Хотите поучиться у топ-менеджера — учитесь

Артем Коваленко
28 февраля 2022, 00:00

Корпоративные магистерские программы как эффективный механизм решения кадровых вопросов и конкретных производственных задач

Совместные образовательные программы, взаимодействие высшей школы и бизнеса — ответ на запрос реального сектора экономики по подготовке специалистов под конкретные индустрии и их потребности.

У такого формата несколько преимуществ. Первое — студенты работают над реальными бизнес-проектами под руководством менеджеров действующих предприятий. Второе — они получают актуальные компетенции, востребованные рынком труда именно сейчас. Третье — бизнес готовит для себя потенциальные кадры, сокращая затраты на HR и допобучение новых сотрудников. Крупные российские компании уже оценили эти преимущества, но корпоративные магистратуры во многих вузах пока не прижились. Одна из причин — неготовность университетов трансформироваться и развивать партнерские отношения с бизнесом. Чтобы доказать эффективность совместных программ, «Э-У» обратился к практикам Уральского федерального университета, одного из лидеров по подготовке квалифицированных кадров.

— Корпоративная и академическая составляющая усиливают друг друга: у рынка есть запрос на конкретные знания и навыки, у университета — самые совершенные образовательные технологии, глобальные возможности сотрудничества с российскими и иностранными экспертами в любой предметной области. Для Института экономики и управления (ИнЭУ) УрФУ примерами коллабораций являются магистерские программы «Управление металлургическим предприятием» (совместно с ТМК), «Финансы в цифровой экономике» (совместно с Группой Синара), а также программы под руководством топ-менеджеров крупных холдингов, такие как «HR-стратегия развития организации». Магистратуры доступны не только для сотрудников этих корпораций, поступить может любой, причем для успешно сдавших экзамены абитуриентов есть грантовая поддержка, компенсирующая часть затрат на обучение, — объясняет директор ИнЭУ УрФУ Дмитрий Толмачев.

Как бизнес и вуз выстраивают отношения ради достижения общего результата?

Реальный кейс

По словам Дмитрия Толмачева, особенность корпоративных магистратур в том, что слушатели могут получать реальные кейсы от корпоративного сектора и консультироваться с ведущими специалистами предприятий: практики выступают менторами и наставниками для студентов, отдельные модули и целые курсы читают даже топ-менеджеры:

— Программы обеспечивают значительную долю прикладных учебных дисциплин при сохранении высокого уровня академического преподавания. Такая среда создает оптимальные условия не только для профессионального роста, но и для нетворкинга. Корпоративные образовательные программы становятся инструментом решения задач, стоящих перед партнером, в том числе в качественной подготовке кад­рового резерва. Карьерные траектории наших выпускников — особая гордость ИнЭУ УрФУ.

— Наличие у любой образовательной программы бизнес- и академических парт­неров — это тренд развития высшего образования. Можно выделить уровни такого взаимодействия. Корпоративные магистерские программы стоят на вершине этой классификации. В УрФУ существует целый ряд таких программ с Росатомом, Сбером, «Контуром», и их количество каждый год увеличивается, — подчеркивает проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Николай Хлебников. — Такие программы изначально разрабатываются совместно с партнерами под задачи не только текущего кадрового обеспечения, но и развития, поскольку другой тренд, развиваемый в УрФУ, — это построение образовательного процесса на основе практической, проектной, исследовательской или предпринимательской деятельности.

По его словам, взаимодействие с партнерами ведется на разных уровнях: самый простой — верификация содержания курсов; следующий — разработка курсов и их проведение сотрудниками компании; наиболее значимый — когда партнер предлагает спектр задач для магистерских работ.

— Корпоративные магистерские прог­раммы бывают разных видов. Университет разрабатывает программу обучения под запрос компании, преподаватели обучают ее сотрудников необходимым навыкам.

В каком-то смысле это повышение квалификации или переподготовка кадров. Или — университет и компании совместно разрабатывают программу и обучают будущие кадры под запросы компании и рынка. Наша компания сотрудничает с университетом по второму варианту, — делится куратор программы магистратуры «Цифровая гуманитаристика» Уральского гуманитарного института УрФУ и «Контура» Наталья Лозовная. — Мы запустили ее два года назад, участвуем в составлении учебного плана, большую часть курсов ведут эксперты «Контура».

Сбербанк совместно с Институтом радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ реализует магистерскую программу «Прикладной анализ данных» — она внесена в реестр аккредитованных образовательных программ в сфере искусственного интеллекта:

— Наша программа формируется исходя из актуальной повестки в сфере образования и запроса студентов. Когда мы понимаем, что можем дать необходимые знания и поделиться опытом, то дополнительно подкрепляем теоретическую базу передовыми разработками и практическими навыками специалистов Сбербанка. Мы работаем в партнерстве с университетом, чтобы совместить методологические компетенции и многолетний опыт преподавателей с прикладными знаниями и навыками, имеющимися у компании, — рассказывает исполнительный директор по исследованию данных Регионального центра компетенций по аналитике Сбербанка Олег Артюгин.

Нужно бежать в два раза быстрее

Одна из особенностей корпоративной магистратуры — возможность быстро корректировать содержание, реагируя на изменения в производственных и бизнес-процессах.

— В магистратуре учатся в среднем 2,5 года. При текущей скорости изменений внешней среды и бизнес-процессов кто-то считает так тратиться на развитие компетенций непозволительной роскошью. На деле это золотое время и для студента, и для работодателя, ведь все без исключения магистратуры ИнЭУ, даже очные, заточены под совмещение работы и учебы. Тесная интеграция с предприятиями-трендсеттерами позволяет нам быстро внедрять в учебный процесс практики и технологии, которые будут масштабироваться другими игроками рынка через год-два. Поэтому наши корпоративные программы самые живые и адаптивные, — комментирует Дмитрий Толмачев.

По мнению Олега Артюгина, программы должны модернизироваться в процессе обучения: «Современный мир быстро меняется, и чтобы оставаться в курсе всех изменений, нужно отслеживать все современные тенденции, происходящие на рынке. Учитывая эти факторы, мы добавили в свою программу блок по soft-skills и проектный практикум. Студенты уже высоко оценили внесенные в программу изменения».

Корпоративная и академическая составляющая усиливают друг друга: у рынка есть запрос на конкретные знания и навыки, у университета — самые совершенные образовательные технологии, глобальные возможности сотрудничества с российскими и иностранными экспертами в любой предметной области

По словам Натальи Лозовной, содержание и методики преподавания в «Цифровой гуманитаристике» обновляются каждый год:

— Экспериментируем, чтобы выстроить лучшую программу обучения, связи между предметами. Нам важно показать, как инструменты анализа данных, изученные на одном предмете, можно применять в рамках других дисциплин. Сейчас магистратура переходит на проектное обучение, а это значит, что учебный план будет меняться, появятся проектные практикумы, которые студенты будут выполнять как в рамках учебных дисциплин, так и в реальных рабочих проектах от разных компаний. Например, в сфере ИT, проектах, связанных с искусством и наукой, в музеях, в госкомпаниях. Это возможность для студентов попробовать себя в разных ролях — аналитика данных, продакт-менеджера, системного аналитика или бизнес-аналитика, получить дополнительные навыки работы в команде на реальных рабочих задачах.

За кадром

Еще одна важная особенность — магистратура существенно ускоряет поиск и адаптацию сотрудников.

— В «Контуре» много должностей, к работе на которых в вузах обычно не готовят: продуктовые аналитики, ивент-менеджеры, специалисты по работе с брендом работодателя, продуктовые маркетологи, продакт-менеджеры и т.п. Профессионалов в этих сферах на рынке немного. Поэтому мы сами доучиваем и прокачиваем специалистов, которые будут решать сложные задачи на стыке нескольких направлений, придумывать решения для нестандартных ситуаций. Магистратура поможет не пропустить мимо талантливых ребят и сократить период их адаптации в компании. В итоге мы получим человека, который уже знает «Контур», понимает, как тут все устроено и владеет практическим комплексом знаний, — констатирует Наталья Лозовная. — Работая со студентами, мы повышаем узнаваемость бренда, делимся своей экспертностью.

А еще приносим пользу ИT-сообществу — компетенции выпускников востребованы в индустрии. В процессе обучения студенты проходят все этапы работы: от постановки гипотез, сбора и хранения данных до статистического анализа, интерпретации, визуализации и продвижения. Все эти знания они смогут применить как у нас, так и за пределами компании, что важно для развития региона.

— Мы готовим специалистов в области разработки приложений, машинного обучения и анализа данных. Во время учебы студенты погружаются в корпоративную культуру, знакомятся с ценностями компании, сталкиваются с реальными кейсами, ищут решение на практике. Это поз­воляет им осознанно подойти к выбору будущего места работы, а также познакомиться с потенциальными руководителями и работодателями. Наш комплексный подход к обучению был важным фактором при принятии решения об аккредитации программы, — отмечает Олег Артюгин.

— С помощью магистерских программ мы очень серьезно прокачиваем наших резервистов, чтобы они могли сделать следующий шаг в карьере — это помогает бизнесу оперативно закрывать управленческие позиции из своих ресурсов. К тому же, выпускники таких программ могут решать качественно более сложные задачи, реализовывать проекты, повышающие эффективность бизнеса, — приводит аргументы исполнительный руководитель корпоративного университета ТМК2U Мария Ворсина.

Важно быть в постоянном контакте

Новый поворот в магистратуре — онлайн-программы.

— Этот формат набирает популярность, но надо понимать, что онлайн, дистант или открытое образование — это типы образовательных технологий, у которых есть границы применимости. Они значительно расширяют гибкость образовательного процесса, когда студент может многое делать самостоятельно, в удобное время, в своем ритме. Но ничто не заменит человеческую коммуникацию и опыт практической деятельности, — акцентирует Николай Хлебников. — Поэтому даже в формате онлайн-магист­ратуры университет старается обеспечить наличие практической работы и действующих экспертов, хотя бы в дистанционном формате. В качестве примеров можно привести такие программы, как «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике» (реализуется на платформе Курсера), «Инженерия машинного обучения» совместно со SkillFactory.

Взаимодействие с партнерами ведется на разных уровнях: самый простой — верификация содержания курсов; следующий — разработка курсов и их проведение сотрудниками компании; наиболее значимый — когда партнер предлагает спектр задач для магистерских работ

— При всей любви классической высшей школы к аудиторным лекциям, онлайн открывает практические безграничные возможности для образования, и ИнЭУ ими активно пользуется. В 2021 году мы набрали первый поток полностью дистанционной магистратуры «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике» при поддержке мощных партнеров — Корпоративной академии «Росатома», МТС, SAP СНГ. На программу про инфраструктуру и все, что с ней связано, поступили 20 человек из различных уголков России. Для нас чрезвычайно важно быть в постоянном контакте с первыми слушателями: получать обратную связь и по выбранным технологиям обучения (преимущественно это известная на образовательном рынке платформа COURSERA), и по наполнению курсов, и по степени включенности научных руководителей и команды технической поддержки. По итогам первого семестра ребята довольны. Мы им очень благодарны за отзывы, позволяющие ИнЭУ совершенствоваться: в режиме реального времени в общем чате мы открыто и искренне обсуждаем и технические моменты, и содержательные аспекты. Это очень ценно, ведь те, кто будут поступать в 2022 году, получат еще более качественный образовательный продукт, — итожит Дмитрий Толмачев.