Среднее количество занятых на малых и средних предприятиях в России выросло на 7%. Это данные за первый квартал 2021 года. Цифры на комиссии Госсовета по направлению «Малое и среднее предпринимательство» назвал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. С прошлого года институт бизнес-омбудсмена на основе данных Сбербанка составляет «Индекс роста МСП». Исследование учитывает три параметра: средние финансовые поступления на счет одного субъекта МСП, среднюю зарплату на одного работающего в секторе МСП, среднее число работников на один субъект МСП. По нему, в первом квартале 2021 года средняя выручка увеличилась до 7,4 млн рублей (за тот же период-2020 — 6,7 миллиона, за вычетом инфляции рост 6%), среднее количество занятых выросло с 6,7 человек до 7,1. А вот средняя зарплата упала с 37 тыс. рублей до 30,7 тысячи (на 17%).
— Странная и противоречивая статистика с разнонаправленными показателями, — анализирует омбудсмен. — Очевидно, что меры антипандемийной поддержки способствовали обелению сектора. Это побудило большое количество компаний ввести сотрудников в правовое поле, таким образом, увеличилась статистика по среднему количеству занятых. А вот картина с зарплатами стала более реалистичной. Настоящий средний уровень после вывода части сотрудников из тени оказался ниже того, который декларировался ранее.
Как чувствует себя сектор спустя год после пандемии?
Как будто восстанавливается и адаптируется
По данным Минэкономразвития РФ, общая численность занятых в малом бизнесе в России выросла в 2020-м по сравнению с предыдущим годом и составила почти 23 млн человек. «В прошлом году при сокращении наемных сотрудников на 4,3% в стране в пять раз выросло число самозанятых. Общее количество занятых в МСП в 2020 году увеличилось на 1% к 2019 году — 237 тыс. человек», — сообщил глава ведомства Максим Решетников. По его словам, число субъектов МСП несколько сократилось, но массового закрытия предприятий не произошло: «У нас закрылось предприятий в 2020 году на 50 тыс. меньше, чем в 2019-м».
Как подчеркнул министр, стабилизировать сектор МСП удалось благодаря тому, что сработал широкий спектр антикризисных мер, которые реализовывались по мере развития ситуации.
Портфель кредитов по программам льготного кредитования по итогам прошлого года составил 1,3 трлн рублей. Самой популярной мерой, по данным института уполномоченного по защите предпринимателей, стало кредитование под 2% на возобновление деятельности — ею воспользовались 21,4%. На втором месте отсрочка по всем видам налогов (за исключением НДС) — 19,6%. На третьем месте продление сроков уплаты страховых взносов — 16,6%. Из предпринимателей, которые воспользовались мерами поддержки в форме прямых дотаций (федеральных или региональных), кредита под 2% или регионального кредита, 60% смогли сохранить численность персонала в 2020 году.
По мнению Бориса Титова, объем господдержки в пандемию в России был меньше, чем в крупнейших экономиках мира:
— По данным последнего опроса предпринимателей, поддержку сумели получить 42% субъектов малого и среднего бизнеса. 31,8% пытались получить поддержку, но не смогли. Общий объем мер антикризисной поддержки составил 5 — 6% от ВВП, в то время как в развитых странах — от 12% до 33%. Но нам удалось пройти этот период примерно на уровне США и лучше Европы — за счет того, что период ограничений был более коротким.
С третьего квартала 2020 года сектор МСП стал потихоньку восстанавливаться, однако уверенной динамики он до сих пор так и не набрал.
Согласно мониторингу, проведенному институтом уполномоченного, в прошлом году выручка упала у 80% компаний. Тем не менее массовых банкротств пока не произошло, рынок покинули лишь 3% из опрошенных компаний. Важнейшим негативным фактором оказался деградирующий спрос. 79% респондентов указали, что спрос на продукцию их компании по итогам 2020 года сильно уменьшился или совсем исчез.
Можно сказать, поддерживают
— Анализ состояния МСП говорит о том, что бизнес адаптировался к новым условиям и восстанавливается после локдауна, — убежден Максим Решетников.
Но и министр признает, что «не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям»:
— Есть и те, кто вернулись, но с накопленными убытками. Для их поддержки запустили новый инструмент — программу льготного кредитования ФОТ 3.0. Ею могут воспользоваться участники программы по поддержке занятости ФОТ 2.0 из невосстановившихся отраслей — сферы общественного питания, культуры, спорта, развлечений, гостиниц и туризма.
— Первичный анализ данных о ходе ФОТ 3.0 и опросы предпринимателей показывают, что программа вызывает у бизнеса интерес, но динамика выдачи кредитов по ней отстает от динамики программы ФОТ 2.0. В прошлом году за первую неделю действия ФОТ 2.0 в Сбербанк поступило заявок на 35% от всей квоты расходов, выделенной на программу, — рассказал Борис Титов. — Сейчас, согласно официальным данным, за первые две недели действия ФОТ 3.0 все банки приняли заявок лишь на 9% квоты. Это связано с тем, что для участия в программе установлены серьезные ограничения. Во-первых, потенциальные участники ФОТ 3.0 обязаны до этого принимать участие в ФОТ 2.0, во-вторых, сужено число отраслей, имеющих право на поддержку, в-третьих, установлено ограничение по ОКВЭД для малых предприятий, входящих в группу компаний. Кроме того, срок погашения кредита весьма короток, и во второе полугодие срока кредитования предусматривается двойная оплата — как за период моратория на выплаты, так и за последующие полгода.
План по увеличению вклада малого и среднего бизнеса до уровня в 32,5% ВВП к 2024 году, как это было предусмотрено в предыдущей версии паспорта нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», невыполним
Бизнес-омбудсмен считает, что потенциал программы ФОТ 3.0 мог бы стать более значимым, если распространить ее действие на все отрасли, для которых предусматривалась поддержка в рамках ФОТ 2.0: «Критерием для включения дополнительных отраслей по сравнению с утвержденным перечнем могло бы стать сокращение выручки за первый квартал 2021 года на 30% и более по сравнению с первым кварталом 2020 года».
Титов также предложил допустить к участию в программе ФОТ 3.0 предприятия, которые не получали кредиты в рамках ФОТ 2.0. Для обеспечения более гибкого графика выплат действие программы предложено продлить с 12 до 18 месяцев (первые шесть месяцев — мораторий на выплату процентов, последние 12 — равномерное погашение кредитов).
Мониторинг института уполномоченного показал, что половина малого бизнеса в России нуждается в продлении отсрочек по уплате налогов и кредитов: «36,7% предпринимателей получили меры поддержки (налоговые, кредитные отсрочки и реструктуризации), по которым предстоит погашение обязательств в ближайшее время, 49,4% из них готовы к выполнению обязательств, еще 42,9% нуждаются в новой реструктуризации, так как не смогут погасить долг по наступлению срока погашения. Остальные 7,7% считают, что не смогут исполнить условия получения меры поддержки ни при каких условиях».
86% предпринимателей, опрошенных в рамках мониторинга, считают, что необходимо сокращать налоговую нагрузку, 81,5% — снижать административное давление на бизнес. 81% — ограничивать рост тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий. Большинство убеждены, что темпы дальнейшего восстановления МСП будут зависеть не только от эффективности господдержки, но и от качества бизнес-среды. Это вопрос за рамками антикризисных мер, и он в первую очередь адресован институтам развития.
В общем-то способствуют развитию
В апреле Корпорация МСП представила новую стратегию развития. «В основу стратегии, осуществляемой в рамках реформирования институтов развития при координации ВЭБ.РФ и Минэкономразвития России, будут заложены запросы предпринимателей. То есть речь идет о формировании экосистемы поддержки предпринимательской инициативы», — заявил генеральный директор корпорации Александр Исаевич.
Корпорация намерена создавать новую инфраструктуру поддержки бизнеса в регионах и способствовать расширению рынка сбыта для МСП благодаря обеспечению доступа к закупкам крупнейших заказчиков, выведению продукции малого и среднего бизнеса на полки крупных ритейлеров, развитию экспортного потенциала.
К 2025 году общий объем закупок у 200 тыс. компаний МСП должен составить 5,1 трлн рублей, уверяют в корпорации.
Также в обновленный документ войдут
задачи по цифровизации процесса получения мер поддержки МСП и повышению уровня информированности предпринимателей. Максим Решетников уверен, что для субъектов РФ корпорация должна быть проводником лучших практик и наработок.
Пока это не так, что показала масштабная проверка Счетной палаты (проведена в два этапа: на первом проанализировано выполнение среднесрочной программы деятельности корпорации на 2016 — 2018 годы, на втором — эффективность института развития в целом).
— Полученные результаты позволили Счетной палате сделать вывод о незначительном влиянии корпорации на развитие малого и среднего бизнеса в России. Всего за период с 2015 по 2020 год координируемые корпорацией участники Национальной гарантийной системы (НГС) предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на сумму 658,4 млрд рублей. Это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в размере 1,4 трлн рублей. При этом число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках НГС, составило менее 1% от их среднегодового количества за указанный период, что свидетельствует о локальности этих мер, — прокомментировали в палате итоги проверки.
По данным аудиторов, не удалось корпорации существенно повлиять и на выполнение одного из основных показателей стратегии развития МСП до 2030 года — увеличение доли кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: «Его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты».
Кроме того, в краткосрочных и среднесрочных программах деятельности корпорации установлены легкодостижимые показатели. «Так, практически по всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, во многих случаях значительное — от 500 до 9000%. Такие высокие показатели создают риски некорректной оценки эффективности корпорации», — подчеркивают инициаторы проверки.
— Вызывает вопросы зарплатная политика в корпорации. Так, средняя месячная зарплата работников (без учета членов правления) составила около 380 тыс. рублей. Это в два раза выше средней зарплаты в сфере финансовой и страховой деятельности по Москве. При этом среднемесячная зарплата членов правления корпорации составила в проверяемом периоде около 3,3 млн рублей, — отмечают в Счетной палате.
В Корпорации МСП с итогами проверки соглашаются и уверяют, что сделают акцент на увеличении числа компаний МСП, которые получат поддержку, и новых форматах нефинансовой поддержки.
— Про важность развития МСП в России очень много говорят. Последние годы прошли под лозунгами снижения контрольной и административной нагрузки на бизнес, оптимизации налоговых режимов, упрощения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, повышения имиджа предпринимательской деятельности. Однако внимание государства к проблемам небольших организаций все еще остается недостаточным, — итожит аудитор СП Данил Шилков.
Его мнение подтверждают пессимистические ожидания участников мониторинга, проведенного институтом бизнес-омбудсмена: «У трети наблюдается дальнейшее снижение оборотов, каждый десятый указал, что их компания готовится к закрытию. Основной трудностью, по мнению большинства, стало то, что спрос на продукцию с момента начала пандемии так и не восстановился».