Смотри — учись — внедряй

Вера Пыжьянова
20 декабря 2021, 00:00

Роботы, мобильные приложения, чат-боты и нейросети — в Екатеринбурге прошел пятый CorpSpace среди стартаперов, предлагающих крупному бизнесу уникальные разработки и решения

Читайте Monocle.ru в

З декабря в Екатеринбурге завершился пятый сет CorpSpace. Мероприятие стало традиционным для уральского бизнес-сообщества, что не удивительно: это уникальная площадка, где крупный бизнес может найти новые технологии и эффективные решения, а стартапы — коммерциализировать разработки. Проект в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализуют Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) и министерство инвестиций и развития Свердловской области. Как отметила глава

Мининвеста Виктория Казакова, CorpSpace — отличный старт для сотрудничества компаний, которые в реальной жизни пересекаются с трудом: «Суть мероприятия в том, чтобы подружить крупный бизнес, которому всегда важно быть в авангарде и внедрять современные технологии, с малым, который готов предложить технологические решения задач крупных компаний, но подчас не понимает, насколько продукт нужен крупному клиенту».

Точка соприкосновения

По статистике СОФПП, компаний, предлагающих инновации, в регионе около 5 — 10%.

«Основная трудность всех стартаперов — представить идею корпорациям. Большинство компаний, занимающихся разработками технологий, закрываются именно из-за того, что не находят покупателей», — рассказал директор по развитию бизнеса DataDarvin Даниил Хрусталев. По его словам, в прошлом году компания приняла участие в CorpSpace, после чего ей удалось заключить договоры на реализацию нескольких проектов с такими крупными партнерами, как «Сима-Ленд» и «Галамарт».

«Именно благодаря CorpSpace мы начали работать с застройщиком “Брусника”, то есть получили реальный заказ от крупного клиента», — отмечает и участник прошлого CorpSpace генеральный директор компании «Схемотехника-Центр» Алексей Ткалич.

— В этом проекте мы делаем упор на инновационность, на новые продукты и решения. Мы видим свою миссию в том, чтобы помочь небольшим технологическим компаниям донести идеи до крупных корпораций. Это взаимовыгодное сотрудничество: у первых появится шанс получить важного клиента, вторые решат свои проблемы. Мы надеемся, что при помощи глобальных партнеров эти небольшие предприятия выстрелят, поднимутся, станут средними, а затем крупными, — отметил директор СОФПП Валерий Пиличев.

С начала 2020 года в CorpSpace приняли участие уже 60 малых инновационных компаний, 35 инновационных стартапов нашли заказчиков в строительной отрасли, логистике, сфере телекоммуникаций и непродуктовом ритейле. Десять решений уже внедрены, в том числе в таких крупных компаниях, как «Брусника», Атомстрой­комплекс, «Жизнь Март».

На этот раз CorpSpace представил проекты в сфере ритейла. Партнером проекта и заказчиком свежих и инновационных идей стала торговая сеть «Пятерочка», входящая в холдинг X5 Retail Group. Представители сети рассказали организаторам, в каких направлениях они хотели бы ввести инновации, поделились проблемами. В итоге было сформировано пять тем для поиска взаимных контактов: работа с персоналом, маркетинговые инструменты, оптимизация логистики, возвращаемость клиентов и антиCOVID.

— Когда конкуренты наступают на пятки, это мотивирует тебя двигаться вперед, искать новые пути. Ведь цель компании — не подняться на гору, а как можно дольше удерживаться на ней. Поэтому мы ищем уникальные решения не только внутри, но и во внешней среде, — пояснил директор макрорегиона Урал торговой сети «Пятерочка» Роман Степанов. — Свердловская область славится командами разработчиков: нам интересен их нестандартный подход.

Всего на конкурс поступило более 40 заявок от авторов «умных» решений. Но установочную сессию и все отборочные этапы прошли только восемь проектов — проработанные, находящиеся на стадии не ниже минимально жизнеспособного продукта и максимально готовые к внедрению. Спектр решений — от автоматизации набора сотрудников и роботов-барменов до бесконтактных технологий и выявления антимасочников с помощью нейросети.

Какой он — супермаркет будущего?

Геймификация против текучки

Большинство представленных проектов связаны с управлением персоналом. Проб­лема массового подбора продавцов, кассиров, грузчиков в ритейле стоит особенно остро. «Зачастую наш рекрутер оказывается пятым или шестым, кто позвонил кандидату буквально в первые 15 минут после размещения его резюме», — рассказывает директор департамента по управлению персоналом торговой сети «Пятерочки» Вероника Коптелова. Страдают все: кандидат не получает своевременного отклика, рекрутер выгорает в бесконечном поиске, бизнес теряет из-за текучки кадров.

Представитель ООО «Айдиа» Илья Петров предложил решать проблему с помощью лидогенерации:

— Совместно с агентством «Flate-диджи­тал» мы разработали автоматизированную систему для поиска кандидатов

«Рекрут». Соискатель кликает на размещаемую в соцсетях рекламу, активирует диалог с чат-ботом и проходит скрининг-интервью по заданным параметрам. В итоге рекрутер получает десятки анкет с ответами на вопросы, которые интересуют компанию. И лишь после этого достойные кандидаты попадают на живого кадровика.

CorpSpace — отличный старт для сотрудничества компаний, которые в реальной жизни пересекаются с трудом

Таким способом несколько компаний в сфере телекоммуникаций и доставки уже смогли набрать почти 2 тыс. сотрудников. Идея нашла отклик и у жюри. Правда, компании потребуется совместить приложение с уже внедренной у ритейлера системой по работе с массовым персоналом.

Как удержать новичков и снизить текучку кадров, знают владелицы консалтингового агентства для ритейл-бизнеса Team.Gear Екатерина Козорезова и Наталья Исакова, прежде сами активно занимавшиеся рекрутментом.

— Год назад мы провели исследование, опросив более 140 бизнесов на тему проб­лем с адаптацией, — поясняет Екатерина Козорезова. — Многие розничные сети жалуются, что процент закрепляемости новых кадров очень низкий, еще меньше тех, кто вообще смог пройти стажировку. Это подтолкнуло нас к созданию собственной максимально автоматизированной программы для легкой и эффективной адаптации сотрудников розницы, в основе которой мобильное приложение «Быстрый старт».

Приложение доступно всем участникам процесса, в нем зашиты все материалы, необходимые новому сотруднику, чтобы за две недели успешно войти в процесс. Каждый день открывается новый блок: задачи для новичка и инструкции для его наставника, а также простые тесты на закрепление материала и новостная лента или чат от отдела HR. Автоматизация программы исключает человеческий фактор и позволяет стандартизировать систему по всей сети. Ее уже внедрили в таких сетях, как «Гулливер», «Капика», «Корейская косметика». В результате доля новичков, которые уволились, не закончив стажировку, сократилась в ряде случаев с 50% до 20%.

Представители «Пятерочки» заявили, что готовы посмотреть, как это работает в конкретном магазине, пообщаться с персоналом и после продолжить разговор.

— Одно дело, когда вся компания состоит из 200 человек, и совсем другое, когда только в одном макрорегионе у тебя 17 — 19 тыс. человек, и этот показатель меняется каждую секунду, — заметил Роман Степанов. — Тем более что основная причина ухода новичков не в том, что что-то не получается, а в том, что их просто нагрузили и не дали возможности научиться работать хорошо. И наша задача, возможно, вместе с вами, — найти способ регулировать нагрузку, особенно когда новички приходят в высокий сезон.

Для рационализации рабочего времени и управления персоналом, работающим в магазинах на аутсорсинге, владелец и руководитель компании Evotech Владимир Шлеев предложил внедрить специальное модульное приложение. Ролевой доступ к нему может быть одновременно у HR-специалистов, директоров магазинов и директоров компаний, предлагающих персонал на аутсорсинге. В режиме реального времени они могут видеть текущую ситуацию по загрузке рабочих мест в торговой точке (как возникающие, так и уже закрытые тайм-слоты), давать онлайн-заявки на поиск сотрудников и практически мгновенно откликаться на них. Система в автоматическом режиме анализирует ситуацию и создает модель для формирования оптимального графика работы персонала каждой бизнес-единицы. Подобные решения уже внедрены в сети «Кировский» и службе доставки воды «Новокурьинская».

Представители ритейлера признались, что им очень помог бы опыт и знания компании, так как ИT-специалистов такого уровня на рынке крайне мало. Но в случае масштабирования системы на всю торговую сеть необходимо, чтобы поставщик программного решения взял на себя техническую поддержку в круглосуточном режиме и по всей стране.

Компания «Спутник-Техника» представила приложение B2Field по управлению выездными сотрудниками — курьерами и водителями. Программа контролирует по GPS передвижение работника, есть статусы, которые сообщают, чем он занят в данный момент, а также планировщик с задачами для каждого «полевого» сотрудника и аналитика. Здесь оказалось, что проблема контроля за удаленным персоналом в компании уже решена. Однако члены жюри отметили, что было бы интересно видоизменить программу, обратив внимание, например, на работу выездных HR-тренеров, инженеров по безопасности и эксплуатации: вопрос об эффективности их работы в «полях» стоит остро.

Видоизменить услугу под запросы «Пятерочки» ее представители рекомендовали и команде «Топсто Менеджмент», которая предложила сервис прохождения технического осмотра всех категорий транспортных средств в режиме одного окна по всей России. «Я не буду обращаться к одним за техобслуживанием, к другим — за запчастями, к третьим — за техосмотром и документами. Если машины будут проходить это все за одно утро в одном месте, это и будет для нас режим одного окна», — пояснил Роман Степанов.

Руководитель разработчика Геннадий Безносов заверил, что это вполне возможно, так как их станции техосмотра располагаются на площадках действующих автокомплексов.

Роботы и нейросети

Во второй части мероприятия предприниматели обсуждали, как создать точки притяжения в магазинах, чтобы покупатели возвращались в них снова и снова. Директор компании Botlegger Дмитрий Усяев предложил дополнить торговые залы «Пятерочек» роботами-барменами — комплексами Cubic стоимостью около 2 млн рублей каждый. Робот может делать мороженое, продавать готовую еду и напитки. Такой «бариста» уже сейчас разливает кофе в ТЦ «Алатырь», чем производит wow-эффект на посетителей, особенно на детей.

Но членов жюри в первую очередь интересовали метрики эффективности и окупаемости проекта: в ритейле окупаться должен каждый квадратный метр торговой площади, а wow-эффект, по оценкам, проходит за год.

Компания «Пина ТВ» порекомендовала использовать для привлечения клиентов интерактивные видеотехнологии: размещать в торговых залах умные экраны со множеством сервисов и функций. Директор компании Сергей Семейшев рассказал, что они способны помочь клиенту выбрать продукты, сделать селфи и разместить его в соцсетях. Компания взамен получает не только положительные отклики от посетителей, но и данные для аналитики и маркетинга. Он предложил «Пятерочке» разместить на экране готовые рецепты с корзиной покупок, которую можно сразу заказать с доставкой на дом или забрать самостоятельно. Представители торговой сети тут же начали накидывать и вместе с разработчиками докручивать идеи, чтобы решить задачи и возвращаемости клиентов, и увеличения среднего чека, и аналитики.

Столь же бурное обсуждение вызвал проект екатеринбургской компании «Недремлющее око», которая уже третий раз участвует в CorpSpace. Ее руководитель Леонид Стариков предложил оснастить магазины умной системой видеонаблюдения, совмещенной с устройствами датааналитики и нейросетями. Она может распознавать лица и подавать сигнал, если в магазине появится «клептоман» из черного списка, а также отслеживать поведение покупателей и персонала, контролировать речь кассира, вовремя выявлять опустевшие полки.

Членов жюри заинтересовало, можно ли таким образом выявлять частоту посещения клиентов в каждом магазине, создавать психологический и гендерный портрет покупателя, определять и предугадывать скорость образования очередей на кассах, отслеживать в зале клиента без защитной маски и напомнить ему, чтоб он надел ее. Ритейлеры признались, что им очень интересны разработки, связанные с нейросетями, а большие данные уже позволяют управлять поведением покупателя

— Все проекты очень крутые, — резюмировал Роман Степанов. — Мы рассмотрим идеи, которые можно применить конкретно в нашей компании. Важнейшие критерии внедрения инноваций — скорость, цена, качество и эффект. Лучшие проекты — те, которые помогут повысить эффективность бизнес-процессов или увеличить стоимость продаж, отберем и продолжим сотрудничество.

Как отмечают участники встречи, они получили отличную возможность представить продукт и понять, в каком направлении им развиваться, чтобы работать с такой крупной сетью.

— Это был, пожалуй, самый крутой питч, в котором я участвовал, потому что прямо во время выступления мы немного поштурмили, выдвинули несколько гипотез и придумали, как их можно проверить с помощью наших нейросетей, — признался Леонид Стариков.

Все понимают, что крупная компания редко сразу покупает готовый продукт, в любом случае его нужно дорабатывать. Тем не менее с помощью подобных мероприятий можно завязать эффективную коммуникацию с топ-менеджерами и управленцами крупных компаний.