Заниматься приходится всем и сразу

Артем Коваленко
31 января 2022, 00:00

Как изменилась Курганская область за последние два года и на чем регион будет концентрироваться в ближайшее время, рассказывает губернатор Курганской области Вадим Шумков

предоставлено Департаментом информационной и внутренней политики Курганской области
Читайте Monocle.ru в

Подразделение «Курган» компании «РТМТ» (проектирование и изготовление промышленной трубопроводной арматуры) при поддержке регионального правительства запустило новую производственную линию. Здесь ввели в эксплуатацию дробеструйно-покрасочное оборудование, монтируют и настраивают роботизированный комплекс, позволяющий производить износостойкую наплавку на детали трубопроводной арматуры без участия человека. В числе ключевых заказчиков предприятия — Транснефть, Газпромнефть, Татнефть, Газпром, Лукойл, Роснефть. Часть инвестиций (5,2 млн рублей) в новую площадку компания компенсировала из регионального бюджета в рамках субсидирования первого взноса по договору лизинга.

— Руководитель предприятия подтвердил, что готов создать до 30 рабочих мест при дополнительной поддержке. Построили новый цех, и в действующих цехах есть куда поставить новое оборудование. Мы этот проект поддержим, — сообщил губернатор Курганской области Вадим Шумков.

О перспективных инвестпроектах и инфраструктуре их поддержки глава региона рассказал в интервью «Э-У».

— Вадим Михайлович, в Курганской области реализуется 557 инвестиционных проектов на сумму 77,6 млрд руб­лей. Как вы оцениваете эти показатели? Какие проекты наиболее значимы?

— Это хорошие показатели. Хотя бы исходя из того, что несколько лет назад нормальный учет инвестиционных проектов вообще не велся, никто не занимался их сопровождением с точки зрения комплексной господдержки. Когда в 2019 году мы начали формировать реестр и ставить проекты на учет, их было по два-три на муниципальный район, сейчас в каждой территории реализуется от 15 до 30 проектов и более. Даже если это малый и микробизнес — это вполне конкретная работа, направленная на решение важнейших для региона и его населения задач.

Это мы с вами сейчас можем рассуждать о количестве инвестиционных проектов, много их или мало. А для простого человека важно наличие рабочих мест с нормальной зарплатой. И мы, понимая, что за каждым из этих проектов стоит создание рабочих мест, их всеми силами поддерживали и будем поддерживать.

Выделять ключевые проекты исходя из отраслевого принципа — это всегда обидеть представителей других отраслей, вроде как они менее значимы. С точки зрения комплексности (рабочие места, налоги, рост экономических показателей) для государства, конечно, наибольший вес имеет промышленное производство. Потому те несколько десятков новых проектов, которые мы запустили в индустриальном секторе в 2021 году и планируем запустить в 2022-м, очень важны. При этом не менее важно, что дала эффект поддержка животноводства — на 21% за год увеличилось поголовье КРС, по мясному направлению рост за два последних года — 43%. А это в основном малый и средний бизнес.

Два с лишним года назад мы проанализировали свои возможности и пришли к выводу: в отсутствие высоколиквидных природных ресурсов, крупных налоговых доноров и функций административно-финансового центра, нам, чтобы создавать рабочие места и заполнять в экономике ниши (а на тот момент — просто дыры), остается монотонная и кропотливая работа по формированию и реализации большого количества индустриальных и аграрных проектов разного масштаба.

«Нет задачи придумывать новые виды поддержки, нужно, чтобы устойчиво работало и давало результаты то, что уже есть»
 «Нет задачи придумывать новые виды поддержки, нужно, чтобы устойчиво работало и давало результаты то, что уже есть»

По затратам времени и ресурсов поддержка небольшого проекта сопоставима с поддержкой проекта, у которого объем инвестиций в сотни раз больше. При этом, когда небольших проектов много, растет необходимость распределения внимания. Это позволяет хорошо тренировать невосприимчивую прежде сферу государственного и муниципального управления региона на предмет правильного выставления приоритетов. Ее задача в этой сфере — всеми силами содействовать созданию рабочих мест. И чем больше работы в этом направлении, тем более грамотной эта работа становится. Сейчас большинство глав администраций и региональных уполномоченных органов двигаются в этом направлении неплохо. Они понимают взаимосвязь результата работы и оценки ее качества. По большому счету, на налоги, получаемые от этих проектов, представители этих органов и должны жить и реализовать свои полномочия.

Время схватывать на лету

— Каковы предварительные итоги 2021 года? Что оказалось самым сложным? Как вы оцениваете изменения в инфраструктуре, социальной сфере, экономике?

— Не буду распространяться про ковид, скажу одно — он не помог. А итоги хорошие. По ключевым сферам социально-экономического развития фиксируем рост. Отмечать буду 2021 год как завершение двухлетней работы: многие проекты в стройках и ремонтах переходящие. Потому самое важное — почти 11,5 тыс. рабочих мест за пару последних лет в МСП вместе с самозанятыми. Рост ИП за 2021-й — 105,2%, рост зарплат в промышленности — 112%.

Очень неплохо поработали с бюджетом. В 2020-м, когда многие регионы в части доходов бюджета падали, у нас пошел рост — 7%, в 2021-м — уже более 20%. Снижение госдолга к собственным доходам — с 93% до 61%. И мы госдолг не только обслуживаем аккуратно, но и новый не берем, а старый снижаем. Воспользоваться пока планируем только инфраструктурными кредитами на 15 лет под 3% годовых, запущенными правительством РФ по поручению президента.

По инфраструктуре. На 1 января этого года в регионе отремонтировано и построено 258 образовательных объектов (детских садов и школ), более 120 объектов медицины (с учетом модульных ФАП): в Кургане — это больница скорой медицинской помощи (БСМП), начало ремонта областной клинической больницы, филиалы детской поликлиники; в Шадринске — десять медицинских объектов; практически в каждом районе — больницы,

поликлиники, ФАПы. Проведен ремонт десятков объектов культуры (библиотек и ДК), завершается строительство трех культурных центров. Отремонтировано и построено несколько десятков объектов спортивного профиля (стадионы, мини-стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы — ФОК, ДЮСШ), более двух сотен спортплощадок. Проведены ремонт и строительство почти 1,2 тыс. километров дорог. Построен новый мост в Кургане.

Начата реализация программы газификации региона на 25 млрд рублей, в рамках которой все десять райцентров и попутно 116 сел, где сейчас нет газа, получат его до 2025 года.

Получили скачок во вводе жилья. Заключили несколько соглашений на строительство малоэтажного жилья на общей площади более 270 га. От нас — социальная и коммунальная инфраструктура, от застройщиков — комфортное и красивое жилье. Чтобы его было проще покупать, второй год в регионе работает программа возмещения первого взноса по ипотеке: 300 тыс. рублей компенсировали по квартирам в многоквартирных домах, 500 тысяч — ИЖС, включая вариант самостоятельного строительства. С этого года будет единое возмещение 500 тысяч — и в малоэтажном исполнении, и в ИЖС. Только за 2021 год такую финансовую поддержку от правительства в области получили 920 семей.

— В области планируется создать сеть из девяти индустриальных парков. Как вы оцениваете работу территорий опережающего развития в целом?

— Неплохо. В прошлом году начали строить пятый парк из девяти намеченных. В этом году стартуем еще с двумя или тремя, в зависимости от сроков завершения проектирования и экспертизы документов. Только в Кургане на базе уже завершенного проекта заработает четыре новых завода с численностью персонала более 200 человек, в этом году начнется активное развитие первых этапов еще двух парков с несколькими сотнями рабочих мест. В Шадринске стройка завершена, идет поставка оборудования. Там работу получат 110 человек. В городе идет реализация целого ряда проектов, включая сервис и торговлю, с количеством персонала почти 500 человек.

— Какие структурные изменения, идеи нужны региональной экономике?

— Большая подвижность. Сейчас время схватывать на лету, а не сидеть в ожидании того, что принесут на тарелочке. Это предполагает и большую физическую подвижность. В этом ключе — в 2022 году завершим полную модернизацию

аэропорта Кургана, включая подьезды к нему, через несколько лет отремонтируем взлетно-посадочную полосу. Также с министром транспорта договорились о модернизации наиболее значимых ж/д вокзалов в регионе. Неплохо получился ремонт трассы Курган — Екатеринбург. Идет ремонт со строительством до 70 километров четырехполосной дороги Курган — Челябинск. Долго буксовал вопрос ремонта трассы Курган — Тюмень, но коллеги из Росавтодора уверяют, что справятся с этой проблемой.

С точки зрения господдержки — будем продолжать развивать индустриальный сектор. Строить и наполнять индустриальные парки. Субсидировать лизинг оборудования промышленным предприятиям и МСП. Выдавать инвестиционные займы под 0,1% годовых. Ускоряться в части предоставления земельных участков и выдачи разрешений на строительство. Увеличим поддержку отдельных проектов АПК. И постараемся активнее работать в направлении сервисной и «умной» экономики — это про ИТ и не только.

Нет задачи придумывать новые виды поддержки, нужно, чтобы устойчиво работало и давало результаты то, что уже есть. К примеру, возврат средств по приобретению нового оборудования с обязательством создания рабочих мест только в 2021 году и без учета АПК получили 200 предприятий и предпринимателей области. В 2020 году было 134 предприятия. После того, что многие годы им просто «пели» о том, что кто-то кого-то где-то поддерживает, это прорыв. Похожая ситуация в сфере ИТ. В 2019 году запустили несколько связанных между собой мер поддержки — налоговое льготирование, подготовка кадров и офисы по рублю за квадратный метр. За пару лет получили более 130 новых ИТ-компаний. Руководители предприятий под эту поддержку начинают верстать свои инвестпланы, полагаясь на государство, видя его заинтересованным партнером.

Отдельная работа — модернизация системы образования. Она также идет по трем направлениям одновременно: ремонт маттехбазы, поставка оборудования и корректировка системы подготовки кадров с вовлечением предприятий реального сектора. Они получают полномочия корректировать образовательную прог­рамму, аттестовать преподавателей и сами заходят в процесс преподавания и стажировки учащихся. Перестраиваем работу уже шестого среднего специального учебного заведения. Подобная идет и в университете: отремонтированы три основных общежития, начинается строительство бассейна, появится спорткомплекс. Планируется создание ИТ-института с полной модернизацией зданий. Проект примечателен тем, что вместе с Минобром мы создаем на единой площадке ИТ-колледж (он уже полностью модернизирован и работает совместно с ИТ-компаниями) и ИТ-институт с общим количеством обучаемых до 1500 человек. Думаем о создании инженерной школы. Начинаем загружать реальной работой соглашение с Бауманкой.

Не было ни одного сектора, который бы не кричал «помогите»

— Каковы стратегические ориентиры области?

— Развиваться. В этом плане был огромный провал. Во всем. Не было ни одного сектора, который бы не кричал «помогите». Многие и кричать перестали, потому что умерли. Это не претензии: я знаю, что те, кто работал в регионе, нередко обижаются на то, что их не хвалят за тот итог, что получился. Потому я не даю им оценку. Нас также будут оценивать по прошествии времени. Но я неоднократно говорил: если бы мы все лет 20 работали такими же темпами, как последние два года, регион был бы совершенно иным и в экономике, и в социальной сфере, и в части мест во всевозможных рейтингах достижений и продвижений. Потому это мега­нагрузка: нет выбора, чем заниматься и на чем сосредоточиться — заниматься нужно всем и сразу. В отсутствие управленческой культуры и профильных кадров по всем ключевым направлениям — та еще задачка. Но и опыт мы здесь получаем также везде и сразу.

— Трансформация соцсферы продолжится?

— Да, в этом году начинаем капитальный ремонт еще 58 школ с общим объемом финансирования более 2 млрд руб­лей. Уже выносим на торги ремонт и строительство 61 медицинского объекта (включая ФАП). В Кургане к строительству хирургического комплекса и новой детской поликлиники, начатых в прош­лом году, добавим строительство большой взрослой поликлиники. Завершим ремонт с благоустройством инфекционной больницы и 2-й городской больницы, продолжим работать по госпиталю ветеранов войн. Доработаем БСМП в Шадринске. Продолжим ремонт областной клинической больницы и также больниц, поликлиник, амбулаторий, ФАП во всех районах. Будет ремонтироваться 17 объектов культуры, в том числе в Варгашинском, Белозерском районах, начнем строить досуговый центр в Кургане. Почти полтора десятка спортивных объектов зайдут под ремонт, а в конце года начнем строительство ледовой арены в Кургане (в прош­лом году такую мы открыли в Шадринске) и ФОК в Шумихе. Продолжим строительство дома для пожилых в Шадринске и ремонт детских домов.

Начинают по-новому видеть

— С кадрами в медицине вопрос остается?

— Его решать крайне сложно. В оздоровлении региональной медицины мы также выбрали движение сразу по трем направлениям: ремонт объектов, поставка техники и оборудования, кадры. Купили только для неотложек более 100 единиц техники и более 80 машин скорой помощи. На 3 млрд рублей поставлено и монтируется новое оборудование. Но без профессиональных врачей это полумера. А их найти сложно, их никто не терял. Потому работаем с Минздравом в части варианта формирования единой системы базовых окладов и тарифов для работников медицины, с медицинскими академиями — на предмет распределения выпускников. И сами меры приняли: для медиков выплата первого взноса по ипотеке от правительства в регионе составляет 1 млн рублей, подъемные при переезде — 300 тыс. рублей. Это помимо федеральных программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Но деградацию, накопленную десятилетиями, за пару лет разрулить невозможно.

Это же касается повышения заработной платы. Аккуратно выделяем по 1,5 млрд рублей в год дополнительно для индексации зарплат бюджетникам. В прошлом году вместе с налоговой и профсоюзами предложили более чем тысяче предприятий всех форм собственности через отраслевые и индивидуальные соглашения распределять на оплату труда сотрудникам больше средств, в том числе сэкономленных на тарифной политике. Получили рост 107%. Его, правда, подъела инфляция, но иначе падение было бы абсолютным. В отсутствие большого числа крупных работодателей существенная часть заработных плат находится пока в «сером» секторе, а это не только плохая статистика, но и доходы бюджетов, пенсии, медицинское обеспечение людей. Двигаемся и по этой части.

Но вопрос также упирается в многолетнее падение всего и вся. И по щелчку он не решится при базовом отставании от соседних субъектов в части бюджетной обеспеченности на душу населения и соотношения ВРП в два раза и более. Надо восстанавливать и строить, строить и восстанавливать.

— Во время прошлого интервью мы много говорили о благоустройстве городов.

— Сейчас огромное количество проектов: несколько участков набережной, городской сад, центральный парк культуры и отдыха в Кургане, реконструкция центра и создание рекреационно-спортивного парка в Далматово, сотни площадок в Шадринске, Петухово, Катайске. Построены водопроводы в Мокроусово и Половинском. Проведен ремонт подводящего и разводящего водоводов в Петухово. Начаты работы по замене части линейных сетей водоподведения в Мишкино, Макушино, Шумихе. В Шадринске завершено строительство канализационных очистных и городского водозабора с системой водо­очистки. В Кургане — три коллектора, строительство канализации Восточного микрорайона, выведена на торги реконструкция главной насосной станции. Построены новые очистные в Каргаполье, полностью реконструированы очистные в Далматово, начато строительство в Варгашах. В Лебяжьем и Шатрово введены новые системы водоочистки на районные центры.

Для понимания, эта работа идет в увязке с ремонтом дорог, социальных объектов и иными проектами, реализацией региональной программы восстановления памятников истории и архитектуры. Только по ней за последние несколько лет в порядок привели порядка 50 объектов. Потому облик многих муниципалитетов меняется достаточно быстро.

Важно, что люди начинают по-новому видеть и ценить места проживания. Сложно передать чувства, которые испытываешь, сравнивая Курган и его жителей осенью 2018-го и сейчас. Людям нравятся преобразования, которые происходят в их жизни и в жизни их региона.

А это значит, что мы будем продолжать.