После успешного 2021 года рынок лизинга в России ожидают два года стагнации — такой прогноз дал управляющий директор рейтинговой службы Национального Рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин на круглом столе «Лизинг как звено технологической оснащенности экономики: риски и вызовы нового кризиса», организованном журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» в Екатеринбурге.
НРА опирается в оценках на три фактора. Первый — сценарии динамики ВВП: в оптимистичном падение в этом году составит 9%, в пессимистичном может достигнуть 12%. Второй — траектория инвестиций в основной капитал: падение в этом году составит от 25% до 30%. Третий — ставка ЦБ: к концу года она опустится до 12,5%, а средний ее размер по итогам года составит 14%.
Нацпроекты вывезут не всех
Лизинговая отрасль в этом кризисе столкнулась с тройным ударом, считает Сергей Гришунин: «Во-первых, это резкое ужесточение денежно-кредитной политики. Во-вторых, недостаток предметов лизинга из-за санкций, нарушения логистических цепочек и отказа иностранных компаний работать в России. Третий удар — растущая инфляция».
НРА ожидает, что в рамках базового сценария в 2022 году количество новых лизинговых договоров сократится на 40 — 50%, а количество предметов лизинга — на 45 — 55%. Падение лизингового рынка продлится до первого квартала 2023 года.
Уменьшение количества передаваемых предметов лизинга произойдет в первую очередь в сегменте автотранспорта:
— Это связано с сокращением производства автомобилей в мире в связи с нехваткой полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики. В этой группе спад может составить до 60%, компенсировать его можно развитием сегментов лизинга подержанных автомобилей и возвратного лизинга, — полагает Сергей Гришунин.
Сегмент спецтехники и общественного транспорта в 2022 году поддержат национальные и крупные инфраструктурные проекты, а также программы обновления транспорта в регионах: «Есть ожидания, что лизинг железнодорожной техники все же будет продолжен, хоть и в меньших объемах, чем в прежние годы».
В области спецтехники аналитики НРА ожидают падение около 30%, а в области транспорта — 15 — 20%. Сегмент высокотехнологичного оборудования сожмется на 40% из-за санкционных ограничений, несмотря на высокий восстановительный спрос.
Сокращение объема нового бизнеса частично может компенсировать растущая инфляция, с ее учетом НРА ожидает снижения этого показателя на 30 — 35%.
Поддержать лизинговую отрасль, по мнению Сергея Гришунина, может стабилизация денежно-кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки ниже 10% годовых, но это вряд ли случится раньше середины 2023 года.
Кризис приведет к сжатию количественного состава рынка, полагает эксперт: «По данным Федстата, в первом квартале этого года в России было 463 компании, которые совершали лизинговые сделки, к концу года их число может сократиться до 308».
А вот на уровень концентрации меняющиеся условия особого влияния не окажут: «На Москву и Московскую область приходится 80% лизинговых компаний, и эта доля не изменится. Уральский регион удержит долю в 7 — 8%».
Ни дать, ни взять
Рынок лизинга сделал сильный рывок в последние годы, по итогам 2021 года доля лизинга в ВВП выросла с 1,3% до 1,7%, но внешние факторы окажут сильное давление на вес лизинга в экономике, подтверждает младший директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зоя Советкина:
— Влияние санкций уже почувствовали все крупные корпоративные сегменты, прежде всего это затронуло крупные государственные, а также лизинговые компании, входящие в банковские холдинги, в отношении которых введены санкции.
А эти компании часто работают с крупными корпоративными клиентами, в отношении которых также введены санкционные ограничения, что впоследствии может негативно отразиться на качестве их лизингового портфеля.
Сильное давление на рынок окажет и сужение возможностей фондирования.
Макроэкономические условия ограничили выход лизингодателей на биржу, создав сложности для компаний, чья база фондирования сильно зависела от облигационных размещений. Сократили кредитование и банки.
И еще один глобальный фактор — дефицит и удорожание техники. Чтобы справиться с этим риском, лизинговым компаниям необходимо развивать новые партнерские отношения, пересматривать портфель брендов в сторону азиатских компаний, искать новые ниши, такие как лизинг б/у техники и возвратный лизинг.
Инструмент восстановления
Однако значимость лизинга в будущем не снизится, и именно с него может начаться восстановление экономики в 2023 — 2024 годах, убежден Сергей Гришунин:
— Износ оборудования в российской промышленности слишком высок, а лизинг — это очень хороший способ достаточно быстро пополнить парк техники. Тем более что малый и средний бизнес уже почувствовал вкус к лизингу. Чтобы нивелировать темпы спада, необходимы меры поддержки отрасли, традиционно вектор антикризисной поддержки был направлен в сторону лизингополучателя, но в этом кризисе необходимо поддержать и лизингодателей, для этого нужно обеспечить доступ к новым каналам поставки техники, так как ее дефицит будет особенно сказываться на портфеле.
Председатель подкомитета по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Царев разделяет тезис о важности отрасли для экономики на этапе ее восстановления:
— Санкции и вызванный их введением кризис приведут к спаду производства во всех отраслях промышленности, в ближайший год-полтора мы столкнемся с сокращением рабочих мест, в определенное время возникнет дефицит основных потребительских товаров. Сегодня необходимы масштабное импортозамещение и промышленная реновация, причем эти программы должны строиться с переориентацией нашей экономики с сырьевой модели на приоритет обрабатывающих отраслей. Износ основных фондов, по данным Росстата, в экономике составляет более 50%, на балансе российских предприятий находится 45% оборудования возрастом 10 — 30 лет, а в обрабатывающих отраслях показатель износа составляет 14 лет и более. Конечно, такая технологическая база не позволяет российским предприятиям увеличивать производительность и сдерживает рост промышленности. И решить эти задачи можно как раз с помощью лизинга.
Региональный риск-фокус
Две группы критических факторов выделяет в проблематике отрасли директор по развитию компании «АС Финанс» Илья Лесников:
— В кризис всегда в зоне риска находится устойчивость лизинговой компании, на этот раз она во многом зависит от уровня диверсификации лизингового портфеля и его качества, то есть от того, насколько лизингополучатели в состоянии исполнять взятые на себя обязательства.
Вторая группа проблем связана с процентными рисками: «Эти факторы будут проявляться индивидуально. Банки, с которыми, например, сотрудничает наша компания, по договорам с фиксированной ставкой условия не поменяли, соответственно по платежам лизингополучателей мы тоже менять ничего не стали. Но некоторые банки пересмотрели условия кредитных договоров. Каждая лизинговая компания в кризис опасается рисков ликвидности, поэтому мы стараемся досрочно гасить обязательства перед банками, чтобы были запасы ликвидности. Кроме того, мы решили мониторить наших лизингополучателей, чтобы выявить проблемы на начальных этапах, а не тогда, когда лизингополучатели прекращают платить и ставят технику на склад».
Барьеры в части динамики нового бизнеса Илья Лесников оценивает так:
— Мы видим, что компании сокращают инвестиционные программы. На данный момент мы работаем с теми клиентами, у которых были планы еще до кризиса и они стремятся их завершить. Следующая
проблема связана с ограничением финансирования, банки его просто останавливают или ужесточают условия. И конечно, вся отрасль стоит перед проблемой, где взять оборудование. На первом этапе мы будем заниматься распродажей остатков европейской техники, перераспределением б/у техники, но в пределах года всем участникам рынка придется перестраивать логистические цепочки и ориентироваться на других поставщиков.
Устойчивость лизингодателей во многом зависит от бизнес-модели. Несколько меньшие проблемы ощущают лизингодатели, работающие с целевыми группами, например сельхозпроизводителями.
— Наша компания была организована правительством Тюменской области как инструмент поддержки сельскохозяйственных предприятий тюменского региона, — рассказывает заместитель генерального директора по развитию Тюменской агропромышленной лизинговой компании (ТАЛК) Ольга Хван. — В нашем портфеле на долю предприятий АПК приходится более 50%. Поскольку государство в первую очередь поддержало этот сектор, мы с середины апреля ощутили, наоборот, оживление спроса со стороны клиентов. На мой взгляд, гораздо больше ограничений будет в части поставок оборудования и техники, потому что сегодня рынок лизинга — это рынок поставщика, именно он диктует условия.
Как и все участники рынка, ТАЛК предпринимает действия по выходу на другие рынки, в том числе изучает возможности поставок китайской техники, рассказала Ольга Хван:
— Чем раньше мы найдем новые ниши и возможности, тем быстрее справимся с кризисом. Далеко не все сферы экономики просели, например, кроме сельхозпроизводителей ощутимую поддержку от государства получили предприятия, которые работают в рамках госконтрактов, их финансирование достаточно стабильное, и мы рассматриваем таких лизингополучателей как высоконадежных.
Управляемые риски
Степень давления внешних факторов на отрасль участники рынка оценивают как высокое, но ищут ответы на вызовы.
— У нашей компании запас собственного капитала существенный, мы сейчас строим оптимистичную стратегию, чтобы выйти из кризиса, сохранив капитал, кадры и отношения с клиентами, — рассказывает Илья Лесников.
Набор антикризисных инструментов разработала компания Ресо-лизинг, говорит региональный директор региона «СибУр» Екатерина Ерохина:
— Мы намерены пересмотреть продуктовую линейку и сделать упор на финансирование грузовой, специальной техники и ликвидного оборудования. Кроме того, занимаемся разработкой альтернативных каналов продаж и внедрением новых продуктов, в частности возвратного лизинга. В планах создание совместных программ с дилерами китайской техники, конечно, активнее начнем сотрудничать с заводами-изготовителями российской грузовой техники.
В свою очередь отечественные производители, пользуясь повышенным вниманием лизингодателей, активизировали маркетинговую политику. Как рассказал региональный директор по работе с территориальными подразделениями (Урал) CARCADE Дмитрий Семенов, его компания стала участником лизинговой программы ГАЗ: «Программа позволяет получить скидку на весь модельный ряд автомобилей в размере 10% при покупке у официальных дилеров ГАЗ. Финансирование лизинга доступно для юридических лиц и предпринимателей с авансовым платежом от 5% на срок от 6 до 60 месяцев».
Практически все риски, с которыми столкнулась отрасль в этом кризисе, управляемы, полагает руководитель по продажам ГК Ураллизинг (Практика ЛК) Михаил Командирчик:
— Рост стоимости фондирования может быть нивелирован развитием сотрудничества с новыми банками-партнерами, что позволит выстраивать более выгодные условия финансирования. Проблему дефицита техники мы будем решать через развитие партнерских отношений с поставщиками и дилерами китайской, белорусской и российской техники. По нашим оценкам, часть брендов возможно заместить, сегодня сотрудничество предлагают более 70 марок производителей российской и китайской техники. И наконец, пришло время поиска новых ниш — стоит развивать, например, лизинг программного обеспечения, компьютерной техники, электромобилей.
Надежды на рост сегмента б/у техники Михаил Командирчик также разделяет: «Особенно востребован этот вид лизинга будет у участников рынка дорожного строительства, так как из бюджета на это направление выделены большие финансовые ресурсы».
Количественное сжатие рынка произойдет, при этом, по мнению Михаила Командирчика, шанс закрепить позиции получат сильные региональные игроки: «Санкции затронули крупные государственные и кэптивные лизинговые компании, что позволит частным средним лизинговым компаниям занять дополнительную долю рынка, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса».
При общих отраслевых рисках устойчивость компаний зависит от их внутренней политики, убежден руководитель группы развития региональной сети «Урал» ВТБ Лизинг Максим Шестериков:
— Отложенный спрос на лизинг с течением времени проявится, но условия конкуренции изменятся. Клиенты пойдут к тем, у кого более лояльное отношение к оценке рисков, быстрое принятие решений, приемлемая ставка и высокий уровень компетенции персонала.
Нужно быть готовым работать в новых условиях
Главным ограничивающим фактором в этом году будет дефицит техники. Выход — в освоении азиатских рынков и расширении возможностей лизингового финансирования сегмента б/у, считает руководитель представительства «Эксперт-Лизинг» в Екатеринбурге Анастасия Ротарь
— Российская экономика и рынок лизинга в частности испытывают сильнейший стресс. На мой взгляд, пройти очередной кризис нам поможет диверсификация, причем со всех сторон. Например, в нашей компании сформирован разнообразный портфель с точки зрения как предметов лизинга, так и клиентской базы: среди клиентов есть и крупный, и средний, и малый бизнес. Кроме того, мы всегда использовали разные источники фондирования.
Немаловажное значение имеет то, в каком состоянии мы подошли к кризису, с каким запасом прочности. За 2021 год объем нового бизнеса нашей компании вырос на 70% и превысил 21,7 млрд рублей, лизинговый портфель увеличился на 53%, достигнув объема 28,8 млрд рублей. В основном этот рост обеспечил сегмент спецтехники. Немаловажный вклад в динамику бизнеса сейчас вносит и цифровизация, она позволяет снизить издержки и нам, и клиентам.
В 2021 году мы существенно продвинулись в этом направлении, запустив первую версию личного кабинета. Сегодня в сложных экономических условиях мы можем подписать все сделки удаленно в системе электронного документооборота.
Основной шок первого квартала этого года пришелся на март, когда были введены санкции и резко поднялась ключевая ставка. Конечно, многие наши клиенты пересмотрели свои планы, но в целом компании продолжают работать, крупные производственные предприятия, в том числе нефтегазового сектора, реализуют свои программы. Уже для всех очевидно, что в текущем году мы столкнемся с дефицитом автомобильной техники, поэтому основной акцент будем делать на спецтехнике. В какой-то степени рынок поддержит б/у сегмент, мы уже расширили возможности лизингового финансирования легкового, грузового транспорта и спецтехники, бывших в эксплуатации. Мы предоставили клиентам возможность приобрести легковые, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, а также спецтехнику не старше пяти лет.
Кроме того, развернемся в сторону азиатских производителей. Что касается оценки платежеспособности клиента, сохраним стратегию умеренного риска, при этом увеличим скорость рассмотрения заявок. Ситуация меняется сейчас быстро, и мы продолжаем оптимизировать бизнес-процессы, чтобы реагировать оперативно.
Безусловно, в целом рынок в этом году, как и вся экономика, перейдет к снижению после роста в 2021году, но оценить его масштабы пока сложно. Многое будет зависеть от макроэкономической политики, уровня инфляции и геополитической напряженности. Сейчас, чтобы сохранить долю рынка, особенно важны гибкость и скорость реакции на перемены.
Максимальная поддержка лизингополучателей
Антикризисные программы нашей компании способствуют повышению доступности лизингового финансирования, отмечает директор екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич
— Лизинговая отрасль была свидетелем не одного кризиса, они показали необычайную устойчивость как отрасли в целом, так и отдельных компаний. Это связано с тем, что за предыдущие периоды мы накопили огромный опыт. Но в своей практике мы еще никогда не сталкивались с состоянием рынка, когда одномоментно сложилось такое количество серьезных факторов, поэтому этот кризис будет более сложным. Всей отрасли и участникам рынка придется быстро адаптироваться.
У бизнеса всегда востребованы программы господдержки и субсидирования. Компания «Балтийский лизинг», понимая, что клиенты столкнулись с трудностями, приняла ряд решений в части оптимизации бизнес-процессов, повышающих доступность лизинга: улучшены условия экспресс-программы в сегменте оборудования, по некоторым программам увеличен срок действия договора, снижен размер аванса, который требуется при заключении сделки.
Кроме того, мы улучшили условия на приобретение автотранспорта и спецтехники, бывших в эксплуатации. Также клиенты могут заключать договоры по «плавающей» ставке, привязанной к ключевой ставке ЦБ. Сегодня на рынке набирает популярность возвратный лизинг, и условия этого продукта в «Балтийском лизинге» упрощены: пакет документов для оформления требуется минимальный, первоначальный взнос не нужен.
«Балтийский лизинг» — универсальная лизинговая компания, которая готова профинансировать имущество в сегментах автотранспорта, спецтехники и оборудования для клиентов из любых отраслей. Также в нашей линейке предложений есть и адресные программы. Например, для аграриев действует актуальная программа «Агро рулит», в рамках которой клиенты могут воспользоваться сезонными графиками платежей без погашения основного долга в отдельные месяцы.
В сегодняшних реалиях необходимо максимально эффективно задействовать все возможности финансовых инструментов, которые позволят лизингополучателям снижать издержки. Поэтому активная работа нашей компании над линейкой антикризисных программ и совершенствованием условий уже существующих предложений будет продолжаться.
Потенциал для отражения кризиса есть
Лизинговой отрасли сейчас необходима государственная поддержка, убеждена директор по продажам «Южноуральского лизингового центра» Людмила Уварова
— Устойчивость лизингодателей во многом зависит от бизнес-модели. Наша компания не ориентировалась на розничный автосегмент, который сейчас оказался в зоне наибольшего риска. Мы же всегда концентрировались в нише грузовых автомобилей и спецтехники. При этом мы всегда оставались универсальной лизинговой компанией, удовлетворяющей любой спрос лизингополучателей. Сегодня у клиентов набирает популярность финансовая аренда оборудования, а с учетом ухода с рынка лизинга ряда игроков востребованность этой услуги только возрастает. Но многие лизингодатели еще только нарабатывают практику в этой сфере, наша же компания давно работает с этим сегментом. У нас есть опыт от поставки сельскохозяйственного или медицинского оборудования до сложнейших производственных установок, используемых при строительстве газохимических комплексов или оборудования для очистных сооружений сточных вод. За прошлый год мы довольно существенно повысили компетенции специалистов по работе с поставщиками и на этапе проработки проекта можем выявить его узкие места.
По нашему мнению, лизинговой отрасли сейчас необходима государственная поддержка. У нашей компании есть опыт участия в двух программах льготного лизинга по линии Минпромторга. Но, к сожалению, в 2021 году в одну из программ мы не попали, потому что она была переформатирована исключительно под федеральные компании. Не так давно Банк России включил лизинг в программу оборотного кредитования МСП. В ее рамках лизинговые компании могут получить в банках финансирование для предоставления субъектам МСП имущества в лизинг по льготной ставке. Но, по нашему мнению, эта программа не решит проблем отрасли с фондированием, потому что она рассчитана на один год, то есть мы только на один год можем получить необеспеченный кредит, а лизинг — это долгосрочное финансирование. Несмотря на риски и вызовы, мы уверены, что лизинговая отрасль сможет выдержать удары нового кризиса. Да, чтобы поддерживать клиентов, нам, вполне возможно, придется пожертвовать маржинальностью, но мы к этому готовы.