Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги развития рынка лизинговых услуг на территории Урала и Западной Сибири в 2021 году. В исследовании приняло участие 13 лизинговых компаний, из них девять региональных и четыре федеральных, ведущих деятельность на Большом Урале. Пул компаний исследования существенно не изменился: один из участников прошлогоднего рейтинга анкеты не прислал, но добавился новый — Южноуральский лизинговый центр.
Объем нового бизнеса российского рынка лизинга, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», вырос на 62%. У участников нашего исследования показатель продемонстрировал динамику в 48,3%
(в текущих ценах; сравнение везде с предыдущим годом, если не указано иное) и достиг 104,6 млрд рублей. Из этой суммы 69,6% пришлось на региональные компании. При этом лизинговый портфель вырос на 35,4% до 144,3 млрд рублей, почти 70% суммарного портфеля держат региональные игроки. Количество новых договоров увеличилось на 21% до 21,76 тысячи, 65% из них пришлось на региональные лизинговые компании.
Первые среди лучших
Объем нового бизнеса вырос у всех участников нашего рейтинга. Среди федеральных компаний лидерство сохранила ГК «Балтийский лизинг»: за год группа увеличила объем нового бизнеса на территории Урала и Западной Сибири на 26,8% до 13 млрд рублей.
В списке региональных компаний первую строчку удерживает «Эксперт-Лизинг» (объем нового бизнеса вырос на 70% до 21,7 млрд рублей). На второй и третьей позициях рокировка: ГК «Ураллизинг» (объем нового бизнеса — 13,2 млрд рублей, прирост 12,2%) уступила вторую позицию компании «УралБизнесЛизинг» (13,6 млрд рублей, прирост 57,8%). Наиболее динамичным оказался новичок рейтинга Южноуральский лизинговый центр, удвоивший показатель и попавший сразу на шестую строку.
Наибольший размер текущего портфеля (по состоянию на 1 января 2022 года) среди федеральных компаний у ГК «Балтийский лизинг» (16,3 млрд рублей; прирост 46,5%). Среди региональных игроков наибольший объем портфеля у «Эксперт-Лизинга» (28,8 млрд рублей; прирост 52,9%). Активнее других региональных игроков портфель наращивал Южноуральский лизинговый центр (7,7 млрд рублей; прирост 84,6%).
Стройки и дороги прибавили скорости
В отраслевой структуре нового бизнеса участников рейтинга 47,9% суммарного объема приходится на сегменты легкового и грузового автотранспорта: за год первый вырос на 14,3%, второй — на 44,5%. Сегмент строительной и дорожно-строительной техники прибавил 67%, на него пришлась пятая часть совокупного объема нового бизнеса. Ударными темпами рос сегмент железнодорожной техники (в 3,8 раза): спрос на вагоны связан с ростом грузоперевозок РЖД и увеличением пассажиропотока на фоне смягчения эпидемиологической ситуации. Высокую динамику показали также авиатранспорт, морские и речные суда (оба сегмента — рост втрое), оборудование для легкой промышленности (в 2,8 раза) и деревообработки (в 2,5 раза). Но их вклад в совокупный результат на уровне региона остался небольшим.
В структуре клиентской базы лизинговых операторов, работающих на территории региона, традиционно преобладает малый и средний бизнес: на его субъекты пришлось 84% совокупного объема нового бизнеса и 82,4% текущего портфеля. На крупный бизнес приходится 15,6% новых сделок и 17,2% портфеля, на госучреждения и физических лиц совокупно — 0,44% новых сделок и 0,41% портфеля.
Для финансирования сделок лизинговые операторы предпочитают привлекать банковские кредиты: доля этого источника составляет 58,6% профинансированных сделок. Из авансовых средств профинансировано 21,7% сделок, на собственные средства совершено 15,2% сделок.
На волне восстановления экономики
Большинство участников исследования связывает впечатляющую динамику прошлого года с макроэкономическими факторами: «Курс рубля был стабилен, ключевая ставка достигла минимума в конце первого квартала и постепенно некритично росла в течение года», — отмечает директор по развитию компании «АС Финанс» Илья Лесников.
По мнению заместителя генерального директора по Уральскому региону компании «Сименс Финанс» Вадима Константинова, росту рынка в 2021 году помогло восстановление экономики на фоне снижения заболеваемости COVID и ослабления ограничений в регионах, реализация отложенного спроса на технику и оборудование, а также и низкие ставки: «В первой половине прошлого года была самая дешевая стоимость лизингового финансирования для клиентов за всю историю рынка».
Благодаря низким ставкам лизингодатели смогли увеличить объем привлекаемых кредитных ресурсов. По словам директора по продажам Южноуральского лизингового центра Людмилы Уваровой, в портфеле ее компании в прошлом году появились новые банки-партнеры: «Нам удалось проработать новые программы с финансирующими банками по оперативному рассмотрению сделок».
Отдельные игроки смогли нарастить объем нового бизнеса еще и с помощью территориальной экспансии.
— Кроме общих факторов нашей компании помогло расширение географии присутствия, в 2021 году был открыт филиал в Челябинске, который с самого старта внес значительный вклад в рост продаж уральского дивизиона, — отмечает региональный директор по УрФО ГК «Интерлизинг» Дмитрий Беляков.
По словам Людмилы Уваровой, этот же фактор стал одним из катализаторов роста нового бизнеса в ее компании: «Мы открыли подразделения в Москве и Санкт-Петербурге, а также укомплектовали сотрудниками точки продаж и смежные вспомогательные службы».
В 2021 году экономика восстановилась после провала в коронакризис, и бизнес довольно быстро вернулся к реализации инвестиционных программ с помощью лизинга. По наблюдениям участников исследования, спрос на оборудование и технику обусловлен еще и реализацией специфичных трендов в предпринимательстве. Илья Лесников относит к ним продолжающиеся процессы консолидации: «Мелкие игроки уходят с рынка из всех сфер, их вытесняют крупные компании, которые формируют запрос на большие объемы инвестиций для приобретения и обслуживания крупных парков техники и оборудования».
Некоторые сектора продемонстрировали несколько большую, чем в среднем активность. Людмила Уварова отметила повышенный спрос на лизинговые услуги со стороны медицины и ИT-сектора: «В частности, мы увидели запрос на компьютерное оборудование для организации удаленной работы предприятий и проведения программ модернизации. Выросла также потребность в лизинге со стороны логистики для сервисов по доставке товаров в распределительные центры интернет-магазинов».
Бизнес в руках онлайна
Не последний вклад в динамику отрасли внесло усовершенствование бизнес-процессов самих участников рынка.
— Цифровизация позволяет лизинговым компаниям проводить больше проектов при том же объеме персонала, а также существенно сокращать отдельные виды издержек, — находит плюсы Илья Лесников.
Особенно заметно отрасль продвинулась в темпах внедрения электронного документооборота (ЭДО).
— Мы значительно увеличили долю подписания договоров, дополнительных соглашений и других документов с помощью ЭДО. Средняя доля таких процедур по компании превысила 58%, — приводит пример
Дмитрий Беляков. — Прогнозируем дальнейший рост доли таких сделок.
По его словам, искусственным ограничением сейчас служит неготовность регистрационных органов принимать подписанные в ЭДО документы: «Зачастую для регистрации приобретенного имущества клиентом нам приходится дублировать подписанный электронно документ бумажной копией, что не может не сказаться на скорости проведения регистрации и сделки в целом, особенно если клиент находится удаленно».
Почти у всех прогрессивных участников рынка в работе находятся проекты усовершенствования личных кабинетов для клиентов, некоторые игроки применяют комплексный подход в коммуникациях с клиентами. Людмила Уварова рассказывает, как эта модель реализуется в ее компании:
— В современных реалиях необходимо двигаться к цифровизации всего цикла сделки от подачи заявки до выкупа предмета лизинга. Поэтому мы внедрили CRM, разработали блок по отслеживанию коммерческой работы службы продаж, все сотрудники оснащены современными смартфонами, с помощью которых ведется статистика звонков, а также производится их анализ на качество общения с клиентами и поставщиками. Заявка клиента также заводится в CRM-систему, где производится проверка службами и принятие решения по сделке на разных уровнях.
В «Эксперт-Лизинге» на практике увидели эффективность организации коммуникаций с помощью средств автоматизации:
— В конце 2021 года мы запустили в работу личный кабинет и мобильное приложение для клиентов, — рассказывает генеральный директор компании Алексей Биушкин. — Теперь большинство необходимой информации лизингополучатели получают онлайн, и мы уже отмечаем значительное снижение запросов через менеджеров и контакт-центр.
В мобильном приложении вся информация по договору лизинга находится в руках клиента, что также очень удобно. В 2022 году мы планируем расширить первый релиз приложения дополнительными функциями
Сегодня семь лизинговых компаний имеют мобильное приложение для клиентов, и число таких сервисов будет увеличиваться.
— В ближайшие годы лидеры рынка предложат клиентам и поставщикам возможность взаимодействовать практически по всем этапам лизинговой сделки через цифровые каналы, — прогнозирует Вадим Константинов.
Не по справедливости
А вот госпрограммы в отличие от предыдущих лет перестали быть драйвером из-за изменения политики государства. В прошлом году в программы субсидирования автолизинга был введен механизм «конкурентного отбора». В рамках этой процедуры Минпромторг России запрашивает у претендентов прогнозный показатель продаж автомобилей по программе, сравнивает этот показатель с объемом необходимых компенсаций, и на основе этого соотношения выстраивает своеобразный рейтинг лизингодателей по «коэффициенту результативности субсидии». В результате доступ к господдержке получили лишь крупнейшие лизинговые компании.
— Это дает им неоправданные конкурентные преимущества, подрывает честную конкуренцию в сфере лизинга, что в итоге может отразиться на качестве услуг для клиентов, — расценивает новации Илья Лесников
— Распределение субсидий между лизинговыми компаниями в 2021 году показало, что механизм требует совершенствования. Необходимо, чтобы все основные участники рынка автолизинга имели возможность получить субсидию, — поддерживает коллегу Вадим Константинов.
По оценке Дмитрия Белякова, субсидирование в 2021 году было неравномерным с точки зрения распределения между лизинговыми компаниями.
— «Интерлизинг» участвовал только в программах предоставления субсидий на дорожно-строительную технику. При этом объем выделенной субсидии был выбран нашими клиентами в течение четырех недель. В конкурсе на субсидирование колесной техники мы были на 11 месте, а субсидировали только десять первых мест. На мой взгляд, концепция, которая применялась ранее, была более эффективной с точки зрения интересов клиента.
С новым прогнозом
Обосновать динамику нового бизнеса в этом году довольно сложно.
— До обострения геополитической напряженности мы прогнозировали прирост в 2022 году на уровне 35% и строили планы продаж исходя из этих прогнозов, — говорит Дмитрий Беляков. — Сейчас динамика зависит от множества факторов и сложно поддается оцифровке. При этом потребность клиентов в приобретении не исчезает. И одни компании производят покупку, несмотря на повышение курсов валют и стоимости лизинга, другие меняют приобретаемое имущество на более доступные аналоги, а кто-то откладывает сделки. Но рынок живет несмотря ни на что, и мы готовы удовлетворить любую потребность наших клиентов в лизинговом имуществе.
Многое в этом году будет зависеть от характера политических взаимоотношений со странами-импортерами техники и оборудования, составляющих предметы лизинга, отмечает Илья Лесников.
Поддержат рынок проекты создания новых производств в России, развитие торговых отношений с Китаем, а также дополнительные государственные программы лизингового финансирования, резюмирует Людмила Уварова.