За последний год российские ритейлеры активизировали работу с открытыми инновациями — технологическими решениями и продуктами, разработанными вне научных отделов корпораций и полученными вне сотрудничества с другими крупными компаниями: зачастую источниками таких решений являются стартапы или отдельные предприниматели. В опубликованный в июне исследовательским проектом «Барометр» (инвестиционная компания A.Partners) ежегодный рейтинг российских корпораций по работе с открытыми инновациями вошли пять розничных торговых сетей: Х5 Group, «Лента», «ВкусВилл», «Магнит» и «Сафмар». Для сравнения: в аналогичном рейтинге за 2019 — начало 2020 года отрасль была представлена всего двумя корпорациями. Рейтинг оценивает компании по 11 критериям активности на основании ряда инструментов: окно инвестиций, акселератор, покупка проекта, инвестиции в проект и т.д.
Охота за стартапами
Самые крупные российские ритейлеры, ведущие активную деятельность не только на отечественном рынке, но и за рубежом, — Х5 Group и «Лента» — развернули настоящую охоту за инновационными высокотехнологичными решениями в торговле.
— Работа с инновациями стала одним из ключевых направлений трансформации компании в 2020 году, — рассказали в пресс-службе «Ленты». — Для организации систематического сотрудничества с проектами, которые могут оказать качественное влияние на бизнес компании, в «Ленте» создан Центр инноваций, который отвечает за изучение потребностей внутренних бизнес-заказчиков, а также отбор и пилотирование инновационных решений, способных улучшить процессы и повысить продажи за счет создания уникальных сервисов для покупателей. Сейчас в портфеле «Ленты» уже более тысячи решений, треть которых составляют зарубежные стартапы. В 2020 году Центр инноваций запустил 18 пилотов, четыре из которых переданы в тираж, одно решение внедрено во всей сети. Для пилотного тестирования новых технологий создана «Тестовая среда», в которую входят несколько работающих магазинов «Лента». Параллельно компания развивает сотрудничество с ведущими местными и зарубежными научно-исследовательскими центрами и университетами для ранней идентификации прорывных технологий.
Мультиформатная розничная компания России X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») имеет собственную лабораторию инноваций. В феврале прошлого года был образован Retail Innovation Tech Alliance (RITA) — альянс по поиску и внедрению инноваций. В него вошли на паритетных условиях X5 Retail Group, Билайн, Группа «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff. Задача альянса — искать новые технологические решения как на российском рынке, так и на крупнейших международных стартап-площадках. Партнеры планируют открыто делиться друг с другом лучшими практиками и кейсами работы со стартапами. Ранее X5 Retail Group первой среди российских компаний стала якорным партнером крупнейшего международного акселератора Lafayette Plug&Play в Европе: стороны заключили соглашение на три года, оно предусматривает совместный поиск инноваций по всему миру.
Проблема приоритетов
Какие именно инновации интересуют сегодня ритейлеров? Рассматриваются технологические решения для таких сфер, как электронная коммерция, транспорт и логистика, потребительские практики, качество товаров, операции в торговых точках, автоматизация процессов бэк-офиса, маркетинг, цифровые развлечения, интернет вещей. Ожидания от новых решений — рост эффективности бизнеса, повышение скорости и качества принятия решений, улучшение клиентского опыта, а также формирование новых перспективных бизнес-моделей и направлений.
— Ритейл оказался не настолько проворным в изобретении новых форматов, все усилия ритейла сейчас уходят на оптимизацию дряхлеющих бизнес-моделей, а на новые модели сил уже не остается. Банки, высокотехнологичные компании активно входят на поляну ритейла и постепенно забирают его аудиторию, предлагая новые форматы, — предупреждает независимый эксперт по инновациям в ритейле Борис
Агатов. — В борьбе за выживание и повышение эффективности ритейл вынужден начать активный поиск инновационных решений, в первую очередь ИТ. Сложностью, с какой столкнется ритейл в 2021 году, станет изобилие технологий и отсутствие критериев выбора. Как при ограниченном бюджете выбрать, которое решение нужно в первую очередь внедрить, а какое во вторую? 2021 год — это проблема приоритетов.
Приоритеты расставила пандемия. Необходимость быстрых и бесконтактных офлайн-покупок привела к ускоренному внедрению в ритейле различных цифровых инструментов. Благодаря этому исчезло четкое разделение розничной торговли на онлайн и офлайн.
Чтобы избежать передачи COVID-19 через денежные купюры и банковские карты, в ряде магазинов начали тестировать бесконтактные способы оплаты товаров — с помощью биометрической идентификации («оплата по лицу»). Например, в марте этого года инновационный сервис «Оплата одним взглядом» был организован совместными усилиями X5 Retail Group, Сбера и Visa, к нему уже подключено 150 супермаркетов «Перекресток» и несколько магазинов «Пятерочка» в Москве. Сообщается, что биометрическая идентификация на кассе самообслуживания реализована на базе разработок лаборатории инноваций Х5 и технологии VisionLabs. На оплату взглядом понадобится несколько секунд — примерно столько же, сколько занимает обычная транзакция банковской картой. Инноваторы убеждены, что это быстрая, удобная и безопасная технология будущего, ведь чтобы воспользоваться сервисом, не нужны ни наличные, ни банковская карта, ни даже смартфон — достаточно «предъявить» лицо.
Решение реализуется на кассах самообслуживания собственной разработки Х5. В базовой сборке устройства используется 3D-камера с высокой точностью распознавания и захватом глубины, что позволяет легко и быстро считывать черты лица с учетом роста человека и изменений во внешности. Разработчики уверяют, что высокая степень разрешения камеры позволяет обеспечить безопасность, исключить взлом и подмену данных (спуфинг).
— Новый сервис доступен клиентам Сбербанка. Чтобы воспользоваться новой технологией, необходимо в мобильном приложении СберБанк Онлайн выбрать пункт «Оплата одним взглядом» (в разделе «Карты» или «Профиль») и указать карту, с которой будут списываться средства при оплате по лицу. На кассах самообслуживания, установленных в магазинах Х5, после сканирования товаров нужно выбрать режим «Оплата одним взглядом», на пару секунд снять маску и посмотреть в камеру. Ни банковская карта, ни смартфон не понадобятся, — рассказали в пресс-службе X5 Retail Group.
— Мы верим, что оплата при помощи лица вскоре станет одним из наиболее востребованных способов совершения покупок в супермаркетах. Наше исследование подтверждает высокий интерес россиян к этому виду биометрической идентификации: 70% покупателей планируют платить при помощи лица в будущем, — отметил генеральный директор Visa в России Михаил Бернер.
Аналогичную технологию оплаты взглядом начал внедрять и «Магнит». В апреле этого года в пресс-службе ритейлера сообщили, что сервис, также внедряемый совместно со Сбером, стал доступен в нескольких магазинах Москвы, Краснодара и Ростова-на-Дону, а к июню должен был заработать в сотне с лишним торговых точек Москвы и Краснодара. В пилотировании технологии оплаты взглядом «Магнит» не ограничивается одним форматом — новая функция появилась в магазинах у дома, «Магнит Косметик», супермаркетах «Магнит Семейный» и суперсторах «Магнит Экстра», причем как на кассах самообслуживания, так и на обычных кассах с кассирами.
По словам директора департамента розничных технологий сети «Магнит» Эдуарда Ирышкова, предварительные результаты эксперимента показали, что процесс оплаты покупок ускорился в несколько раз: «Хронометраж показывает, что вместо 34 секунд при оплате наличными и 15 секунд при безналичной оплате теперь тратится всего 3 секунды. Решение о масштабировании мы будем принимать, когда изучим отклик покупателей и потенциальное влияние сервиса на бизнес-показатели».
На минимизацию контактов в супермаркете в период сложной эпидемиологической ситуации направлено развитие и такого дистанционного сервиса, как «умные весы».
В апреле прошлого года X5 Retail Group объявила о собственной разработке устройства, автоматически распознающего весовой товар, включая фрукты, овощи и конфеты. «Умные весы», монтируемые на существующую весовую платформу, состоят из камеры и вычислительного модуля, которые передают данные в общую нейросеть. Система весов, оснащенная компьютерным зрением, способна самостоятельно распознать товар даже в пакете.
Помимо заботы о здоровье покупателей, «умные весы» решают и другую, не менее важную задачу — ускорение времени операций на кассе. По статистике торговой сети «Пятерочка», весовые товары входят в 30% чеков. В течение одного часа кассир взвешивает продукты около 47 раз, каждая операция занимает в среднем 14,5 секунды. «Умные весы» помогают значительно ускорить обслуживание покупателей: только в расчете на один магазин пропускная способность увеличивается на 20 тыс. человек в год, а годовая экономия времени на обслуживании покупателей на кассе составит не менее 1300 часов. В компании сообщили, что пилотирование «умных весов» прошло в десяти магазинах «Пятерочка», где была выявлена точность распознавания объектов до 98,4%. По мере тестирования нейросеть, которая использовалась в системе компьютерного зрения, постоянно обучалась и повышала точность распознавания.
— В ассортименте магазина «Пятерочка» в среднем находится 160 — 180 различных весовых товаров. Задача кассира при работе с таким товаром — найти товар в иерархическом меню на клавиатуре или по памяти вбить PLU из трех-восьми цифр. «Умные весы» позволяют оптимизировать операции: покупателю не нужно искать весы самообслуживания, а персоналу — запоминать код товара. «Умные весы» — пример внедрения инновационного продукта, который решает реальную бизнес-задачу ритейла, — подчеркнул директор по операциям и розничным технологиям торговой сети «Пятерочка» Сергей Попов.
В результате пилота принято решение о развитии проекта и установке 500 «умных весов» в ста магазинах сети «Пятерочка». Систему планирует также интегрировать в собственные кассы самообслуживания Х5.
О тестировании «умных весов» с системой распознавания продукта по внешнему виду сообщает также «Лента». После того, как товар оказывается на таком устройстве, на экране появляются варианты наименований ассортимента, из которых покупатель выбирает верный и распечатывает ценник. «Точность распознавания зависит от упаковки и достигает 92%. Разработка позволяет повысить скорость и качество обслуживания в зоне свежих фруктов и овощей в магазине», — отметили в пресс-службе ритейлера.
Среди других проектов на базе технологии видеораспознавания, тестируемых в торговых центрах сети «Лента», — система видеораспознавания товаров, благодаря которой сотрудники магазина могут в онлайн-режиме контролировать полноту ассортимента на полках, соответствие выкладки планограмме и корректность ценников. Система построена на распознавании внешнего вида продуктов, ее точность — 93% и выше. Информация об отсутствии того или иного SKU (идентификатора товарной позиции, артикула) поступает в приложение, установленное в телефоне сотрудника. Быстрое реагирование на отклонения позволяет повышать доступность товаров на полке для покупателей.
Также «Лента» тестирует систему видеораспознавания, которая определяет количество людей на кассах и в зонах самообслуживания и уведомляет об этом ответственного сотрудника. Технология позволяет своевременно открывать дополнительные кассовые линии и избежать появления очередей. Пилоты проходят в Архангельске и Балашихе. Дополнительные камеры на входе в магазин анализируют количество покупателей, эти данные учитываются для прогнозирования трафика. За счет информации, полученной с них, компания планирует оптимизировать графики вывода кассиров.
На ускорение обслуживания покупателей и минимизацию контактов направлено масштабирование «Лентой» проекта электронной «Гали» (разработана компанией CSI при участии Центра инноваций и ИТ-подразделения «Ленты»). В июне этого года пресс-служба ритейлера сообщила, что чат-бот Set Galya заработал во всех гипермаркетах и супермаркетах торговой сети. «Галя» позволяет удалять товар, менять его количество или отменять последнюю позицию в чеке без участия старшего кассира. Она получает в приложении сформированный запрос из кассовой системы и одним нажатием кнопки подтверждает операцию, на это уходит не более 20 секунд. Решение экономит около 60 часов рабочего времени в одном гипермаркете в месяц, а также в шесть раз ускоряет обработку запросов с касс.
Революция близко
По сути, все перечисленные инновации, а также многие другие (кассы самообслуживания, электронные ценники, «умные тележки», система самостоятельной оплаты покупок, автоматизация работы с поставщиками) — это шаги в сторону важной для ритейлеров цели: создания торгового центра с полностью автоматизированной системой покупок, так называемого беспилотного магазина. Почему это так важно?
Ускоренное внедрение в ритейле различных цифровых инструментов стирает разделение розничной торговли на онлайн и офлайн
Во-первых, беспилотный магазин вбирает в себя практически все современные высокотехнологичные решения в ритейле и способен стать своеобразной квинтэссенцией инноваций, он характеризует уровень развития той или иной торговой сети, а значит, напрямую влияет на стоимость компании. Во-вторых, в условиях пандемии бесконтактные способы приобретения товара становятся все более популярны у потребителей и всячески поощряются местными властями. В-третьих, автоматизация и роботизация торговли позволяет сократить количество рабочих мест, что особенно востребовано в российских условиях, когда на работодателя по отношению к его работникам в законодательном порядке накладывается все больше обязательств. Впрочем, сэкономить здесь пока вряд ли получится: стоимость автоматизации небольшого магазина площадью 50 — 100 кв. метров может доходить до 8 млн долларов. Соответственно, это отражается на ценах товаров в таком беспилотнике.
Еще одна важная задача автоматизации магазинов — вовлечь в круг лояльных потребителей поколение миллениалов, доля которых среди населения стала уже значительной, но они активно пользуются услугами электронной коммерции, чтобы экономить время. На этом пути ритейлеры-инноваторы могут столкнуться с тем же, что испытали на себе банки двадцать лет назад, устанавливая банкоматы: склонные к консерватизму представители старшего поколения осваивают новые технологии годами. Как бы магазины-беспилотники не отпугнули основную категорию потребителей.
Пять лет назад в Сиэтле (США) компания Amazon Go в тестовом режиме открыла торговую точку, где нет ни продавцов, ни касс, ни очередей. Там при входе в магазин покупатель должен авторизоваться на смартфоне через QR-код в мобильном приложении Amazon и показать сканеру код на экране. Если этого не сделать — турникет заблокирует вход. С помощью видеокамер, установленных во всех уголках магазина и даже на потолке, система наблюдения отслеживает местоположение каждого покупателя, а сканеры RFID-меток на полке определяют, когда взяли товар. Мобильное приложение автоматически осуществляет транзакцию при выходе из магазина. Все просто: авторизовался, зашел, набрал товары, ушел.
В России первый магазин с полностью автоматизированной системой покупок «Пятерочка #налету» открыла X5 Retail Group в октябре прошлого года в Москве. Магазин торговой площадью около 80 кв. метров работает с 7:00 до полуночи. Для входа необходимо воспользоваться приложением «Пятерочка #налету», которое доступно в App Store и Google Play, и зарегистрироваться с помощью Х5 ID. Система формирует динамический QR-код, при сканировании которого покупатель может попасть в торговый зал без персонала, где представлено около 900 наименований различной продукции, включая категорию «фреш» и свежий кофе.
— Ассортимент формируется с учетом нового формата потребления в современном мегаполисе — доступ к свежим и качественным продуктам, товарам на каждый день с помощью передовых цифровых решений и максимально близко к дому, — рассказали в пресс-службе торговой сети. — Магазин работает по принципу «умного дома»: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) действует система специальных датчиков, которые могут контролировать вход, выход, нахождение покупателей в объекте, освещение, обеспечивают физическую безопасность. Ценники магазина — электронные, благодаря чему информацию о стоимости продуктов можно загружать дистанционно. Торговая точка оборудована круглосуточной системой видеонаблюдения, в приложении доступны специальный чат поддержки и горячая линия.
Пока практически все существующие в мире магазины-беспилотники работают в тестовом режиме, на них обкатывают и совершенствуют технологии автоматизированной торговли. Но будущее, причем уже в среднесрочной перспективе, именно за этим. На основе таких проверенных решений следует ожидать появления сетей супермаркетов и гипермаркетов, и тогда можно будет говорить о победе очередной революции в ритейле.