Развитие инфраструктуры, новые направления и форматы, взаимоотношения бизнеса с государством стали основными темами круглого стола «Телеком 2022: адаптация к новой реальности»*. Влияние пандемии на рынок продолжается. Главные тенденции — двукратный рост интернет-трафика, обусловленный востребованностью мультимедийных сервисов и развитием e-commerce, спрос на комплексные решения по созданию удаленных рабочих мест, возросший интерес корпоративного сектора к IoT, Big Data, облачным сервисам, биометрическим системам, геоаналитике и кибербезопасности.
По данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка в 2021 году превысил 1,8 трлн рублей. Годовая динамика составила 3,2%, это один из самых высоких показателей за последние годы. Основным фактором роста выступило восстановление рынка мобильной связи: доходы выросли на 4,4% против 0,9% в предыдущем году. По итогам года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России увеличилось на 3,3% до 259 миллионов, приблизившись к уровню 2019 года (260 миллионов). Проникновение составило 178%. «В абсолютном выражении абонентская база приросла на 8 миллионов. Такому росту способствовали смягчение режима самоизоляции, обеспечившее приток посетителей в салоны связи, а также частичное восстановление числа трудовых мигрантов, традиционно формирующих заметную долю клиентов российских операторов», — рассказали аналитики «ТМТ Консалтинг».
В то же время в таких значимых сегментах, как фиксированный широкополосный доступ (ШПД) в интернет и платное ТВ, наблюдается торможение динамики: темпы прироста абонентской базы снизились после подключений в период самоизоляции 2020 года. Проникновение ШПД в 2021 году составило 61%. Абонентская база приросла на 0,8%, доходы — на 3%.
В b2c-сегменте увеличение числа абонентов в первую очередь было обусловлено распространением конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста замедлились. Рост рынка платного ТВ почти остановился: по предварительным итогам 2021 года, абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,4 миллиона. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV.
Как игроки рынка оценивают изменения в отрасли и на какие драйверы рассчитывают?
Интернет-бум в поселке Гари, или Как переварить трафик
Один из главных драйверов — новые интеллектуальные продукты и услуги. «Это интернет вещей, видеонаблюдение, видеоаналитика, большие данные, цифровые сервисы и программные продукты для бизнеса, — объясняет руководитель по развитию региона Урал «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ру» и «Дом.ру Бизнес») Дмитрий Ковалев. — К этим же направлениям можно причислить и умную домофонию. Раньше достаточно было ключа, потом — услышать голос того, кто к тебе пришел, а сейчас клиент хочет его видеть, причем сам он в этот момент может находиться где угодно, на работе или на даче. Это интеллектуальная услуга, которая будет развиваться. Более того, наш бизнес показал, что ее можно считать якорной».
— Нам видеонаблюдение позволило выйти из зоны сети «Инсис» и развиваться на территории всей России. В прошлом году мы установили камеры в 21 городе, теперь этим сервисом пользуются клиенты уже в 91 городе страны. Этот драйвер будет актуальным для нас и в 2022 году, — рассказала директор по маркетингу компании «Инсис» Ксения Бакунина.
По мнению Дмитрия Ковалева, мобильная связь и фиксированный интернет превратились в элемент транспортных сетей, в средство доставки контента: «По сути, интернет со временем может стать одним из видов коммунальных услуг, а основным драйвером развития становятся наложенные услуги и контент».
— Потребности меняются, более того, меняются портрет потребления и модель поведения, как в массовом сегменте, так и в бизнес-сообществе мы наблюдаем колоссальные сдвиги, — уточняет коммерческий директор макрорегиона «Урал» Tele2 Антон Антонов. — Даже то, что создает трафик, например Instagram, тоже претерпевает существенную трансформацию. Если раньше это была соцсеть с картинками, то сейчас это сеть коротких видеосообщений. Клиенты хотят получать инновационные сервисы и услуги. Например, иметь возможность поменять неиспользованные минуты на фильмы или гигабайты. Потребителю это интересно. В этом случае инновация — это возможность отнестись к базовому продукту совершенно по-другому.
Драйвер второй — рост трафика в сегментах b2b и b2c. Дмитрий Ковалев связывает этот тренд с популярностью работы на удаленке: «Многие люди оценили возможности дистанта и не собираются возвращаться в офисы, встречи и совещания проходят в онлайн-режиме. Плюс увеличившееся потребление видеоконтента, который производят такие площадки, как Тiktok и другие соцсети».
— Мы наблюдаем рост спроса на просмотр онлайн видео, фильмов, на игры, звонки по видеосвязи и удаленную работу. Все это ведет к утяжелению контента и росту трафика, — констатирует директор МегаФона в Свердловской области Инна Джур. — В 2022 году эти тенденции сохранятся и получат новый виток развития, а мода на видео и игры онлайн с еще большим проникновением будут набирать обороты.
По словам Инны Джур, за последний год свердловчане увеличили потребление интернета в среднем на 49%: «Тенденция характерна как для крупных городов региона, так и для небольших населенных пунктов. Причем последние удивляют нас рекордами. Например, в небольшом поселке Гари на севере области, где проживает около 2,5 тыс. человек, потребление интернета выросло сразу в 200 раз, в деревне Богатёнкова Каменского района — в 60 раз. На одного пользователя передачи данных в регионе сегодня приходится около 17 гигабайт трафика. Конечно, наша первоочередная задача — обеспечить стабильный и быстрый интернет под потребности клиентов, поэтому мы активно работали над качеством сети. С начала года были модернизированы и построены порядка 200 объектов связи на Среднем Урале».
— Сложно прогнозировать точную цифру, как будет расти потребление интернета в течение 2022 года. Но учитывая, что 2021 год с точки зрения технологий прошел под знаком цифровизации и многие компании сделали гибридный формат работы постоянным, а люди не собираются отказываться от онлайн-кинотеатров и онлайн-покупок, рост интернет-трафика мы, вероятнее всего, зафиксируем, — анализирует директор екатеринбургского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) Ильдар Фархутдинов.
По мнению Антона Антонова, трафик неизбежно будет расти, и расти везде: «Не только в пригородах и садовых хозяйствах, но и в многоэтажках. Большой вызов для отрасли — как этот трафик переваривать».
5G станет сommodity
Драйвер третий — запуск технологии 5G. Это практически мгновенный доступ к облачным сервисам, потоковому видео, покупкам в дополненной и виртуальной реальности и т.д. Летом прошлого года операторы «большой четверки» подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое будет заниматься «высвобождением радиочастотных ресурсов» для развития 5G.
А в ноябре госкомиссия по радиочастотам выделила СП для тестирования 5G полосы, которые сейчас используют ФСО, Росавиация и Минобороны. Игроки рынка уверены, что внедрение каналов связи 5G будет решающим для отрасли моментом, и прежде всего с точки зрения возможностей расширения абонентской базы, дальнейшего проникновения новых технологий.
— 5G — неизбежная вещь. Без запуска сетей пятого поколения мы не сможем удовлетворить растущие потребности клиентов. Как только будут решены вce регуляторные вопросы, выделены новые частоты, сети 5G начнут развиваться. Причем гораздо быстрее, чем сети LTE. А эта технология пришла из региональных центров в малые населенные пункты за четыре года. Сейчас это не массовая история, 5G в качестве тестов работает только в определенных локациях, например, в прошлом году Tele2 запустила тестовую сеть пятого поколения на всех станциях Казанского метрополитена. Но очень скоро 5G станет обычной сommodity и будет в каждом городе, — рассуждает Антон Антонов.
— Мы точно к этому придем. 5G, если удастся решить все необходимые вопросы, безусловно, создаст новые возможности для генерации и потребления цифрового контента на принципиально других скоростях и, как следствие, в совершенно других масштабах объема данных. Наверное, первые запуски 5G будут в крупных городах, в центрах с большой концентрацией трафика, например, в Екатеринбурге, где помимо массового сегмента есть промышленный высокотехнологичный сектор, — прогнозирует Ильдар Фархутдинов.
Четвертый драйвер — партнерства и диверсификация. «Мы сосредоточены на клиентоцентричной системе партнерств. Вступаем в партнерство с разными брендами, разными компаниями. У нас, например, в Екатеринбурге есть салон в партнерстве с кофейней. Это инновационная идея», — рассказал Антон Антонов.
По словам Дмитрия Ковалева, одним из трендов, сложившимся за последние годы, является партнерство между операторами связи: «Например, мобильные операторы начали договариваться о совместном строительстве вышек. Раньше стояли по две-три вышки в одной точке и у всех возникал вопрос, зачем инвестировать столько средств в дублирующие друг друга сооружения. Теперь мы наблюдаем, как операторы находят консенсус. Отчасти к этому их подтолкнула пандемия, заставившая игроков заняться оптимизацией затрат. Кроме того, нельзя концентрироваться на чем-то одном, а диверсификация подразумевает максимальное закрытие всех возможных услуг. Помимо ключевых направлений, «ЭР-Телеком», например, ориентируется и на рынок магистрального трафика, и на сотрудничество с сотовыми операторами по вопросам взаимного предоставления услуг».
— Для нас и других операторов ШПД один из драйверов — создавать экосистемы на собственной базе или разрешать игрокам, которые эти экосистемы продуцируют и развивают, доступ к своим клиентам через свои средства связи, — рассуждает директор группы компаний «Конвекс» Александр Мищихин. — Проще и эффективнее предоставить доступ для чужих экосистем и стать неким мультибрендовым оператором, который может получить доступ к любым сервисам.
Есть что обсуждать
Драйвер пятый — участие в проектах цифровизации, в том числе в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». По мнению участников рынка, партнерство с государством практически для всех операторов является одной из точек роста: «Федеральные проекты по цифровизации — хороший импульс для развития бизнеса».
По словам начальника отдела развития информационно-телекоммуникационной индустрии и связи министерства цифрового развития и связи Свердловской области Дениса Мальцева, в рамках подпроекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика» с 2019 года было подключено к сетям связи с возможностью ШПД более 1,6 тыс. объектов:
— В основном это образовательные, медицинские и культурные учреждения, административные здания, находящиеся в удаленных населенных пунктах. На территории Свердловской области исполнителем программы был «Ростелеком». С компанией был заключен трехлетний контракт на сумму более 1 млрд рублей. Он завершен в конце прошлого года. Кроме того, в рамках 126-ФЗ «О связи» реализуется программа по устранению цифрового неравенства. Она стартовала в 2014 году и распространялась на населенные пункты численностью 250 — 500 человек. В 2020 году были внесены существенные изменения в закон, теперь программа будет осуществляться в населенных пунктах численностью 100 — 500 человек. А вместо точки доступа Wi-Fi необходимо устанавливать полноценную базовую станцию LTE. По этой программе уже в прошлом году было подключено 12 населенных пунктов, в этом году ожидается подключение еще 32. По старым правилам с 2014 года по 2020 год было подключено 222 населенных пункта.
Денис Мальцев отметил, что операторы связи поддержали государство во время экстренного перехода на новые форматы работы, перевода системы образования на дистант, а «сейчас идет активный диалог по изменению действующих нормативных актов, регулирующих выдачу разрешения на использование земельных участков под объект связи. Мы стараемся прислушиваться к потребностям отрасли».
— Нам есть что обсуждать. Один из ключевых вопросов — скорость выдачи разрешений на строительство. В год мы строим большое количество базовых станций. Ввод одной станции в эксплуатацию занимает от 4 до 6 месяцев. И от того, насколько быстро будет получено разрешение, зависит, насколько быстро регион получит инвестиции. Ведь это рабочие места и налоги, а главное — качественная связь. Жители тоже ждут эти объекты, чтобы иметь доступ ко всем мобильным сервисам всегда и везде. Сейчас основная экспансия осуществляется в малые города и деревни. Очень важно найти общий язык между властью и бизнесом, чтобы обеспечить задачи по цифровизации территорий, — подчеркивает Ильдар Фархутдинов.
— В некоторых регионах этот вопрос решен. Пишется заявка, и через две недели — пожалуйста, иди ставь базовую станцию. Чем дольше приходится ждать разрешения, тем медленнее развивается инфраструктура. С одной стороны, все хотят видеть быстрый интернет здесь и сейчас, с другой — не хотят видеть базовую станцию, — рассказывает Антон Антонов.
— Кроме разрешения есть и вопросы стоимости размещения оборудования на опорах, — развивает тему Александр Мищихин. — Как только у этих опор появляется какой-то новый хозяин, он тут же хочет поднять стоимость размещения в десять раз. Приходится через суд доказывать, что заявленные цены далеки от реальных.
Родить продуктолога
Шестой драйвер — развитие конвергентных услуг. Клиенты предпочитают получить весь комплекс услуг от одного оператора: интернет, ТВ, мобильную связь, IP-домофонию. «Зачастую клиент, который одновременно приобретает несколько услуг, в том числе домофонию, привязывается к первичному поставщику. Конечно, взрывного роста уже не будет, но, продавая пакетные услуги, мы получаем более стабильные отношения с конечным потребителем», — считают игроки рынка.
Седьмой драйвер — кадры. «Нам не хватает разработчиков. Мы прямо страдаем без них, и на территории Свердловской области найти грамотных разработчиков, тимлидов — это большая проблема. И это не только ИТ-специалисты, это продуктологи, проджекты, менеджеры. В среднем на поиск одного продуктолога, который будет вести продукт или какую-то группу разработки в продукте, мы тратим более шести месяцев. А потом идет процесс адаптации. Мы его реально как ребенка рожаем. Через девять месяцев получаем человека, который наконец-то может начать работать и вести проекты, взаимодействовать с технарями и коммерсантами», — обозначила точку роста для отрасли Ксения Бакунина.
По мнению участников стола, на динамику развития рынка в 2022 году будет влиять комплекс разнонаправленных факторов. При этом ключевыми выступают новые цифровые сервисы, усиление инфраструктуры и рост медиатрафика.
* Организаторы — журнал «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».
Вig Data и другие драйверы
Рост телеком-рынка обеспечат новые направления и продукты, уверен директор Екатеринбургского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) Ильдар Фархутдинов
— Какие события 2021 года в телекомсфере вы считаете самыми значимыми?
— Их несколько. Во-первых, достаточно агрессивно растет трафик. Мы, например, в Свердловской области наблюдаем двукратный рост. Это требует дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Во-вторых, ключевым фактором развития рынка выступают сервисы на основе технологии Big Data. Еще лет пять назад это словосочетание звучало как что-то космическое. Сейчас — это достаточно материальная, измеримая и применимая вещь, которая пользуется спросом. Обратите внимание, если в базовых услугах телеком-рынок вырос в среднем на 3 — 4%, то в продуктах на основе Big Data он растет двукратными темпами. Усиление e-commerce ведет за собой и увеличение рисков в этом направлении, поэтому компании усиливаются с точки зрения безопасности, чтобы предотвращать подмену страниц, увод платежей и прочее. К слову, как раз в прошлом году мы стали лауреатом Премии Рунета в номинации «Наука, технологии и инновации» за внедрение
Мобильного ID как универсального и безопасного метода идентификации и аутентификации через номер телефона на различных интернет-ресурсах, в соцсетях, финансовых сервисах.
— Заметен ли среди ваших корпоративных клиентов тренд на фундаментальные изменения в цифровизации?
— Наверное, в каждой сфере бизнеса: это касается и ритейла, и продаж, и услуг. Сейчас мы работаем по конкретным запросам клиентов. К нам приходят, говорят, что хотят, и мы разворачиваем сервис. И не всегда этот сервис имеет уже готовую упаковку. Иногда бывает так, что мы создаем под клиента некий продукт. Более того, иногда это происходит в партнерстве с другими компаниями.
— Тенденция работы на удаленке была актуальна в 2021 году?
— Около 42% российских предприятий, это данные статистики на конец 2021 года, так или иначе ее практиковали. Это требовало создания дополнительных рабочих мест, средств коммуникации. Если раньше нужны были только интернет и голосовая связь, то сейчас — мобильная АТС, видеосервисы, хранилища. Пандемия создает спрос на новые сервисы, которые раньше не были так актуальны.
— Сети справились с возросшей нагрузкой?
— Справились. В Свердловской области в результате масштабной стройки за четыре года сеть 4G выросла почти в четыре раза. Мы обеспечиваем хорошие скорости, которые позволяют пользоваться популярными сервисами в полном объеме без потери качества даже в условиях стремительного роста интернет-трафика.
— Каковы ожидания в отношении 2022 года? Что будет стимулировать, а что сдерживать развитие рынка?
— Мы ждем еще большего интереса со стороны бизнеса и государства к «облакам» и надеемся на прорыв в области повышения качества российского ИТ-оборудования как основы для российских облачных платформ. В долгосрочной перспективе ждем, что полноценно догоним мировые тренды по интенсивности использования «облаков»
и ожидаем существенный прирост бизнеса, который 100% инфраструктуры и процессов размещает в мультиоблачной среде. Стоит отметить и 5G. Новый стандарт связи безусловно создаст новые возможности для генерации и потребления цифрового контента на принципиально других скоростях и, как следствие, в совершенно других масштабах объема данных. Это вызовет новые сценарии использования IoT-технологий в области медицины, управления промышленными роботами, автономной техникой и дронами, AR- и VR-решений во многих областях.
— Ждете увеличения числа активных сим-карт в 2022 году?
— Безусловно. Особенно с учетом развития сектора IoT, там уже около 42 млн пользователей.
И рост будет существенным, по прогнозам, на 30 — 40%. Еще один важный драйвер — Универсиада в Екатеринбурге, которая обеспечит поток туристов и трудовых мигрантов.
Индустрия стала мощнее
За последние два года телеком стал гораздо сильнее, считает коммерческий директор макрорегиона «Урал» Tele2 Антон Антонов
— 2020 год для Tele2 был годом большой стройки. Компания создавала и модернизировала инфраструктуру более значительными темпами, чем в предыдущие годы. А что было в 2021 году?
— Тоже стройка. Может быть, даже большими, опережающими темпами. У Tele2 в составе макрорегиона «Урал» несколько субъектов РФ. Ситуация везде разная, где-то мы лидируем, где-то нет, от этого напрямую зависит инвестиционная программа. Одно из достижений прошлого года — установка технологии 4G на всех базовых станциях в Свердловской области. То есть наши абоненты сейчас пользуются новейшими услугами. В 2021 году мы также расширяли емкости сетевой инфраструктуры и сети LTE. Мы используем агрегацию частот, что дает, с одной стороны, возможность обеспечивать высокую скорость в местах загрузки, а с другой — широкое покрытие.
2020 год дал всем участникам рынка возможность провести краш-тест сети. Операторы разобрались в своих слабых местах и точках приложения усилий.
В итоге индустрия стала мощнее, ее география существенно расширилась. И все потому, что в 2020 году мы получили удивительный инсайд — в связи с пандемийными ограничениями люди поехали туда, куда никто не ожидал — путешествовать по своим регионам. И им там понравилось, потому что прошлым летом мы тоже видели трафик в сельской местности.
— Исход в деревни, на дачи продолжался и в прошлом году?
— Да. Люди хотят работать, находясь на даче, многие компании это позволяют делать. Например, в Свердловской области есть большой ИТ-кластер, где достаточно гибко относятся к условиям работы. Половину недели вы можете провести, работая за пределами города.
— Еще один тренд — сокращение розницы в телекоме. Монобрендовые точки продаж не востребованы, вектор развития сместился в сторону онлайн-каналов. Будет ли профессиональная розница развиваться в формате шоурумов или экспириенс-зон?
— Ритейл меняется. Безусловно, часть покупок уходит в онлайн. Я сам недавно ребенку через приложение покупал SIM-карту. Сейчас удаленно можно сделать все, поменять тариф, подключить eSIM. Тем не менее люди хотят трогать товар руками, консультироваться, выбирать.
В некоторых регионах, где у нас сильные рыночные позиции, мы содержим достаточно большую розницу. Тем более что некоторые клиенты массового рынка, а это люди состоявшиеся, новые каналы не жалуют. Молодежь, конечно, чаще выбирает онлайн-сервисы. В ближайшем будущем мы придем к тому, что даже в крупных городах будет всего 5 — 6 салонов. И это, действительно, будут шоурумы.
— Как вы считаете, технически отрасль готова к массовому переходу на виртуальные SIM-карты?
— Уже сейчас в любом недорогом смартфоне есть возможность подключить eSIM. Через несколько лет пластиковая карта станет устаревшим понятием.
Экосистемы и партнерства
Технический директор компании «Зуммер» Юрий Любин проанализировал перспективы развития телекома
— Как вы оцениваете итоги 2021 года для телеком-отрасли?
— Есть несколько важных тенденций. Например, нацеливание средних и мелких операторов связи на создание и развитие собственных экосистем, куда входят и умная домофония, и видеонаблюдение, и счетчики, и интернет вещей. Мы, как партнеры, готовы обеспечить качественный трафик и поддержать собственными ресурсами — сетями, оборудованием, технологиями. Еще одна глобальная тенденция — влияние государства на развитие сектора. Я считаю, что на федеральном уровне необходимо оптимизировать госрегулирование отрасли в соответствии с реалиями экономики: есть существенные разрывы между желаниями органов госвласти и возможностями экономических субъектов в телекоммуникационной отрасли. Например, с утверждением последнего «пакета Яровой» мелкие ШПД-операторы не смогут позволить себе установку серверов хранения данных, а, следовательно, будут вынуждены уйти с рынка либо кооперироваться.
На региональном уровне госвласть демонстрирует высокую заинтересованность в развитии и поддержании качественной и надежной связи, но больше внимания уделяет развитию актуальных для территории сервисов в направлениях безопасности, образования, медицины. «Зуммер» при взаимодействии с органами власти разрабатывает комплекс услуг для удовлетворения нужд провайдеров на территории Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО.
— А на местном уровне?
— … тоже присутствует высокая заинтересованность в развитии отрасли и ее сервисов на собственной территории. Власть готова оказывать любую поддержку, хотя и обладает низким ресурсным потенциалом.
— Если говорить об итогах для вашей компании…
— Итоги позитивные. 2021 год для компании «Зуммер» — это повышение надежности и устойчивости работы магистральных сетей, продвижение на восток страны — сеть общества расширилась в Новосибирской области, «модернизация узких мест зоновой сети» на периферии сети, увеличение пропускной способности каналов между городами и их окрестностями. Плюс продвижение новых услуг в партнерстве с GlobalNET DATAIX.
— Как пандемия на вас повлияла?
— Пришлось мгновенно реагировать на рост трафика и расширять самые узкие места. Это пригород, например. Когда люди поехали на дачи, покрытие было, но каналы, объединяющие пригород и город, были довольно слабыми. Мы очень быстро это исправили.
— Какие задачи на 2022 год?
— Нам важно сохранить долю на рынке, абонентскую базу, выручку. Для этого мы будем создавать новые услуги и сервисы, развивать инфраструктуру для предоставления качественной магистрали, а также партнерские отношения с операторами связи в субъектах нашего присутствия.
Новые телекоммуникационные и ИT-решения позволяют адаптироваться к непростым условиям
Что способствует, а что мешает бизнесу, рассказал директор компании «Интерсвязь» в городе Каменске-Уральском Андрей Ерушев
— Как для вашей компании сложились последние два года?
— На протяжении всего жизненного цикла компании мы расширяли набор услуг и внедряли новые направления деятельности. Не стали исключением и прошедшие несколько лет. Мы построили магистральную инфраструктуру и обеспечили техническую возможность подключения сетей PON в частном секторе и поселках Каменска-Уральского.
Опыт 2020 и 2021 годов показывает, что мы качественно подготовили сети к пандемии, и, несмотря на резко возросший из-за дистанционной работы трафик, линии связи справляются с интенсивным использованием. А там, где есть надежное и высокоскоростное подключение к интернету, динамично развиваются и технологии умного города.
— Интерсвязь активно внедряет «умные» решения в сферу ЖКХ. Это хорошо видно по Челябинской области.
— На территории региона была внедрена «Цифровая платформа умного города». Ею активно заинтересовались управляющие компании и поставщики ресурсов — они контролируют потребление и выявляют аварийные ситуации на сетях.
— Интенсивно продвигается ваш якорный проект — мобильное приложение «Интерсвязь. Умный город». Его аудитория превысила 1,7 млн человек.
— Наш суперапп регулярно обновляется. Последним крупным релизом стал сервис «Умный двор». Многие функции, например «Умный домофон» и «Улицы онлайн», помогают обеспечивать безопасность граждан и разрешать конфликтные ситуации.
В 2021 году «Умные домофоны» были интегрированы в сеть оповещения о ЧС Единой дежурно-диспетчерской службой региона.
— Как это возможно?
— Домофоны через динамик на панели или квартирную трубку воспроизводят сигнал о возникновении чрезвычайной ситуации и инструкции к действию.
— «Умные» решения и дальше будут развиваться?
— Да, конечно, помимо расширения функциональности текущих продуктов, мы готовим к запуску и другие ноу-хау.
— Что мешает развиваться вашей компании? Как складываются отношения с государством?
— Хотелось бы более оперативного взаимодействия с властями по вопросам выделения земель и опор для прокладывания сетей. Также большая работа требуется для достижения договоренностей с компаниями, владеющими опорами: иногда они выдвигают необоснованные финансовые условия для арендаторов.
Цифровые решения по сервисной модели
Цифровизация — телеком-тренд, закрепившийся в 2020 году, продолжил уверенное развитие в 2021-м. Успешный бизнес любого формата не игнорирует это направление, констатирует вице-президент, директор Екатеринбургского филиала компании «Ростелеком» Иван Пичугин
— Цифровизация делает производство более гибким, приспособленным к актуальной ситуации в экономике и конкурентоспособным в цифровом мире. Она позволяет руководству предприятия принимать более информированные решения, обновлять производственные процессы, обеспечивать безопасность в компании, а также оперативно получать информацию и анализировать ее для создания новых бизнес-возможностей. В 2021 году мы представили телеком-решения, которые позволяют бизнесу оставаться в этом тренде. Одно из таких — частные беспроводные сети, PLTE. При помощи этого сервиса можно организовать полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени. Передача данных в закрытой сети в два раза быстрее, чем в публичных ресурсах. Также PLTE более надежна, ведь все передаваемые данные зашифрованы и находятся в периметре предприятия. На базе такой сети, но также и на любой другой, можно легко развернуть наше решение «Цифровой рабочий». Умные каски и браслеты обеспечат мониторинг состояния сотрудников, а умный планшет позволит автоматизировать деятельности персонала сервисных служб, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт оборудования. Эти цифровые решения мы можем предоставлять по принципу одного окна, обеспечивая заказчика как инфраструктурой, так и ресурсами для хранения и обработки данных по сервисной модели.
Дистанционные рабочие места, перевод многих ИТ-систем в облака еще более обострил проблему кибербезопасности в 2021 году. Но для большинства предприятий информационная безопасность — непрофильный бизнес. Как правило, компетенций штатных ИБ-служб не хватает для построения корректной киберзащиты всех сегментов. К тому же, промышленность часто атакуют хакеры с высокой квалификацией, они используют сложные уязвимости, разрабатывают специальное ПО. А сервис-провайдер, который видит весь ИБ-ландшафт, имеет доступ к разным базам угроз, сам ведет расследования сложных инцидентов, может благодаря своей экспертизе более точно настроить средства защиты, задать нужные правила, проследить даже неочевидные связи между событиями ИБ. Поэтому передача задач кибербезопасности на аутсорсинг — вполне логичный вариант. И у нас есть пул решений и компетенций, которыми мы сможем обеспечить защиту данных компаний любого масштаба.
В ближайшие пару лет «Ростелеком» продолжит развитие инфраструктуры и сервисов, которые способствуют цифровизации промышленности и бизнеса. Но также нас ждет крупное телеком-строительство. «Ростелеком» определен единым поставщиком информационно-коммуникационной, телекоммуникационной и вещательной инфраструктуры Универсиады-2023 в Екатеринбурге. Мы сформируем цифровую инфраструктуру для спортивных, административных и жилых площадок Универсиады, а также для управления безопасностью мероприятия. Всего будет построено более 150 км волоконно-оптических линий связи к объектам мероприятия.
В конце 2022 года будет введена в эксплуатацию вторая очередь дата-центра в Екатеринбурге. Площадка позволяет разместить до пяти аналогичных очередей. При реализации новых проектов мы всегда опираемся именно на потребности заказчиков, поэтому расширяем ЦОД постепенно, очередями, чтобы новые мощности могли
удовлетворить меняющиеся запросы. На данный момент дата-центр вмещает 432 стойки мощностью 4 МВт, включая введенную в эксплуатацию первую очередь и строящийся проект. В общей сложности площадка в Екатеринбурге может вместить до 1100 стоек с 10 МВт энергопотребления.
Десятки новых кейсов
Для бизнеса трендом прошедшего года оставалась цифровая трансформация, считает директор МегаФона в Свердловской области Инна Джур
— Особенно ярко этот процесс протекал в сферах промышленности, туризма, логистики, транспорта, энергетики и ЖКХ. Предприятия активно автоматизировали процессы, внедряли сервисы на основе видеоаналитики и систем позиционирования, вырос интерес к развертыванию частных сетей связи (LTE-Advanced). В копилке проектов появились десятки новых кейсов в регионах Урала, включая крупные решения для таких гигантов, как ММК и ЛУКойл.
Наша компания давно вышла за границы предоставления услуг связи и интернета, мы предлагаем спектр цифровых решений для клиентов и бизнеса, включая сервисы в сфере информационной безопасности, интернета вещей и Big Data. Например, МегаФон разработал для компаний услугу защиты от DDoS-атак, а для безопасности клиентов установил спам-фильтр, который обрабатывает около 50 млн нежелательных вызовов в месяц. Для туризма ощутимую пользу приносят наши большие данные. С помощью детального анализа потока приезжающих можно спланировать инициативы, направленные на привлечение в регион гостей. Например, инструменты Big Data помогают составить «портрет» туриста: откуда приехал, на сколько дней, что в городе заинтересовало больше всего. Эти и другие сведения помогают эффективному развитию туристической привлекательности региона. Такой анализ также показал, например, что в тренде прошлого года вновь были востребованы путешествия внутри страны. Большая часть свердловчан (92%) выбрали отдых в России. Краснодарский край стал самым привлекательным направлением, его посетил каждый восьмой путешественник. Еще в топе оказались Башкирия, Москва, Казань и Самара.
Абоненты также активно участвуют в процессе цифровизации. Все чаще смартфон для них становится инструментом решения бытовых вопросов и насущных задач — от оплаты покупок до управления домофоном.