Как развивать отношения между Италией и Россией в условиях непрекращающихся санкций, чем будут удивлять итальянцы на международной промышленной выставке Иннопром и когда Аппенинский полуостров откроется для наших туристов, в интервью журналу «Э-У» рассказал посол Италии в России Паскуале Терраччано.
Делай с нами
— Как вы оцениваете уровень экономического сотрудничества между Италией и Россией в условиях продолжающихся санкций и ограничительных мер борьбы с пандемией коронавируса? Что можно предпринять в такой ситуации для расширения и углубления взаимодействия?
— Как вы знаете, между Италией и Россией традиционно существуют прочные связи в области экономики и торговли с очень высоким уровнем взаимообмена и обоюдных инвестиций. Эти отношения смогли продолжиться, несмотря на все кризисы (например, 2008 и 2014 годов), и прошли проверку на прочность в сегодняшней чрезвычайной ситуации, связанной с санитарной обстановкой. Чтобы преодолеть этот кризис, необходимо сделать ставку на новые совместные проекты, в том числе промышленные, с высокой технологической составляющей, которые отличались бы низким воздействием на окружающую среду для эффективной борьбы с изменениями климата. Для запуска таких проектов очень важную роль должно сыграть двухстороннее сотрудничество.
В этой связи мне особенно дорога стратегия Made with Italy («Сделано с Италией»), которая как раз способствует тому, чтобы поставлять в Российскую Федерацию высокие технологии, разработанные в нашей стране, и таким образом способствовать созданию новых предприятий на территории вашей страны. У Италии есть потенциал, который может для вас оказаться чрезвычайно важным в таких областях, как машиностроение, инфраструктура, пищевая промышленность, фармацевтика и др.
— Италия, председательствующая в «большой двадцатке» и сопредседательствующая вместе с Великобританией в Конференции ООН по изменению климата, большое внимание уделяет вопросам охраны окружающей среды. Какие экологические инициативы выдвигает ваша страна и как ведется в этой сфере диалог с Россией?
— Что касается возобновляемой энергии, источников чистой энергии, существует много примеров такого сотрудничества. Как вы справедливо отметили, это связано и с нашим председательством в этом году в «большой двадцатке», и с сопредседательством вместе с Великобританией в Конференции ООН по изменению климата. Как раз Италия поставляет здесь самые современные технологии, и у нас очень интересные проекты.
В качестве примера я могу назвать два ветропарка, которые наша компания Enel сейчас вводит в Мурманской области. Также Enel разрабатывает интересный проект по производству «зеленого» водорода. Кроме того, Enel в настоящее время ведет переговоры с различными российскими партнерами о поставках инновационной системы электрических печей, которые питаются от солнечной энергии или энергии с ветропарков.
Другая итальянская компания Danieli передает российскому партнеру — Объединенной металлургической компании — оборудование со сниженным воздействием на окружающую среду в рамках перехода на «зеленую» металлургию.
— В России широко обсуждается ваше предложение, сделанное пару месяцев назад, об исключении сыра пармезан из списка контрсанкций против свежих продуктов, поскольку это не свежий сыр. Известно ли вам о реакции российских властей на ваше предложение? Имеются ли, на ваш взгляд, еще какие-либо технические ошибки в контрсанкциях со стороны России?
— К сожалению, уполномоченные российские технические органы не пересмотрели решение о включении пармезана в список контрсанкций, так как его исключение из данного списка могло бы быть продиктовано исключительно наличием у продукта лечебных свойств. Разумеется, мне жаль, что это неблагоприятное для нас решение не поменялось. Его пересмотр был бы прекрасным знаком внимания, тем более что на некоторые другие продукты, не имеющие терапевтических качеств, не были наложены санкции. Я ожидал большей открытости.
— В некоторых СМИ сообщалось, что Италия сможет принять российских туристов уже этим летом. Действительно ли это так?
— Очень надеюсь, что туристические потоки смогут возобновиться этим летом, но решающим фактором станет развитие эпидемиологической ситуации.
Время Италии
— Италия стала первой европейской страной-партнером международной промышленной выставки Иннопром, которая состоится в Екатеринбурге в июле этого года. Чем будете удивлять?
— Мы этому очень рады. Для нас большая честь быть первой европейской страной, которая принимает участие на выставке Иннопром в данном качестве. Мы представим на выставке более 50 итальянских компаний. Некоторые из них очень крупные и уже хорошо известны в России, другие поменьше. Плюс к этому привезем около 20 стартапов. Но у всех этих компаний есть объединяющий фактор — это высокая технологичность и инновации.
Мы решили, что наше участие в Иннопроме должно сопровождаться настоящей Итальянской неделей в Екатеринбурге, для которой мы приготовили множество культурных мероприятий. Главным событием этой недели будет выставка, посвященная Леонардо да Винчи, она пройдет в Ельцин-центре. Также у нас будет еще две выставки, посвященные промышленному дизайну: выставка Olivetti и выставка автомобильных прототипов Bertone в Музее архитектуры и дизайна.
Главным событием Итальянской недели в Екатеринбурге будет выставка, посвященная Леонардо да Винчи, которая пройдет в Ельцин-центре
Также мы организуем большой концерт итальянской оперы в Свердловской филармонии. Дирижировать будет итальянский маэстро Фабио Мастранджело. А еще будет показан спектакль театра Таскабиле из города Бергамо и проведен кинофестиваль.
Помимо этого, Национальное агентство по туризму Италии подготовило большую программу уличных мероприятий, открытых для всех. Они включают в себя и джазовые концерты, и выступления знаменитых флагоносцев в исторических костюмах, а также серию гастрономических дегустаций, в которых примут участие итальянские рестораны и производители продуктов питания.
— Какие экономические отрасли Уральского региона вызывают наибольший интерес у итальянских компаний и инвесторов?
— Когда я был в рабочей поездке в Екатеринбурге, то встречался с губернатором Свердловской области и мэром города. Мы как раз говорили о том, что Иннопром — это очень хорошая возможность для новых инвестиций и новых совместных проектов. Разумеется, наше сотрудничество можно улучшить, есть пространство для роста, в том числе в таких областях, как производство мебели, товаров для дома, модной одежды и аксессуаров, пищевых продуктов.
Мы можем сотрудничать со Свердловской областью в таких сферах, как промышленность, химия, технологии, что поможет также повысить уровень индустриализации всего региона.
— Можете назвать примеры бизнес-проектов, которые уже реализуют итальянские компании на Урале самостоятельно или совместно с российскими предприятиями?
— Итальянские компании широко представлены во всем Уральском регионе. Я не смогу назвать их все, но они представляют собой очень удачную модель, которая может быть с успехом перенесена на территорию других регионов России. Например, можно вспомнить о промышленном центре в Челябинске, созданном на территории индустриального парка «Станкомаш» итальянскими компаниями Cimolai, Cividale, Termomeccanica Pompe, Orion, Nidec ASI и Breda Energia. Все это совместно с российской компанией «КОНАР» по характерной для Италии модели промышленного района.
Разумеется, я должен упомянуть о компании Enel — это первый итальянский инвестор в России. Он представлен в Екатеринбурге Среднеуральской ГРЭС — крупным предприятием, поставляющим тепло трети города. На ней в данный момент проводятся масштабные работы по реновации не только для того, чтобы улучшить эффективность станции, но и чтобы снизить ее воздействие на окружающую среду. Мы убеждены, что именно экологичность и экономическая выгода — два аспекта, которые должны дополнять друг друга и присутствовать в каждом новом инвестиционном проекте.
Это хорошие результаты, но мы не хотим останавливаться на достигнутом. В вашем регионе очень много секторов, которые могут заинтересовать итальянские компании. Это касается машиностроения, пищевой промышленности, сельского хозяйства, ИТ, новых технологий.
Я уверен, что в будущем будут воплощены в жизнь и другие проекты, которые помогут распространять не только всем известное «Сделано в Италии», но и очень успешную стратегию «Сделано с Италией», которая объединяет российские и итальянские компании с их ресурсами, предпринимательскими талантами и жаждой инноваций.