Нельзя быть настолько зависимыми

Не стоит рассчитывать на то, что частный бизнес будет восстанавливать метмаш ради локализации производства металлургического оборудования в России. Тут необходимо принципиальное государственное решение, считает глава ЦНИИчермет Виктор Семенов

Частный бизнес планировал инвестпроекты исходя из своих намерений. Ситуация изменилась. И здесь мы возвращаемся к проблеме — нужны ли именно эти инвестпроекты с точки зрения государственной целесообразности
Читайте Monocle.ru в

Три с половиной месяца назад, когда на фоне обострения мировой геополитической обстановки возникли проблемы с логистикой и доставкой грузов из Европы в Россию, российские металлотрейдеры выразили опасение, что это приведет к нехватке, дефициту и перебоям с поставками комплектующих для ремонта и обслуживания оборудования на металлургических производствах по всей стране. Следствием станет приостановка работы как отдельных линий, так и цехов. Насколько сегодня критично влияние антироссийских санкций на работу

отечественных промышленных предприятий и какие задачи стоят перед российским инжинирингом и металлургическим машиностроением в интервью «Эксперт-Уралу» рассказал председатель Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению «Союза машиностроителей России» и генеральный директор Государственного научного центра ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» Виктор Семенов.

— Виктор Владимирович, насколько оправдались опасения, учитывая, что весной 2022 года с российского рынка ушли такие производители оборудования, как германская SMS, итальянская Danieli и другие европейские бренды?

— Приостановки на сегодня нет, так как службы снабжения и службы главных специалистов предприятий имеют запас комплектующих изделий и запчастей.

С учетом того, что снабжение, как правило, просматривается на год вперед, у специалистов есть время для поиска альтернативных поставщиков и в первую очередь в России.

Что касается иностранных производителей оборудования, то они с российского рынка и ушли, и не ушли. Утратить такой бизнес — это большие финансовые потери. Испытывая давление со стороны своих правительств, компании какие-то проекты приостанавливают, а какие-то — продолжают.

— Вопрос локализации изготовления металлургического оборудования в стране не стоит?

— Он уже 10 — 15 лет как назрел, его решение лет пять назад могло приостановить деградацию металлургического машиностроения. Последние лет 30 наши металлурги работали практически только с иностранными компаниями за некоторым исключением. Это привело к сокращению российских предприятий металлургического машиностроения. Выход есть, но при этом не приходится рассчитывать на то, что частный бизнес будет активно восстанавливать метмаш. Бизнесу нужны «короткие» вложения, а тяжелое машиностроение — это «длинные». Причем проблема не только и не столько в заводах, сколько в кадрах. Потеряны целые школы проектирования: прокатных станов, кузнечно-прессового оборудования, машин непрерывного литья заготовок и так далее. Думаю, необходимо принципиальное государственное системное решение — возрождать свои школы специалистов и свои мощности тяжелого машиностроения.

Наш институт смог совершить рывок для сохранения части номенклатур и собрал в своих стенах высокопрофессиональных конструкторов и технологов. Почти все они — выходцы с Южно-Уральского машиностроительного завода и Уралмаша, имеют большой опыт по созданию оборудования для металлургического производства. Их компетенции позволяют решать широкий круг задач по разработке инжиниринга металлургического оборудования, его сопровождению, монтажу и пуску в эксплуатацию. Большая часть конструкторов работает в Орске и Екатеринбурге, есть сотрудники в Новокузнецке, Липецке и Магнитогорске.

— В какой степени уже действующие металлургические производства в стране зависимы от импортных комплектующих, произведенных в странах ЕС, США и Китае? Насколько это критично и какие есть варианты решения этой проб­лемы, какие шаги, возможно, уже предприняты для минимизации последствий прекращения импортных поставок?

— Сегодня у российских металлургических производств высокая степень зависимости: «подсели», к примеру, на электрические и электронные технические средства Siemens. А эта компания ушла с рынка… Нельзя быть настолько зависимыми. В ряде отраслей это поняли еще лет 8 — 10 назад и приняли необходимые меры. Но частные предприятия решили идти своим путем и теперь просят помощи у государства.

Считаю, что такие отрасли, как тяжелое машиностроение, нельзя полностью отдавать частникам: сегодня они пришли к зависимости и от технологий, и от комплектующих. Но решение есть: и в России имеются свои заделы, и с восточными странами можно работать. Кроме того, государство принимает необходимые меры. Так, было принято постановление правительства РФ № 208, направленное на решение вопросов обеспечения поставки дефицитных запчастей и комплектующих — с привлечением государственных средств (от 18.02.2022 года «О предоставлении субсидии из федерального бюджета АНКО “Агентство по технологическому развитию” на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности». — «Э-У»).

— Есть ли у отечественной промышленности в связи с последними санкциями запрос на замену импортных марок сталей и сплавов черных, цветных металлов отечественными аналогами? Стоит ли такая задача перед металлургами? Насколько быстро ее можно решить?

— Наш марочник вполне достаточен, но при необходимости российские ученые-металлурги смогут оперативно разработать марки сталей и сплавы с конкретными характеристиками под запросы металлургических комбинатов и предприятий-потребителей. ЦНИИчермет, к примеру, сейчас работает над уникальной технологией производства биметаллического листового проката, в том числе с плакирующим равномерным по толщине слоем из сталей, легированных титаном. У такого проката повышенные показатели сплошности и прочности соединения слоев. Новая технология не имеет аналогов в мире и будет востребована в энергетическом, химическом и нефтяном машиностроении. Ее применение позволит заместить импорт биметаллического проката для изготовления сосудов и аппаратов, работающих под давлением на нефтегазохимических предприятиях.

— В середине апреля обсуждался вопрос создания в Челябинской области центров реинжиниринга для крупных металлургических производств при участии вашего института. Какие направления определены для их работы, каким образом здесь планируется решатьпроблему производства нового и ремонта имеющегося оборудования для металлургических заводов?

— На совещании, которое прошло на ММК, было принято принципиальное решение: на базе инжинирингового центра ЦНИИчермет им. И.П. Бардина и Механоремонтного комплекса ММК развивать российское металлургическое машиностроение. В перспективе Челябинская область и Магнитогорск смогут стать центром металлургических и машиностроительных компетенций в России. Более подробно поговорить об этом можно будет после реализации ряда подготовительных мероприятий.

— В последние несколько лет отечественные металлурги озвучивали немало новых инвестпроектов по модернизации, расширению мощностей. Возможно ли это в текущих условиях? Реализация каких из них может быть заморожена по причине прекращения поставок специализированных агрегатов?

— Прекращение поставок спецагрегатов не приведет к таким остановкам. Этот вопрос может быть решен, например, покупкой инжиниринга и локализацией производства. Дело в другом — насколько востребованы такие инвестпроекты? Их планировал частный бизнес исходя из своих намерений, которые, возможно, включали наращивание поставок в западные страны. Ситуация изменилась, и маркетологи прорабатывают вопрос, а нужна ли эта продукция в других регионах. И здесь мы возвращаемся к проблеме — нужны ли именно эти инвестпроекты с точки зрения государственной целесообразности.