Все что нас не убивает

28 февраля 2022, 06:00

Телеком не только восстановился, он нашел новые драйверы

Развитие инфраструктуры, новые направления и форматы, взаимоотношения бизнеса с государством стали основными темами круглого стола «Телеком 2022: адаптация к новой реальности»*. Влияние пандемии на рынок продолжается. Главные тенденции — двукратный рост интернет-трафика, обусловленный востребованностью мультимедийных сервисов и развитием e-commerce, спрос на комплексные решения по созданию удаленных рабочих мест, возросший интерес корпоративного сектора к IoT, Big Data, облачным сервисам, биометрическим системам, геоаналитике и кибербезопасности.

По данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка в 2021 году превысил 1,8 трлн руб­лей. Годовая динамика составила 3,2%, это один из самых высоких показателей за последние годы. Основным фактором роста выступило восстановление рынка мобильной связи: доходы выросли на 4,4% против 0,9% в предыдущем году. По итогам года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России увеличилось на 3,3% до 259 миллионов, приблизившись к уровню 2019 года (260 миллионов). Проникновение составило 178%. «В абсолютном выражении абонентская база приросла на 8 миллионов. Такому росту способствовали смягчение режима самоизоляции, обеспечившее приток посетителей в салоны связи, а также частичное восстановление числа трудовых мигрантов, традиционно формирующих заметную долю клиентов российских операторов», — рассказали аналитики «ТМТ Консалтинг».

В то же время в таких значимых сегментах, как фиксированный широкополосный доступ (ШПД) в интернет и платное ТВ, наблюдается торможение динамики: темпы прироста абонентской базы снизились после подключений в период само­изоляции 2020 года. Проникновение ШПД в 2021 году составило 61%. Абонентская база приросла на 0,8%, доходы — на 3%.

В b2c-сегменте увеличение числа абонентов в первую очередь было обусловлено распространением конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста замедлились. Рост рынка платного ТВ почти остановился: по предварительным итогам 2021 года, абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,4 миллиона. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV.

Как игроки рынка оценивают изменения в отрасли и на какие драйверы рассчитывают?

Интернет-бум в поселке Гари, или Как переварить трафик

Один из главных драйверов — новые интеллектуальные продукты и услуги. «Это интернет вещей, видеонаблюдение, видеоаналитика, большие данные, цифровые сервисы и программные продукты для бизнеса, — объясняет руководитель по развитию региона Урал «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ру» и «Дом.ру Бизнес») Дмитрий Ковалев. — К этим же направлениям можно причислить и умную домофонию. Раньше достаточно было ключа, потом — услышать голос того, кто к тебе пришел, а сейчас клиент хочет его видеть, причем сам он в этот момент может находиться где угодно, на работе или на даче. Это интеллектуальная услуга, которая будет развиваться. Более того, наш бизнес показал, что ее можно считать якорной».

— Нам видеонаблюдение позволило выйти из зоны сети «Инсис» и развиваться на территории всей России. В прошлом году мы установили камеры в 21 городе, теперь этим сервисом пользуются клиенты уже в 91 городе страны. Этот драйвер будет актуальным для нас и в 2022 году, — рассказала директор по маркетингу компании «Инсис» Ксения Бакунина.

По мнению Дмитрия Ковалева, мобильная связь и фиксированный интернет превратились в элемент транспортных сетей, в средство доставки контента: «По сути, интернет со временем может стать одним из видов коммунальных услуг, а основным драйвером развития становятся наложенные услуги и контент».

— Потребности меняются, более того, меняются портрет потребления и модель поведения, как в массовом сегменте, так и в бизнес-сообществе мы наблюдаем колоссальные сдвиги, — уточняет коммерческий директор макрорегиона «Урал» Tele2 Антон Антонов. — Даже то, что создает трафик, например Instagram, тоже претерпевает существенную трансформацию. Если раньше это была соцсеть с картинками, то сейчас это сеть коротких видеосообщений. Клиенты хотят получать инновационные сервисы и услуги. Например, иметь возможность поменять неиспользованные минуты на фильмы или гигабайты. Потребителю это интересно. В этом случае инновация — это возможность отнестись к базовому продукту совершенно по-другому.

Драйвер второй — рост трафика в сегментах b2b и b2c. Дмитрий Ковалев связывает этот тренд с популярностью работы на удаленке: «Многие люди оценили возможности дистанта и не собираются возвращаться в офисы, встречи и совещания проходят в онлайн-режиме. Плюс увеличившееся потребление видеоконтента, который производят такие площадки, как Тiktok и другие соцсети».

— Мы наблюдаем рост спроса на просмотр онлайн видео, фильмов, на игры, звонки по видеосвязи и удаленную работу. Все это ведет к утяжелению контента и росту трафика, — констатирует директор МегаФона в Свердловской области Инна Джур. — В 2022 году эти тенденции сохранятся и получат новый виток развития, а мода на видео и игры онлайн с еще большим проникновением будут набирать обороты.

По словам Инны Джур, за последний год свердловчане увеличили потребление интернета в среднем на 49%: «Тенденция характерна как для крупных городов региона, так и для небольших населенных пунктов. Причем последние удивляют нас рекордами. Например, в небольшом поселке Гари на севере области, где проживает около 2,5 тыс. человек, потребление интернета выросло сразу в 200 раз, в деревне Богатёнкова Каменского района — в 60 раз. На одного пользователя передачи данных в регионе сегодня приходится около 17 гигабайт трафика. Конечно, наша первоочередная задача — обеспечить стабильный и быстрый интернет под потребности клиентов, поэтому мы активно работали над качеством сети. С начала года были модернизированы и построены порядка 200 объектов связи на Среднем Урале».

— Сложно прогнозировать точную цифру, как будет расти потребление интернета в течение 2022 года. Но учитывая, что 2021 год с точки зрения технологий прошел под знаком цифровизации и многие компании сделали гибридный формат работы постоянным, а люди не собираются отказываться от онлайн-кинотеатров и онлайн-покупок, рост интернет-трафика мы, вероятнее всего, зафиксируем, — анализирует директор екатеринбургского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) Ильдар Фархутдинов.

По мнению Антона Антонова, трафик неизбежно будет расти, и расти везде: «Не только в пригородах и садовых хозяйствах, но и в многоэтажках. Большой вызов для отрасли — как этот трафик переваривать».

5G станет сommodity

Драйвер третий — запуск технологии 5G. Это практически мгновенный доступ к облачным сервисам, потоковому видео, покупкам в дополненной и виртуальной реальности и т.д. Летом прошлого года операторы «большой четверки» подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое будет заниматься «высвобождением радио­частотных ресурсов» для развития 5G.

А в ноябре госкомиссия по радиочастотам выделила СП для тестирования 5G полосы, которые сейчас используют ФСО, Росавиация и Минобороны. Игроки рынка уверены, что внедрение каналов связи 5G будет решающим для отрасли моментом, и прежде всего с точки зрения возможностей расширения абонентской базы, дальнейшего проникновения новых технологий.

— 5G — неизбежная вещь. Без запуска сетей пятого поколения мы не сможем удовлетворить растущие потребности клиентов. Как только будут решены вce регуляторные вопросы, выделены новые частоты, сети 5G начнут развиваться. Причем гораздо быстрее, чем сети LTE. А эта технология пришла из региональных центров в малые населенные пункты за четыре года. Сейчас это не массовая история, 5G в качестве тестов работает только в определенных локациях, например, в прошлом году Tele2 запустила тестовую сеть пятого поколения на всех станциях Казанского метрополитена. Но очень скоро 5G станет обычной сommodity и будет в каждом городе, — рассуждает Антон Антонов.

— Мы точно к этому придем. 5G, если удастся решить все необходимые вопросы, безусловно, создаст новые возможности для генерации и потребления цифрового контента на принципиально других скоростях и, как следствие, в совершенно других масштабах объема данных. Наверное, первые запуски 5G будут в крупных городах, в центрах с большой концентрацией трафика, например, в Екатеринбурге, где помимо массового сегмента есть промышленный высокотехнологичный сектор, — прогнозирует Ильдар Фархутдинов. 

Четвертый драйвер — партнерства и диверсификация. «Мы сосредоточены на клиентоцентричной системе партнерств. Вступаем в партнерство с разными брендами, разными компаниями. У нас, например, в Екатеринбурге есть салон в партнерстве с кофейней. Это инновационная идея», — рассказал Антон Антонов.

По словам Дмитрия Ковалева, одним из трендов, сложившимся за последние годы, является партнерство между операторами связи: «Например, мобильные операторы начали договариваться о совместном строительстве вышек. Раньше стояли по две-три вышки в одной точке и у всех возникал вопрос, зачем инвестировать столько средств в дублирующие друг друга сооружения. Теперь мы наблюдаем, как операторы находят консенсус. Отчасти к этому их подтолкнула пандемия, заставившая игроков заняться оптимизацией затрат. Кроме того, нельзя концентрироваться на чем-то одном, а диверсификация подразумевает максимальное закрытие всех возможных услуг. Помимо ключевых направлений, «ЭР-Телеком», например, ориентируется и на рынок магистрального трафика, и на сотрудничество с сотовыми операторами по вопросам взаимного предоставления услуг».

— Для нас и других операторов ШПД один из драйверов — создавать экосистемы на собственной базе или разрешать игрокам, которые эти экосистемы продуцируют и развивают, доступ к своим клиентам через свои средства связи, — рассуждает директор группы компаний «Конвекс» Александр Мищихин. — Проще и эффективнее предоставить доступ для чужих экосистем и стать неким мультибрендовым оператором, который может получить доступ к любым сервисам.

Есть что обсуждать

Драйвер пятый — участие в проектах цифровизации, в том числе в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». По мнению участников рынка, партнерство с государством практически для всех операторов является одной из точек роста: «Федеральные проекты по цифровизации — хороший импульс для развития бизнеса».

По словам начальника отдела развития информационно-телекоммуникационной индустрии и связи министерства цифрового развития и связи Свердловской области Дениса Мальцева, в рамках подпроекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика» с 2019 года было подключено к сетям связи с возможностью ШПД более 1,6 тыс. объектов:

— В основном это образовательные, медицинские и культурные учреждения, административные здания, находящиеся в удаленных населенных пунктах. На территории Свердловской области исполнителем программы был «Ростелеком». С компанией был заключен трехлетний контракт на сумму более 1 млрд рублей. Он завершен в конце прошлого года. Кроме того, в рамках 126-ФЗ «О связи» реализуется программа по устранению цифрового неравенства. Она стартовала в 2014 году и распространялась на населенные пункты численностью 250 — 500 человек. В 2020 году были внесены существенные изменения в закон, теперь программа будет осуществляться в населенных пунктах численностью 100 — 500 человек. А вместо точки доступа Wi-Fi необходимо устанавливать полноценную базовую станцию LTE. По этой программе уже в прошлом году было подключено 12 населенных пунктов, в этом году ожидается подключение еще 32. По старым правилам с 2014 года по 2020 год было подключено 222 населенных пункта.

Денис Мальцев отметил, что операторы связи поддержали государство во время экстренного перехода на новые форматы работы, перевода системы образования на дистант, а «сейчас идет активный диалог по изменению действующих нормативных актов, регулирующих выдачу разрешения на использование земельных участков под объект связи. Мы стараемся прислушиваться к потребностям отрасли».

— Нам есть что обсуждать. Один из ключевых вопросов — скорость выдачи разрешений на строительство. В год мы строим большое количество базовых станций. Ввод одной станции в эксплуатацию занимает от 4 до 6 месяцев. И от того, насколько быстро будет получено разрешение, зависит, насколько быстро регион получит инвестиции. Ведь это рабочие места и налоги, а главное — качественная связь. Жители тоже ждут эти объекты, чтобы иметь доступ ко всем мобильным сервисам всегда и везде. Сейчас основная экспансия осуществляется в малые города и деревни. Очень важно найти общий язык между властью и бизнесом, чтобы обеспечить задачи по цифровизации территорий, — подчеркивает Ильдар Фархутдинов.

— В некоторых регионах этот вопрос решен. Пишется заявка, и через две недели — пожалуйста, иди ставь базовую станцию. Чем дольше приходится ждать разрешения, тем медленнее развивается инфраструктура. С одной стороны, все хотят видеть быстрый интернет здесь и сейчас, с другой — не хотят видеть базовую станцию, — рассказывает Антон Антонов.

— Кроме разрешения есть и вопросы стоимости размещения оборудования на опорах, — развивает тему Александр Мищихин. — Как только у этих опор появляется какой-то новый хозяин, он тут же хочет поднять стоимость размещения в десять раз. Приходится через суд доказывать, что заявленные цены далеки от реальных.

Родить продуктолога

Шестой драйвер — развитие конвергентных услуг. Клиенты предпочитают получить весь комплекс услуг от одного оператора: интернет, ТВ, мобильную связь, IP-домофонию. «Зачастую клиент, который одновременно приобретает несколько услуг, в том числе домофонию, привязывается к первичному поставщику. Конечно, взрывного роста уже не будет, но, продавая пакетные услуги, мы получаем более стабильные отношения с конечным потребителем», — считают игроки рынка.

Седьмой драйвер — кадры. «Нам не хватает разработчиков. Мы прямо страдаем без них, и на территории Свердловской области найти грамотных разработчиков, тимлидов — это большая проблема. И это не только ИТ-специалисты, это продуктологи, проджекты, менеджеры. В среднем на поиск одного продуктолога, который будет вести продукт или какую-то группу разработки в продукте, мы тратим более шести месяцев. А потом идет процесс адаптации. Мы его реально как ребенка рожаем. Через девять месяцев получаем человека, который наконец-то может начать работать и вести проекты, взаимодействовать с технарями и коммерсантами», — обозначила точку роста для отрасли Ксения Бакунина.

По мнению участников стола, на динамику развития рынка в 2022 году будет влиять комплекс разнонаправленных факторов. При этом ключевыми выступают новые цифровые сервисы, усиление инфраструктуры и рост медиатрафика.

* Организаторы — журнал «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».