По данным мониторинга фандрайзинговой деятельности НКО, проводимого фондом «Нужна помощь» и сервисом CloudPayments, число пожертвований, направляемых на помощь социально уязвимым группам населения, уже в феврале сократилось на 4% (все сравнения — к аналогичному периоду 2021 года), в марте обрушилось на 50%, в апреле — упало на 10%. Число пожертвований на медицину в феврале сжалось на 5%, в марте обвалилось на 54%, правда, в апреле приросло на 1%. Пожертвования в сфере прав человека в феврале показали плюс 72%, а в марте и апреле уменьшились на 30% и 27% соответственно. Пожертвования на экологию, природу и животных в марте показали минус 55%. Смягчить падение и выйти на положительную динамику позволили повторные платежи, разовые — сократились по всем сегментам.
Главная причина — коммерческие структуры и население приостановили отчисления или полностью отказались от них. Кроме того, из-за санкций, наложенных на банковскую сферу, возникают проблемы при перечислениях с банковских карт, часть пожертвований зависает, а операции через Apple и Google Pay невозможны. Ощутила сфера благотворительности и блокировку зарубежных социальных сетей, потеряв их аудиторию.
Новый кризис стал вызовом не только для некоммерческого, но и для корпоративного сектора благотворительности. Чтобы понять, какие пути развития в сложившейся ситуации видит для себя корпоративный сектор, мы провели традиционный (хотя и не такой масштабный, как в прошлом году) опрос. Ответы позволили сформулировать несколько трендов развития сектора в условиях новой реальности.
Что происходит
Во-первых, приостановка деятельности или уход зарубежных компаний из России не могли не сказаться на сфере корпоративной благотворительности. Программы замораживаются, компании берут паузу. При этом теряются как источники финансирования, так и проводники западных практик.
Во-вторых, в сложных условиях помощь требуется не только людям и сообществам, но и компаниям. Поддержка малого и среднего бизнеса становится еще одним фокусом благотворительной повестки крупных компаний. Выражаться такая помощь может не только в форме бесплатного пробного использования продуктов компаний, но в дополнительной экспертной поддержке, помощи на этапе стартапа.
В-третьих, корпоративное волонтерство и благотворительные инициативы становятся инструментами, которые позволяют снизить тревожность сотрудников, поддерживать и развивать их личную эффективность.
В-четвертых, продолжается взаимодействие некоммерческого сектора и бизнеса.
Что делать
Предыдущие волны нашего исследования показывают, что корпоративный сектор накопил солидный опыт благотворительности, пройдя путь от реализации точечных проектов и работы по запросу к комплексным проектам, которые невозможно реализовать в одиночку.
— Мы выступаем как инициаторы, а дальше начинаем договариваться со всеми. Фиксируем, кто и что должен сделать, определяем ответственных, KPI, бюджет. Это стандартный бизнес-подход. Договориться сложно, но это единственный способ что-то изменить, — рассказывает директор по взаимодействию с государственными органами Группы «Свеза» Борис Френкель.
Бизнес может координировать включение некоммерческого сектора и местных сообществ в федеральные инициативы для решения насущных проблем. Борис Френкель рассказал, что с помощью привлечения населения и НКО к конкурсам можно получить средства на реализацию проектов, направленных на улучшение среды (например, благоустройство парка или ремонт стадиона).
Часто местные сообщества сами выступают инициаторами диалога с бизнесом.
— НКО предлагают проекты для совместной реализации, рассчитывая не только на финансовую помощь, но и на привлечение добровольцев, особенно в сфере интеллектуального волонтерства, — констатирует директор благотворительного фонда и советник генерального директора по социальной ответственности компании СКБ Контур Светлана Скользкова.
Формируется симбиоз корпоративной благотворительности и интеллектуального волонтерства, когда сотрудники выступают спикерами, разрабатывают методологию обучения, делятся опытом, а компания поддерживает инициативы финансово.
ESG меняют мир
Пятый тренд — при всей сложности сегодняшней ситуации не утратила актуальности тема ESG, напрямую связанная с корпоративной благотворительностью (см. «Как и зачем заниматься устойчивым развитием»).
Напомним, в этой аббревиатуре заложены три основных принципа, которых должно придерживаться человечество для достижения устойчивого развития: ответственное отношение к окружающей среде (E — environment), социальная ответственность (S — social), качество корпоративного управления (G — governance). Экологическая ответственность предполагает шаги по снижению углеродного следа, повышению энергоэффективности, сохранению биоразнообразия, развитие альтернативной энергетики и переработки отходов. В числе социальных мер — поддержка здоровья, качественное образование, обеспечение занятости и равенства. Качественное корпоративное управление включает справедливое распределение результатов деятельности, исполнение обязательств перед кредиторами, ответственные подходы к налогообложению, обеспечение кибербезопасности и т.д.
В недавнем докладе «ESG:Три буквы, меняющие мир» эксперты из Института государственного и муниципального управления и факультета социальных наук Высшей школы экономики назвали основные черты будущего развития стратегии ESG в России. Авторы отмечают возможное замедление энергетического перехода и ESG-повестки в целом. Но запрос общества на использование возобновляемых источников энергии, экономичное и повторное использование ресурсов только увеличатся. Компании сохранят акцент на экологический фактор в целеполагании, отчетности и информационной политике, их ответственность за достоверность данных в ESG-сфере вырастет.
Участники нашего опроса подтверждают: в новых условиях компании выбирают путь продолжения инициатив в сфере устойчивого развития.
— Проявление социальной ответственности бизнеса усиливает его бренд.
А бренд компании в современном мире — это значимый актив при оценке инвестиционной привлекательности и привлекательности бизнеса как работодателя, что не менее важно на конкурентном рынке, — оценивает практическую составляющую Светлана Скользкова.
Крупные компании должны взять на себя роль драйвера развития ESG, стимулируя партнеров из числа малых и средних компаний соответствовать требованиям устойчивого развития, создавая для них возможности внести вклад в сохранение ресурсов планеты. Тем более что в процессе ESG-трансформации заинтересовано государство, которое за счет развития регуляторной базы и создания инструментов поддержки может стимулировать компании внедрять устойчивые технологии. Так, в июле прошлого года Банк России выпустил рекомендации по раскрытию публичными компаниями нефинансовой информации.
Сфера благотворительности в целом и корпоративной благотворительности в частности демонстрирует адаптивность в ответ на предъявленные вывозы не первый кризис. Западные санкции могут стимулировать российские компании к выбору своей стратегии ESG, созданию независимых мировых требований и стандартов, методик оценки и рейтингования в сфере ESG.