Выживание российского бизнеса в коронакризис вошло в историю

Ирина Перечнева
14 февраля 2022, 00:00

Группа экономистов выпустила книгу о реакции российского бизнеса на COVID-19

Читайте Monocle.ru в

В середине января в Москве прошла презентация книги «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19» под научной редакцией Татьяны Долгопятовой, Натальи Акиндиновой, Юрия Симачева, Андрея Яковлева (М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021).

Монография — результат совместного проекта НИУ ВШЭ и РСПП «Отраслевые кейсы реагирования компаний на кризис и сценарии посткризисного развития». Проект выполнялся с июля 2020 года по май 2021 года тремя подразделениями университета: Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики и Институтом «Центр развития». Некоторые предварительные результаты исследования мы уже представляли на страницах журнала (см. «Приглашение на казнь», «Э-У» № 50 — 51 от 14.12.2020).

Авторы поставили себе задачу изучить реакцию российской экономики на вызовы пандемии на примере шести секторов: информационных технологий, розничной торговли, туризма, фармацевтического, химического производств и автомобилестроения. Кроме анализа текущей ситуации в работе представлена характеристика динамики этих отраслей с 2011 по 2021 годы, а также особенности их развития по сравнению с мировыми трендами и возможные направления посткризисного роста.

Информационной основой исследования стала серия из 45 углубленных интервью с руководителями компаний и отраслевых бизнес-ассоциаций в совокупности с данными официальной статистики, материалами консалтинговых и аналитических агентств. В монографии детально, на макро- и микроуровнях проанализирована ситуация на разных этапах — во время жестких ограничений, после их отмены, в период восстановления. Кроме того, в работе очерчены антикризисные стратегии компаний, оценена эффективность государственной поддержки, даны развилки посткризисного развития.

«Мы видели, как быстрое распространение новой коронавирусной инфекции кардинально изменило привычный экономический ландшафт — перекрытые границы, закрытые производства, разрывы привычных производственных связей, невозможность свободного перемещения между странами, а часто и между регионами одной страны потребовали от государства и бизнеса мгновенной реакции на изменившиеся условия деятельности. При этом кризис по-разному повлиял на различные отрасли и сегменты экономики. Для РСПП полученные в ходе реализации проекта результаты оказались весьма полезными», — обосновывает актуальность исследования в разрезе отраслей президент РСПП Александр Шохин.

Приведем несколько важных выводов, к которым пришли авторы монографии.

У каждой отрасли сформировались свои факторы влияния, но присутствовало одно общее обстоятельство: это были далеко не новые вызовы, во всех секторах кризис лишь обострил застарелые проблемы. Правда, реакция на них оказалась разной. Вертикально-интегрированные отрасли, работающие на основе активов советской плановой экономики, в наибольшей степени оказались зависимы от начавшейся девальвации рубля и удорожания импорта, сильно пострадали от переключения поставщиков сырья на внешний рынок и разрыва цепочек поставок. Представители секторов с развитыми горизонтальными связями чаще говорили о проблемах административного давления, «токсичности» государственной поддержки, дефиците человеческого капитала. В период пандемии в этих секторах ускорилась трансформация, компании начали стремительно менять модели найма персонала, переходить к новым форматам организации бизнес-процессов. В ряде секторов изменились форматы построения бизнеса, в частности получили широкое распространение удаленные каналы продаж, что оказало влияние на бизнес на долгосрочном горизонте. Это прежде всего относится к розничной торговле. Преимущества получили игроки, которые раньше заметили этот тренд.

Этот кризис коснулся прежде всего небольших компаний, не встроенных в «вертикаль власти». Они привыкли действовать сами, не ожидая помощи государства, многие так и поступили. В сложных условиях представители этой прослойки предпринимательства проявили довольно бережное отношение к человеческому капиталу, к командам, которые они за долгие годы сформировали. С наибольшими проблемами столкнулся средний бизнес, который, с одной стороны, не имел возможности использовать фактор «семейственности», как малый, а с другой — не обладал резервами и переговорной силой крупных компаний.

Как в любой кризис, на рынке произошли изменения в объемах и структуре спроса. На эти вызовы несколько быстрее отреагировали компании секторов с горизонтальной координацией, относительно небольшие фирмы приняли более решительные организационные инновации, они довольно быстро адаптировали номенклатуру продукции и услуг к изменениям конъюнктуры. Многие в острый период перевели часть работников в режим дистанционной занятости. После смягчения ограничительных мер компании переформатировали рабочее пространство и отказались от части офисных площадей. Однако оценки приемлемости дистанционной модели для будущего посткризисного периода отличаются. При всех явных плюсах респонденты подчеркивали и негативные последствия, например утрату корпоративной идентичности и чувства команды.

В целом в этот кризис бизнес продемонстрировал склонность к солидарности и взаимопомощи.

Особенность кризиса, вызванного пандемией COVID-19, состоит в том, что он оказал разнонаправленное влияние на уровне отдельных компаний. В каждом секторе оказались свои выигравшие компании, такие были и в составе в целом пострадавших секторов.

Пандемия подтолкнула компании и государство к активному взаимодействию. Государство на федеральном уровне продемонстрировало способности разговаривать с бизнесом.

Государство предложило широкий спектр инструментов. Однако его представления о состоянии экономики в ряде случае оказались упрощенными. При определении механизмов поддержки не учитывалась в должной степени неоднородность отраслей, особенности воздействия на них различных мер. Серьезной проблемой стали и условия отбора предприятий, действительно пострадавших от кризиса. Предприятия могли столкнуться с существенным падением выручки, но не получить поддержку, так как их деятельность не вошла в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики, причем для крупных и средних предприятий ограничения были еще жестче, так как для них принадлежность к таким отраслям определялась по основной деятельности.

Проведенный на уровне компаний и отраслей анализ вносит весомый вклад в копилку исследований, позволяющих лучше понять устройство отраслей российской экономики. Книга будет полезна экономистам, представителям органов власти и отраслевых ассоциаций, преподавателям, студентам магистратуры и аспирантуры специальностей экономики и менедж­мента, а также всем, кому интересна проб­лема развития российского бизнеса.