Предприятия и экоактивисты ищут зеленый консенсус

Павел Кобер
13 июня 2022, 00:00

Промышленники пробуют различные инструменты для формирования общественного мнения, которое становится значимым фактором в экологической повестке.

В непростом общении по экологическим вопросам нельзя предъявлять требования исключительно к бизнесу. В таком взаимодействии ответственность лежит на каждом из ключевых игроков
Читайте Monocle.ru в

Предприятия очень хотят понравиться общественным экологическим организациям и жителям территорий присутствия, демонстрируя заботу об окружающей среде. Большинство промышленных холдингов и крупных заводов приняли участие в акциях по случаю Дня эколога 5 июня. Так, челябинские предприятия Группы «Мечел» занимались озеленением и благоустройством, причем вместе с экоактивистами. Челябинский металлургический комбинат совместно с Челябинской областной общественной экологической организацией «Зеленый город» завершили ежегодную акцию по уборке и благоустройству дворов Металлургического района Челябинска. Как сообщили в пресс-службе «Мечела», в этом году общественники и металлурги привели в порядок 20 дворовых территорий, места отдыха, высадили кустарники, покрасили хоккейные коробки и заборы.

Подобные акции по высадке деревьев, расчистке и зарыблению водоемов, проведению мероприятий по экологическому просвещению промышленники совместно с общественниками в последнее время проводят регулярно практически во всех российских регионах. Для чего это делается? Собственно экологический эффект от этих действий минимальный по сравнению с миллиардными инвестициями, которые направляют те же крупные предприятия в техперевооружение своих производств для сокращения вредных выбросов в атмосферу или прекращения загрязнения водных объектов. Но, как показывает практика, вложить миллиарды в охрану окружающей среды — только половина дела. Нужно еще и донести свою зеленую ориентацию до всех заинтересованных сторон, а для этого — требуется выстраивать конструктивный диалог с общественностью.

Представители общественности бывают разные. С иными можно нарваться не только на грубость, но и на откровенный черный пиар. А потому некоторые промышленники пасуют перед таким общением, по сути, ограждаясь от прямых контактов с гражданами по экологическим вопросам. Очень даже зря. Опыт передовых компаний, да и самих общественных экологических организаций, наработанный за последние годы, позволяет сформировать грамотный подход в построении зеленого имиджа предприятия.

Законы привлекательности

— Несмотря на то, что сегодняшние условия сказались на экономической активности промышленных предприятий, большинство из которых ориентированы на экспорт, развитие социальной сферы и корпоративная ответственность бизнеса перед населением выходят на первый план. Это касается не только поддержки местных сообществ и оказания адресной помощи, но и непосредственной включенности в реализацию различных экологических проектов и инициатив, — считает генеральный директор АНО «Сад памяти», член федерального штаба проекта «Чистая Арктика»

Ольга Степченко. — Если еще десять лет назад крупная промышленная корпорация не обращала пристального внимания на инициативы граждан по решению экологических проблем и задач на местах, то сейчас взаимодействие с населением является обязательным условием стратегии развития современной компании.

Разработку и реализацию корпоративных программ, направленных на вовлечение населения в решение экологических, социальных и иных проблем территории присутствия Ольга Степченко называет одним из основных каналов взаимодействия бизнеса и общества. В списке других важных каналов: коммуникация через органы власти и местного самоуправления (создание рабочих групп и совещательных органов, в которые входят представители промышленности и гражданского общества), участие предприятий в реализации масштабных федеральных государственных и общественных проектов — они становятся платформой для решения экологических проблем и задач территории. Таковы, например, лесовосстановительный проект «Сохраним лес», федеральный проект «Чистая Арктика», всероссийская акция по очистке берегов и прилегающих акватории? водных объектов «Вода России».

В непростом общении по экологическим вопросам нельзя предъявлять требования исключительно к бизнесу. В таком взаимодействии ответственность лежит на каждом из ключевых игроков

— По своему опыту скажу, что именно совместная реализация всероссийских экологических проектов и акций становится эффективным каналом коммуникации в решении целого комплекса экологических проблем в регионах России, — отметила Ольга Степченко. — К примеру, в прошлом году в рамках акции «Сад памяти» мы совместно с Русской медной компанией (РМК) в пяти регионах присутствия провели акции по лесовосстановлению и озеленению территорий. На все мероприятия выходили корпоративные волонтеры РМК, которые активно коммуницировали с гражданским обществом, привлекали жителей к высадкам деревьев, формировали собственный пул активистов из числа граждан для своего волонтерского центра «Сила Урала». Такой же формат выстраивания диалога между промышленниками и местными сообществами у нас сейчас реализуется в Якутии с угольными компаниями «Эльгауголь» и «Колмар», которые будут вместе с нами в рамках акции «Сад памяти» озеленять Нерюнгринский район. Через реализацию таких мероприятий мы видим, что и у компаний, и у населения сформировался четкий и понятный запрос — объединиться, направив совместные усилия на решение экологических проблем, выработать новые концептуальные подходы в решении задач устойчивого развития территорий, в поиске консенсуса между гражданами, НКО и бизнесом в сфере экологии.

— Эффективным инструментом и вкладом в сохранение окружающей среды в нашем производственном холдинге стало создание общественных советов в каждой его компании, — поделился генеральный директор промышленного холдинга Black horse Владимир Соколов. — В текущем году мы планируем создать такие же группы активистов по вопросам экологии. Именно они станут связующим звеном между предприятиями холдинга, жителями городов и организациями по охране окружающей среды. Совместно они будут осуществлять экологический контроль за деятельностью участников ГК «Black horse». Присутствие в составе общественных советов представителей муниципальной власти и обычных жителей будет дисциплинировать каждое предприятие холдинга, стимулировать его соответствовать всем актуальным требованиям законодательства, использовать передовые инструменты для минимизации рисков загрязнения окружающей среды».

Экоамбассадоры уходят в народ

Особенность сегодняшней экологической повестки в том, что, с одной стороны, промышленные предприятия в регионах присутствия находятся под постоянным пристальным вниманием жителей, общественных организаций, органов власти. С другой стороны, социум все более повышает экологическую грамотность, становится чрезвычайно восприимчив к информации о тех или иных зеленых инициативах или такие выдвигает инициативы самостоятельно. Поэтому каналы взаимодействия бизнеса и общества могут быть совершенно разными: от социальных сетей, где компания делится проектами, до создания образовательных программ для молодежи.

— Лучше всего действовать сразу в нескольких направлениях, — убеждена руководитель отдела по связям с общественностью компании Rockwool Russia (специализируется на производстве продукции из каменной ваты) Фатима Газанова.

— Например, сотрудники нашей компании постоянно участвуют в отраслевых мероприятиях, где рассказывают о том, как Rockwool реализует программу декарбонизации предприятий строительной отрасли, о переработке строительных обрезков теплоизоляции из каменной ваты как способе снизить нагрузку на свалки и на окружающую среду. Также приглашаем учащихся из регионов, в которых есть предприятия Rockwool, на экскурсии, где показываем, как выглядит современный завод, рассказываем об оборудовании, технологии производства каменной ваты, объясняем, почему этот материал получается экологичным. Такой подход очень важен: одно дело — слышать об экологических практиках, а другое — видеть, как они реализуются в крупных компаниях. Недавно у нас прошел экологический марафон, где сторонние эксперты говорили о важности внедрения экопривычек в жизнь и показывали простые и понятные каждому пути сбережения нашей планеты.

Хорошо вовлекать в коммуникации лидеров мнений, популярных и влиятельных блогеров, но экоамбассадорами бренда могут быть и его сотрудники. В Rockwool старались не прерывать контакты с общественностью даже в период пандемии, перейдя с очных встреч и лекций специалистов компании на формат вебинаров. На базе онлайн-университета Rockwool, где любой желающий может пройти курсы по работе с теплоизоляцией и узнать о тонкостях утепления, начали проводить зеленые вебинары для школьников и студентов. Здесь рассказывают об экономии энергии за счет утепления, бережливом производстве, переработке строительных материалов.

— Эффективность тех или иных каналов взаимодействия зависит от того, какую мысль и какой аудитории нужно донести, — подчеркивает Фатима Газанова. — Например, в Железнодорожном (Московская область) возникли определенные сложности, связанные с тем, что рядом с предприятием появился большой жилой квартал. Мы работаем с местными органами власти, Минэкологии, содействуем им в проведении проверок, с их поддержкой рассказываем о качестве воздуха, о тестировании, о том, что мы делаем в рамках модернизации предприятия. Приглашаем местных жителей на предприятие, проводим с ними встречи, делимся информацией о работе завода.

В непростом общении по экологическим вопросам нельзя предъявлять требования исключительно к бизнесу. Ответственность лежит на каждом из ключевых игроков, уверена руководитель маркетинг-группы TRASSIR (российского производителя систем видеонаблюдения) Евгения Хосейни: «На общественности — за грамотное и ненавязчивое продвижение культуры экологичного образа жизни. На промышленных корпорациях — за активную интеграцию безопасных стандартов в план достижения приоритетных бизнес-целей и использование современных технологий. На государстве — за инициирование и регулирование масштабных проектов по устойчивому развитию, актуализацию проблем по защите опасных производственных зон и изучение передового опыта на международном уровне».

Свои методы взаимодействия с населением применяют так называемые утилизаторы — компании, специализирующиеся на утилизации и переработке отходов. Наилучшим способом выстраивания отношений с гражданами здесь называют инвестиции в популяризацию экологических идей вообще и раздельного сбора отходов в частности.

— Чтобы сохранить окружающую среду и здоровье граждан, необходимо проводить экологический маркетинг. Его цель — сформировать у населения четкое представление о правильной утилизации отходов, — считает директор екатеринбургской компании «СБВ утилизация» Александр Борисихин. — Ежегодно экологический маркетинг используют все больше компаний в разных сферах бизнеса. К примеру, мы для популяризации темы экологии проводим мобильные сборы отходов среди населения и на промышленных предприятиях, устанавливаем во дворах жилых домов контейнеры по раздельному сбору отходов электроники и бытовой техники, ведем аккаунты в социальных сетях, выдаем нашим заказчикам среди юридических лиц сертификаты экоответственного предприятия.

С такими партнерами, как торговые компании «Х5» и «ЖизньМарт», ведем совместные экологические проекты по раздельному сбору отходов электроники и бытовой техники. Мы уверены, что при совместном выполнении утилизаторами и активистами подобных действий, в дальнейшем наши граждане будут сортировать отходы, отдавать на утилизацию опасные и вредные отходы только лицензированным компаниям, использовать в жизнедеятельности предметы из вторичного сырья.

Грамотно выстроенный зеленый пиар способен не только сформировать положительный имидж того или иного бренда, но и содействовать реальному улучшению экологической ситуации на территории присутствия предприятия.