В опреки очень серьезным сдерживающим факторам (см. «Лихорадка на колесах», «Э-У» № 48 от 29.11.2021), в 2021 году в России продано новых легковых и легких коммерческих автомобилей больше, чем в предыдущем году. Рост незначительный, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), всего 4,3%. Но отметим позитивную динамику на фоне падения в 2019 и 2020 годах.
— Положительные показатели 2021 года обусловлены динамикой роста только второго квартала по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, на который оказал сильное влияние локдаун. Негативная тенденция последних двух кварталов 2021 года?завершилась огромным снижением на 19,9% в декабре. Все это — результат негативного влияния на рынок глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и т.д. Признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается, — прокомментировал статистику председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. — С 2015 года российский автомобильный рынок остается достаточно стабильным и находится в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн автомобилей. Исходя из того, что все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 года, Комитет считает, что автомобильный рынок не претерпит значительных изменений, и прогнозирует рост продаж на 3,3% при общем объеме продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 1 722 000 единиц.
Рост продаж — не самое удивительное явление, случившееся за прошедший год. Рассказываем о пяти главных сюрпризах российского авторынка.
1. Дорого-богато
По экспертным оценкам, за 2021 год новые легковушки в нашей стране подорожали в среднем на 20%. Удивление здесь вызывает тот факт, что цены разогнали не только возникшие в пандемию перечисленные проблемы автопроизводителей, но и сами покупатели. На европейском или американском рынках в случае повышения цен потенциальные покупатели попросту теряют интерес к автомобилям. Однако российский потребитель руководствуется совершенно иной логикой: он спешит приобрести машину, пока она не подорожала еще сильнее. И эти ожидания вполне оправданы: автодилеры прогнозируют повышение цен на новые легковушки в течение 2022 года еще примерно на 20%.
Добавим, что там, где в части повышения цен тормозят производители, ускорение придают автодилеры. Последние стали устанавливать на машины дополнительное дорогостоящее оборудование. Без этого купить новый автомобиль практически невозможно.
2. Перешагнули за триллион
Откуда у населения деньги на новые авто? Кредиты. А если машины дорожают? Нет, идея отложить покупку — не для наших граждан. Нужно увеличить размер кредита. По информации 4 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), объем выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стал рекордным за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования в России, впервые превысив триллион рублей. Общая сумма составила 1 119,4 млрд рублей, что на 45,6% выше результата предыдущего года.
— В целом в прошлом году выдача автокредитов была на довольно высоком уровне, — сообщил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. — При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение количества выданных автокредитов при одновременном росте среднего чека по ним, что в итоге привело к рекордным значениям годового объема выданных автокредитов. Такая ситуация сложилась на фоне продолжающегося дефицита новых автомобилей, окончания еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политики банков. Для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет персональный кредитный рейтинг, от уровня которого напрямую зависят решение о выдаче автокредита и его условия.
Пальму первенства в качестве самого продаваемого нового легкового автомобиля в России вернула себе «Веста»
Отметим, что во всех субъектах РФ Урала и Западной Сибири рост объема выданных автокредитов за прошлый год оказался ниже общероссийского показателя:
в Башкирии (шестое место среди российских регионов по объемам выдачи) сумма выросла на 26,5%, в Свердловской области (седьмое место) — на 29,9%, в Челябинской области (восьмое место) — на 35,9%.
3. Автодилеры множатся
По данным аналитического агентства «Автостат», в стране отмечено увеличение числа официальных дилерских центро в — с 3210 в январе 2021 года до 3220 в первом месяце года текущего. Рост составил всего 0,3%, но положительные изменения авторынок продемонстрировал впервые за последние четыре года. Эксперты считают, что на рост в значительной мере повлияло создание в России собственной дилерской сети китайского бренда EXEED. Кроме того, в ближайшие два года прогнозируется выход на российский рынок новых автомобильных брендов (преимущественно китайских), для чего также потребуется организация дилерских центров. Впрочем, сами автодилеры продолжают жаловаться на убыточность бизнеса в условиях пандемии и безудержного повышения цен на машины со стороны производителей.
4. Китайский наезд
Успешный выход на российский авторынок китайских брендов, которые стали теснить японцев и корейцев, давно не сюрприз. Удивляет напор: в 2021 году в нашей стране продано 116 тыс. новых легковушек из КНР, что явилось историческим рекордом. Доля Китая на российском авторынке выросла почти до 7%.
В топ-20 самых продаваемых в России автомобильных брендов (по данным АЕБ) вошли сразу три китайских, продемонстрировавших за прошлый год феноменальный рост: Haval (12 место, увеличение продаж в сравнении с 2020 годом на 125%), Chery (13 позиция, рост на 224%) и Geely (17 место, плюс 59%).
Феноменальный рост продаж китайцев на нашем рынке эксперты объясняют двумя главными факторами. Первый — острая нехватка на складах автомобилей других брендов, возникшая из-за дефицита комплектующих и простоя автосборочных производств. Второй — грамотная политика китайских производителей, предлагающих за относительно небольшие деньги современные машины с широкой базовой комплектацией (в результате покупателю не приходится тратиться на дополнительное дорогостоящее оборудование).
5. Маневр «Весты»
Однако китайским брендам еще очень далеко до «Лады» — безусловного многолетнего лидера на отечественном рынке. За прошлый год в России было реализовано 351 тыс. машин АвтоВАЗа (рыночная доля 21%), что на 2% больше показателя 2020 года. Тем не менее смена фаворита все-таки произошла — в модельном ряду. Пальму первенства в качестве самого продаваемого нового легкового автомобиля в России вернула себе «Веста», которая уже лидировала по итогам 2018 года, но затем два года оставалась в тени «Гранты». Отметим, что «Веста» стала победителем национальной премии «Автомобиль года в России — 2021» как лучшая машина в номинации «Малый класс». Выбор лучших в своих классах автомобилей проводился в формате online-голосования, в котором приняло участие более миллиона человек со всей страны.
Первый месяц 2022 года ознаменовался снижением уровня продаж новых легковушек в России на 3,7% в сравнении с январем прошлого года. Эксперты не ожидают быстрого восстановления рынка в этом году, но выражают надежду, что преобладающий?сегодня тренд изменится во втором полугодии.