19 апреля правительство РФ утвердило директивы по цифровой трансформации госкомпаний. Рекомендации направлены на повышение эффективности предприятий за счет внедрения российских цифровых решений. Стратегии цифровой трансформации должны быть разработаны до 1 сентября 2021 года, затем согласованы с отраслевыми министерствами и Минцифры России. Стратегические документы должны учитывать требование директив об увеличении доли закупок российских цифровых решений: к 2024 году этот показатель должен составить не менее 70% от общей суммы расходов на ПО.
По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, среди госкомпаний есть как абсолютные лидеры по цифровой трансформации, так и те, кто пока не выделяет это направление в качестве приоритетного: «Задача директив — масштабировать и структурировать деятельность по цифровизации и импортозамещению, не только контролируя компании, но и помогая им методическими рекомендациям, экспертизой и финансовыми инструментами. Планируется, что до 2024 года к исполнению директив присоединятся все компании, доля участия государства в которых составляет 50%».
Ранее методические рекомендации прошли апробацию в таких крупных компаниях, как «Почта России», РЖД, Алроса, «Газпром нефть». Госпредприятия — лидеры цифровизации. По словам директора по развитию Фонда развития интернет-инициатив Евгения Борисова, в 2020 году почти вдвое (с 25% до 48%) выросло число госкомпаний, разработавших и принявших цифровую стратегию: «В приоритетах компаний цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг».
Однако средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям в АЦ при правительстве РФ оценивают только в 54%.
Деньги и стандарты
Согласно исследованию SAP и «Делойт» (опубликовано в марте 2021 года), у российского бизнеса, как и у зарубежных компаний, в целом сформировалось понимание цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию. Традиционно отрасли сегмента B2C демонстрируют более высокий уровень цифровой зрелости по сравнению с B2B за счет быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.
— Внешняя среда становится для отраслей главным драйвером изменений, именно поэтому банки, телеком, ритейл цифровизируются гораздо быстрее. Им необходимо искать новые подходы к ведению бизнеса, вводить международные практики, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Однако для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: во-первых, консервативность и непрозрачность части индустрий, во-вторых, необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов. Сейчас компаниям требуется сфокусироваться на изменении бизнес-процессов по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры, — отметил исполнительный директор SAP CIS Алексей Петунин.
В перечень барьеров, с которыми сталкиваются предприятия на пути цифровой трансформации, сами компании часто включают устаревшую ИТ-инфраструктуру, дефицит средств и отсутствие единых стандартов.
С последними двумя пунктами государство пообещало разобраться. В декабре прошлого года внесены поправки в ФЗ «О стандартизации в РФ». Основное изменение — нормативное закрепление цифровых технологий в национальной системе стандартизации. В марте Минцифры РФ предложило расширить число компаний, которые смогут воспользоваться льготными кредитами на внедрение отечественных решений.
Одно из изменений касается минимальной суммы кредитов — она будет снижена с 25 млн до 5 млн рублей. Для удобства компаний упрощены требования к заявительной и отчетной документации, а также оптимизирован механизм согласования кредитов. «Субсидия на текущий год позволит заключить кредитные соглашения на сумму до 40 млрд рублей», — рассказал Дмитрий Чернышенко.
Культура и лидеры
Но дело не только в стандартах, финансах и даже технологиях. ИТ-компании, которые занимаются внедрением цифры, главным препятствием считают неготовность компаний к изменениям, отсутствие цифровой культуры. По мнению директора Центра стратегий и программ НИУ ВШЭ Павла Рудника, важным элементом цифровой трансформации должно стать воспитание культуры работы с данными.
Аналитики SAP и «Делойт» предлагают решать проблему за счет внедрения в компаниях роли цифровых амбассадоров, вовлечения в процесс наибольшего количества сотрудников и развития их цифровых компетенций, а также за счет формирования и поддержания культуры постоянного эксперимента и готовности бизнеса к риску. «Кроме того, следует создавать сценарии цифровизации, которые будут вовлекать в этот процесс внешних партнеров организации», — рекомендуют исследователи.
Еще один действенный метод — анализировать и перенимать то, что делают лидеры. В их числе помимо ИТ-сектора — банки, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. По данным АЦ при правительстве РФ, количество пилотных проектов в крупнейших компаниях в 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% крупнейших компаний используют решения с искусственным интеллектом: «Запущены реальные проекты по беспилотному транспорту (КамАЗы, комбайны). Происходит бурный рост использования голосовых помощников и интеллектуальных чат-ботов. Осуществляется переход от простых моделей ИИ к более сложным, комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Происходит активное внедрение гиперконвергентных инфраструктур, реализуются первые проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур».
Для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: во-первых, консервативность и непрозрачность части индустрий, во-вторых, необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов
Один из лидеров трансформации — ММК. «Цифровой» портфель компании включает 57 проектов по различным направлениям бизнеса. В марте она представила масштабное применение программных роботов RPA (Robotic Process Automation) и внедрение системы электронного документооборота АТАЧ. «Учитывая, что мы все-таки металлургическое предприятие, основной акцент в выборе проектов мы делаем на тех из них, которые позволят повысить производительность труда, оптимизировать производственные и технологические процессы, повысить качество готовой продукции и клиентоориентированность предприятия», — рассказал главный специалист по информационным технологиям ММК Вадим Феоктистов.
— Внедрение цифровых технологий идет неравномерно, и 60% приходятся на финансы, транспорт, энергетику и здравоохранение. Важно вовлекать в цифровую палитру секторов и новых акторов не только крупный бизнес, но и средние и малые предприятия. Необходимо устранить цифровой разрыв, не допустить его расширения, чтобы запоздавшие компании не оказались на обочине трансформации, — подводит итоги директор Центра исследований цифровой экономики ВШЭ Константин Вишневский.