Почти каждая пятая пачка сигарет на Урале завезена контрабандой или изготовлена нелегально, а в Екатеринбурге — каждая четвертая. Такую статистику привела Ассоциация малоформатной торговли со ссылкой на агентство Kantar TNS, изучавшее ситуацию в регионе в I квартале текущего года. Данные международной компании говорят о том, что, несмотря на серьезные меры, предпринятые властями, теневой оборот табака все так же широко распространен. Эксперты круглого стола «Противодействие нелегальному рынку табачных изделий — совместная работа государства и ритейла в Свердловской области» искали пути решения этой проблемы и меры, которые может предпринять как руководство региона, так и бизнес-сообщество.
Тлеющая проблема
Проблема контрабанды особенно остра для приграничных территорий. Хотя Свердловская область напрямую не граничит с государствами ЕАЭС, она испытывает такое же давление нелегального товара, как соседняя Челябинская и Курганская области, и ситуация на табачном рынке — яркое тому подтверждение. Абсолютное большинство поставок нелегального табака попадает в Россию из Белоруссии, Казахстана или Киргизии. Дешевая продукция привлекает покупателя, однако употребление такого продукта может оказаться небезопасным: для снижения себестоимости в нелегальных и поддельных сигаретах зачастую используют некачественное дешевое сырье и материалы. Последствия могут быть непредсказуемыми, а ответственность за них никто не несет.
Однако последствия теневого оборота табака для госбюджета всем давно известны — потеря десятков или даже сотен миллиардов рублей ежегодно. «В случае сохранения доли нелегальной табачной продукции на текущем уровне выпадающие доходы федерального бюджета из-за недополученных НДС и акцизов в 2021 году могут составить около 100 млрд рублей», — сообщил Роман Трошкин, менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия.
Управляющая по корпоративным вопросам региона Урал компании Philip Morris International в России Анна Бушлякова отмечает, что одним из ключевых драйверов нелегального оборота является именно низкая стоимость нелегальных сигарет: «Важно отметить, что кратная разница в ставках акцизов в странах ЕАЭС, доходящая до 90%, является главной экономической предпосылкой для роста контрабанды, а значит, продолжают сохраняться и фундаментальные причины для нелегального перетока между странами».
Если в 2020 году средняя стоимость «белой» пачки составляла 120 рублей, то в 2021-м после внеочередного повышения табачного акциза сразу на 20% — уже более 130 рублей. Таким образом, дешевая контрабанда, в среднем реализуемая по 50 — 60 рублей, практически втрое дешевле, чем пачка на легальном рынке. Как сообщил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, малая розница в лучшем случае отказывается от торговли табаком, сокращая легальное предложение на рынке, либо вообще переходит в «серую» зону: «Торговля табачной продукцией становится все менее рентабельной, многие малые ритейлеры торгуют в ноль. При этом сигареты являются одним из драйверов торговли, которые привлекают покупателя в торговую точку, где он по случаю закупается и другим товарами. Если покупателя перехватывает нечистый на руку торговец, то честная точка начинает стремительно терять оборот».
В конечном итоге от нелегального табачного оборота страдает все общество, ведь начиная торговать «левыми» сигаретами, предприниматель со временем нарушает все больше законов. «Кроме нелегального табака у них будет нелегальный алкоголь, другие продукты. Это все реализуется даже детям! Такие торговые точки — практически круглосуточные притоны», — говорит Виктор Бачурин, начальник отдела УФНС по Свердловской области.
Его слова подтверждает исследование Общественного совета по проблеме подросткового курения, проведенное в Екатеринбурге накануне мероприятия. По наблюдениям Совета, в 8 из 10 случаев торговцы нелегальными сигаретами в Екатеринбурге готовы отпустить несовершеннолетним нелегальные сигареты. «И российский, и международный опыт показывает четко, что там, где большой процент нелегальной табачной продукции, растет процент подросткового курения. По данным ВОЗ, цифра по России составляет 24%», — рассказывает Светлана Чернышова, председатель Общественного совета по проблеме подросткового курения. «Нелегальный табак — это основной фактор вовлечения подростков не только в потребление, но и в распространение контрабанды. Их соблазняют легкими деньгами и отсутствием наказания, приучая к криминальному бизнесу», — добавляет Светлана Чернышова.
Какое усиление нужно силовикам
Несмотря на то, что данные независимых агентств демонстрируют фиксацию доли теневого рынка в начале 2021 года, ряд экспертов прогнозирует ее рост, особенно на Урале. Официальную позицию оператора системы цифровой маркировки, базового инструмента для выявления нелегального товара, представил Максим Курганский, директор по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий: «Свердловская область — лидер по регистрации в системе маркировки юридических лиц, реализующих табак. Однако свыше 30% зарегистрированных не направляют данные о продажах, что может говорить о нарушениях», — отметил спикер. Другим проблемным аспектом, с точки зрения Максима Курганского, является невысокая доля изъятой нелегальной продукции: по расчетам ЦРПТ, за полтора года полиция региона смогла вывести из оборота лишь 0,04% «серого» табака. В целом теневой оборот в регионе оценивается в 2 млрд рублей.
Развитию «бизнеса» табачного криминала в Свердловской области способствует близость к границе с Казахстаном, откуда в страну поступает значительная доля товара теневого рынка. В отсутствие особого режима транспортировки табачной продукции, открытые границы ЕАЭС дают негативный побочный эффект, позволяя контрабандистам затеряться в потоке проезжающего транспорта. На руку злоумышленникам играет несовершенство законодательства. Как пояснил Илья Плетнёв, заместитель начальника отдела ГУ МВД по Свердловской области, даже если полиция задерживает крупную партию нелегального табака, то зачастую не может доказать преступный умысел: владелец заявляет, что везет сигареты для личного потребления. Поэтому немаркированные сигареты, конечно, конфисковываются, но ответственности нарушитель не несет, т.к. нет инструментов доказать, что он провозит товар с целью его дальнейшей продажи. «Оперативной работе мешает отсутствие необходимых ресурсов для транспортировки, хранения и уничтожения нелегального табака», — добавил Илья Плетнев. В то же время сотрудниками правоохранительных органов Свердловской области в 2021 году по фактам незаконного оборота немаркированной табачной продукции (171.1 часть 6 УК РФ) возбуждено 41 уголовное дело, направлено в суд пять уголовных дел, изъято из оборота 345 000 пачек немаркированной табачной продукции.
Правоохранительные органы оперативно пересматривают методы работы, поскольку структура теневого оборота постоянно меняется. Михаил Пономарев, заместитель начальника Уральского таможенного управления, отметил эффективность цифровой маркировки для борьбы с нелегальными сигаретами, но добавил, что, помимо ограничительных мер и ожидаемого расширения полномочий ведомства, считает необходимым профилактическую работу с предпринимателями. «Нужно усиливать социальную ответственность бизнеса. Давно известно, что есть рынки, где торгуют контрафактом, есть транспортные компании, которые участвуют в нелегальных поставках, но никто ничего не предпринимает. Необходимо приучать предпринимателей следить за качеством продукции и добросовестностью партнеров и поставщиков», — отметил спикер.
Битва за потребителя
С точки зрения бизнеса ключевой аспект успешного противодействия табаку — это комплексный подход. Помимо усиления правоприменения, он подразумевает систему норм, которая не позволит ни поставлять на рынок нелегальный товар, ни уходить от ответственности за такие нарушения.
«Противодействие теневому рынку табака в современных условиях требует от федеральных властей принятия целого ряда системных мер, включая ужесточение наказания за производство и оборот такой продукцией, контроль за использованием основного технологического оборудования для производства табачной продукции, обязательное уничтожение конфиската и средств производства нелегальных изделий и другие действия. Регионам необходимо активизировать деятельность контрольно-надзорных и правоохранительных органов для обеспечения эффективного пресечения распространения нелегальной табачной продукции», — подчеркивает Роман Трошкин.
«Кроме того, нужно и дальше усиливать законодательные, контрольно-надзорные и правоохранительные меры, — добавляет Анна Бушлякова. — Такая работа ведется постоянно: 11 июня президент России Владимир Путин подписал закон об ответственности за производство, ввод в оборот или продажу товаров и продукции без цифровой маркировки. По нему штрафы могут достигать 500 тыс. рублей. Нарушителям грозят конфискация товара, оборудования и приостановка деятельности до 90 суток».
Одни из наиболее актуальных мер, которые предприняло государство для борьбы с нелегальным табаком, — цифровая маркировка и единая минимальная цена. Введение цифровой маркировки позволяет быстро и просто определить, является ли пачка легальной (через мобильное приложение «Честный знак»). Единая минимальная цена представляет собой еще более прямой маркер — по закону с 1 июля 2021 года нельзя будет реализовывать сигареты с максимальной розничной ценой меньше 108 рублей за пачку; все, что дешевле 108 рублей, — нелегальная продукция.
Руководитель общественного движения «Антидилер» Денис Терсков обращает внимание на значение взаимодействия правоохранителей с общественными организациями. Совместная работа правоохранителей и общественников приводит к серьезным успехам в борьбе с теневым оборотом табака.
В то же время Максим Беляев, председатель общественной организации «Народный КОНТРОЛЬ», отмечает сложности в организации совместных рейдов с правоохранителями региона. В отсутствие поддержки со стороны власти, активисты нашли свое решение для борьбы с нелегальными торговцами: «Мы проводим собственные мероприятия и снимаем нарушителей на камеру, а затем вывешиваем в социальные сети. После такого выхода в “свет” торговцы перестают нарушать закон или вообще сворачиваются», — рассказывает Максим Беляев.
С точки зрения Екатерины Сониной, советника уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, одна из ключевых проблем в противодействии нелегальному обороту табачной продукции — отсутствие в законодательстве четкого определения, какой орган власти отвечает за координацию этой работы. «Как сегодня было отмечено, в нашем регионе удачно налажено межведомственное взаимодействие, но это скорее исключение.
С точки зрения законодательства, каждый из участвующих в противодействии нелегальному обороту табака органов власти отвечает за эту работу в рамках жестко установленных полномочий. Из-за отсутствия эффективной кооперации правоохранительные и надзорные органы оказываются ограничены в возможностях».
Единичные инструменты по борьбе с торговлей нелегальной табачной продукцией не работают, и для решения этой проблемы необходимы системные и последовательные меры и координация всех участвующих сторон, — резюмировал обсуждение Артем Коваленко, модератор и главный редактор журнала «Эксперт Урал». Чтобы изменить ситуацию, необходимо налаживать совместную работу органов власти, бизнес-сообщества и общественных организаций. Отдельным полем работы должно стать вовлечение потребителя в контроль за качеством продукции на рынке и информирование его о способах проверки легальности продукции: системе цифровой маркировки «Честный знак», горячей линии Ассоциации «Антиконтрафакт», информации портала «Стоп нелегальный табак» и мобильных приложениях «Патруль качества», «Народный контроль», «Антидилер».