс внедрения в высшей школе технологий, трансформирующих взаимодействие студента и преподавателя?

— Однозначно. Практически все докладчики онлайн-конференции «Цифровизация инженерного образования», которая на днях прошла в ИжГТУ, говорили об ускорении процесса цифровизации учебного процесса в момент вынужденной изоляции. Конечно, вузы использовали и Moodle, и Skype и другие программы. И даже виртуальные лаборатории у многих были. Просто дистанционные технологии находились в режиме «было бы неплохо развивать», а не «без них ничего не сделать».

С приходом известных событий наступил момент мобилизации, извлечения из «закромов» оборудования, программного обеспечения, специалистов. Это стало мировым мейнстримом во всех сферах деятельности: бизнесе, образовании, управлении. И этот процесс необратим.

— Как вы оцениваете цифровую трансформацию ИжГТУ?

— Цифровая трансформация — это не только и не столько внедрение ИТ-решений, сколько существенные культурные и организационные изменения. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов.

Сейчас в вузе организовано производство электронного контента и внедрение электронных учебных курсов, онлайн-курсов в образовательный процесс университета, появляется реальная возможность включения проектной работы в учебный процесс.

Университет располагает высокотехнологичными классами и лабораториями, такими как лаборатория по BIM-проектированию с программами Nanocad, Nanocad СПДС, Normacs; лаборатория защиты информации Cisco; лаборатория 3D-проектирования; лаборатории «Интернет вещей» и «Промышленный дизайн».

… и интернационализация

— Как университет готовится к приемной кампании, каких абитуриентов вы ждете?

— ИжГТУ планирует провести приемную кампанию 2021 года в очном формате с приемом абитуриентов и их родителей в корпусах университета, с возможностью подачи заявлений в online-режиме. В 2021 году университет планирует принять около 1,3 тыс. студентов очной формы обучения на программы бакалавриата и специалитета (992 бюджетных и 308 платных мест). Традиционно половина зачисленных — выпускники ижевских школ, треть — выпускники школ из разных населенных пунктов республики, 10% — выпускники из других регионов и до 10% — иностранцы.

— А сколько иностранных студентов учится в ИжГТУ?

— Количество иностранцев, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по очной форме, выросло со 195 до 325 человек. Всего в университете обучается 364 иностранных студента из 40 стран мира. Их доля выросла с 3,35% до 5,7%.

Внебюджетные поступления от международной образовательной деятельности увеличились с 24 до 37 млн рублей. Реализуются четыре образовательные программы двух дипломов: три с Египетско-российским университетом (направления бакалавриата — «Строительство», «Мехатроника и робототехника» и «Инфокоммуникационные технологии и системы связи») и один с Высшей школой прикладных наук Остфалия (Германия). Общее количество выпускников этих программ составило 163 человека.

Успешно реализуются программы бакалавриата на английском языке. С 2018 по 2021 год их количество выросло с четырех до шести. Летом 2020 года была принята Стратегия интернационализации университета, которая предполагает включение международной составляющей в деятельность всех структурных подразделений университета. И уже сейчас мы видим первые результаты реализации стратегии — при закрытых границах и отсутствии «живого» общения с абитуриентами из-за рубежа, количество иностранцев, зачисленных в ИжГТУ для обучения по очной форме, превысило 150 человек — больше, чем за любую из предыдущих приемных кампаний.

И это только начало — мероприятия по интернационализации должны быть включены в стратегии всех направлений развития университета — учебного, научного, социального, административного и других. Такой подход, кстати, уже нашел применение при разработке новой программы развития ИжГТУ.