Не в танке, но в каско

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
13 февраля 2022, 23:40

Пандемийные ограничения положительно сказались на убыточности автострахования. Отложенный спрос на каско и индивидуализация тарифов ОСАГО делают оба вида привлекательными для страховщиков

ТАСС

Сборы страховых премий по каско по итогам девяти месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года поднялись на 20%. Динамика превзошла пики 2010 — 2011 годов. Каковы причины и продолжится ли рост?

Рынок страхования в целом (без учета страхования жизни) вырос по итогам девяти месяцев (официальных данных за весь год еще нет) на 17%. При этом годом ранее рост составил всего 3% (с учетом инфляции это падение). Причина понятна — пандемия. Во втором квартале-2020 вследствие существенных антиковидных ограничений и неопределенности произошло сжатие всех рынков, в том числе продаж новых автомобилей, в целом за год рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 9%.

А для рынка каско — продажи новых авто главный драйвер роста.

В 2021 году авторынок показал рост на 4%. Но при этом средняя цена на автомобиль выросла на 20% — сказался дефицит комплектующих и самих авто вследствие пандемии. Соответственно подорожали и полисы каско. Другие факторы роста — взлет стоимости запчастей и ремонта.

В 2020 году был положительный эффект от пандемии: сократилось число страховых случаев как по каско, так и по ОСАГО. В 2021 году аварийность выросла, но все же она ниже допандемийной

Увеличились страховые суммы и премии по ранее заключенным договорам. Рынок смещается в премиальный сегмент, в связи с чем пользуются спросом дополнительные опции — вызов аварийного комиссара, эвакуация, страхование шин и дисков, оплата такси или каршеринга на время ремонта авто.

Но есть и сдерживающие факторы роста премий — снижается аварийность.

В 2020 году был положительный эффект от пандемии: сократилось число страховых случаев как по каско, так и по ОСАГО.

В 2021 году аварийность выросла, но все же она ниже допандемийной. К страховым случаям по каско относятся и угоны, а поскольку зачастую машины угоняли в сопредельные страны, коронавирусные ограничения снизили и эти риски. Телеметрия и различного рода франшизы также позволяют экономить на полисах, например, при пробеге до 5 тыс. километров за год.

Конкуренция среди компаний выдавливает с рынка малых игроков, за пределами первой двадцатки крупнейших суммарно 50 компаний показали не рост, а падение сбора премий — на 7% по итогам девяти месяцев.

Эксперты прогнозируют рост рынка каско в 2022 году, но уже не такой бурный: при росте рынка новых авто на 4% сбор премий каско вырастет на 9%.

С рынка ОСАГО по-прежнему уходят игроки: в 2020 году ЦБ отозвал лицензию у «НСГ-Росэнерго», в 2021-м у «АСКО-Страхования», головной офис которой располагался в Челябинске (11 и 7 место по величине сборов премий соответственно). Причина — недостаточность капитала, которая грозила интересам страхователей. У компаний были общие черты: доля ОСАГО в общем объеме премий превышала 80%, обе продавали дополнительные полисы типа «защита от отсутствия ОСАГО у виновника», «ОСАГО наоборот» (по сути, дешевые полисы каско). Более крупных игроков, занимающихся только ОСАГО, на осталось.

Рынок ОСАГО показал рост по итогам девяти месяцев около 5% (годом ранее — 6%). Надо отметить, что предыдущие три года объем сборов не рос, а падал. Причина — снижение средней премии вследствие реформы ОСАГО (на первом этапе были пересмотрены коэффициенты «возраст-стаж», «бонус-малус» и расширены границы тарифного коридора).

— Основной вектор индивидуализации направлен на то, чтобы для опытного добросовестного автовладельца стоимость полиса оставалась такой же либо снижалась. Для тех, кто ездит аккуратно, не попадает в ДТП, не нарушает правила дорожного движения, страховые компании готовы предоставлять льготные условия, они конкурируют за таких клиентов. Для автовладельцев, которые попадают в аварии по своей вине, нарушают ПДД, водят агрессивно, полис подорожает, — объясняет исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

В 2022 году произошло изменение территориальных коэффициентов. С апреля ожидается еще одно изменение коэффициентов «возраст-стаж» и «бонус-малус». Пока в качестве проекта рассматриваются две существенные поправки в закон об ОСАГО: увеличение лимитов возмещения за ущерб жизни и здоровью до 2 млн рублей (в силу унификации с другими страховыми сегментами) и отказ от учета износа при расчете стоимости ремонта.

Первое нововведение, по прогнозам, увеличит стоимость полиса на 600 — 700 рублей (см. «ОСАГО подорожает, каско останется прибыльным»), считают аналитики. Второе вызовет более существенный рост, так как средний возраст автомобиля в России, по данным «Автостата», составляет более 13 лет, и даже в Москве этот показатель превышает десять лет. При нынешних темпах продаж автопарк обновится за 20 лет.