От Калининграда до Чукотки: как компания «Транслизинг» стала популярной в России

Дарья Михляева
27 июня 2022, 00:00

Огромные расстояния не мешают заключать сделки с клиентами по всей стране

ИЛЬЯ БАРХАТОВ
Генеральный директор компании «Транслизинг» Андрей Белоглазов: «С нашей помощью партнер быстрее встает на ноги, отлаживает бизнес-процессы, становится успешным. И в этом заинтересованы все стороны»
Читайте Monocle.ru в

В посткризисной реальности, когда бизнесу особенно непросто получить дополнительное финансирование — взять кредит в банке или привлечь долгосрочные инвестиции — лизинг становится одним из самых эффективных инструментов развития. С 2002 года компания «Транслизинг» дает возможность клиентам по всей России расширить производственную базу предприятий, внедрить передовые технологии в производство, закупить новое оборудование. И при этом неплохо сэкономить на налогах.

За 20 лет компания преодолела длинный эволюционный путь, на котором видели и взлеты, и падения. Порой, чтобы выжить, приходилось оперативно реагировать на изменения на рынке, менять стратегию, перестраивать бизнес-процессы и переориентировать сотрудников на новые потребности экономики. Сегодня «Транслизинг» — это уверенно стоящая на ногах компания с большим портфелем услуг и географией партнеров от Калининграда до Чукотки. О секретах успеха и стабильности, особом отношении к клиентам и планах на ближайшие три года рассказал генеральный директор компании Андрей Белоглазов.

«Участвуем в технологическом и энергетическом перевооружении предприятий»

— Андрей Юрьевич, судя по названию компании, изначально вы планировали заниматься только лизингом автотранспорта.

— Да, компания «Транслизинг», созданная в 2002 году, была ориентирована на лизинг легкового/грузового автотранспорта и спецтехники — экскаваторов, кранов, бульдозеров. В этой парадигме предприятие просуществовало до 2008 года. Это было время расцвета конкуренции, на рынке стали появляться государственные компании, предоставляющие в лизинг легковой, грузовой автотранспорт и спецтехнику, а также лизинговые компании федеральных банков. Стало ощутимо тяжелее — снизилась маржинальность бизнеса, и мы приняли решение переориентироваться на рынок оборудования. Лизинг автотранспорта стали рассматривать как сопутствующий продукт.

С 2008 года мы начали нарабатывать компетенции в области лизинга технологического, энергетического и коммунального оборудования, усиливать свои позиции на рынке спецтехники. Стали предоставлять в лизинг станки, роботов, оборудование для разработки карьеров и производства асфальтобетонных смесей, трансформаторы, генераторы, компрессоры, гидравлические станции, коммунальное оборудование для переработки твердых бытовых отходов, в том числе для деления их на фракции. Это тоже, кстати, очень интересная тема.

— Решение о смене приоритетов оказалось верным?

— Показательными были 2014, 2015 и 2016 годы, они протекали тяжелее и в целом оказались нелегкими для экономики страны и компании в частности.

Для нас это время не прошло бесследно, мы окончательно убедились в том, что находимся на верном пути, и лизинг оборудования будет все более востребованным. В результате с 2014 года доля оборудования в нашем лизинговом портфеле стала активно увеличиваться. На сегодняшний день она занимает 57%.

— Переориентация на лизинг оборудования принесла плоды?

 — Да, с 2016 по 2019 год компания пошла на взлет, мы перекрыли все показатели предыдущих лет. Не только наверстали упущенное, но и превзошли объемы продаж, которые были в самые лучшие времена.

Ставка на лизинг оборудования позволила компании расти органично, а не заниматься накачкой операторов каршеринга и таксопарков. Поэтому просадки по 2020 году, в отличие от других лизинговых компаний, у нас не было.

В 2021 году мы также выросли, а за пять месяцев 2022 года падение составило всего 6%. Благодаря решению, принятому много лет назад, сегодня мы исполняем важную миссию — участвуем в технологическом и энергетическом перевооружении предприятий.

«Наш целевой рынок — вся Россия»

— Кто ваш клиент? Из каких отраслей экономики чаще обращаются за лизингом?

— Один из главных постулатов нашей компании — людям мы можем только помогать, наживаться на них — не наша цель. Именно поэтому мы не работаем с физлицами. Лизинг выгоден только тем, кто получает экономию по налогу на прибыль и может возмещать НДС. Фактически это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые применяют ОСН.

С теми, кто сидит на упрощенке, мы работаем по лизингу медицинского оборудования. В последнее время это направление очень востребовано. Есть определенная специ­фика, все операции с медицинским оборудованием проводятся без НДС. Это очень большое поле для деятельности.

Лизинг востребован у малого и среднего бизнеса, но какой-то отдельной доминирующей отрасли нет. Часть наших лизингополучателей обслуживает железные дороги, другая — нефтяной сектор, третья — внутренние потребности округов, областей.

Мы работаем на всей территории РФ — от Калининграда до Тикси (поселок в Чукотском автономном округе. — Ред.). У компании есть лизингополучатели в Магадане, Новом Уренгое, Дагестане, Крыму, Ростове.

Кстати, у нас не принято говорить «клиенты», лизингополучателей мы называем «парт­нерами», подчеркивая взаимовыгодный и при этом теплый, дружеский характер наших отношений.

— Благодаря технологиям, сегодня можно на 100% выстроить работу удаленно. Комфортно ли работать с клиентами из Москвы, находясь в Челябинске?

— Абсолютно. Не секрет, что в Москве сосредоточен большой спрос по лизингу, при этом стоимость аренды помещений и найма персонала вытекают в большие суммы. Развитие пандемии и введение локдауна показали, что вовсе необязательно тратить деньги на содержание офиса. В нашей компании разработана четкая система коммуникаций с партнерами из других регионов, при этом на сопутствующих услугах экономятся огромные суммы.

Еще несколько лет назад у «Транслизинга» были представительства в отдаленных точках РФ — в Новом Уренгое, в Якутске и пр. В эпоху взрывного развития технологий мы приняли решение сократить филиальную сеть, сегодня фактически весь персонал компании сосредоточен в центральном офисе в Челябинске. Когда сделка проходит за пределами региона, мы прибегаем к услугам наших сотрудников на аутсорсинге.

— Вы затронули тему локдауна. Заметили ли вы нарушения платежной дисциплины в период коронакризиса? Приходилось терять клиентов в это непростое время?

— Сложности были, например, небольшое снижение спроса. Но, несмотря на введение локдауна, мы продолжали активно работать с нашими лизингополучателями и другими партнерами — банками и страховыми компаниями. Производственные процессы не останавливались ни на минуту. Возможно, был период «легкого спада» — неделя-две, но не больше. Все устали сидеть дома и рвались в бой.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших лизингополучателей за то, что они не стали использовать историю с коронавирусом в наших взаимоотношениях. Большинство клиентов четко исполняли свои обязательства по договорам.

Гибкость, комплексный подход, эксперты на всех уровнях

— Много ли у вас конкурентов? В чем ваши сильные стороны?

— Конкуренция всегда была, есть и будет. Она может ослабляться или усиливаться, но от нее никуда не деться.

Федеральные лизинговые компании борются за клиентов снижением лизинговых платежей, процентной ставки (удорожания лизинга), выигрывают за счет партнерских связей с крупнейшими поставщиками. При этом федералы проигрывают в гибкости и оперативности рассмотрения заявок на лизинг. Они как неповоротливая махина.

А партнеры «Транслизинга» получают решение о финансировании в день обращения. Еще одно наше важное качество — комплексный подход.

— В чем проявляется?

— Мы предоставляем решения под ключ. Допустим, клиент хочет построить склад или ремонтную зону где-то на месторождении, на карьере, при строительстве дороги. Мы передаем в лизинг ангар. Чтобы обеспечить жизнедеятельность сотрудников лизингополучателя, которые работают на территории ангара, к нему нужно подвести электричество, требуется трансформаторная подстанция. Ее мы тоже передаем в лизинг. Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение ангара электричеством, необходим аварийный газопоршневой генератор — и его наш парт­нер может получить в лизинг. Чтобы обеспечить ангар теплом, нужно соорудить котельную, ее мы тоже передаем в лизинг. Чтобы люди могли где-то жить, возводятся мобильные передвижные здания (вагон-дома) —  их тоже можно получить в лизинг. Этим направлением компания «Транслизинг» активно занимается в сотрудничестве со Сбербанком.

Таким образом, обращаясь к нам, заказчик получает комплексный подход к решению своей задачи. С нашей помощью он быстрее встает на ноги, отлаживает бизнес-процессы, становится успешным. И в этом заинтересованы все стороны.

— Котельные, мобильные дома и прочую инфраструктуру строят партнеры?

— Совершенно верно. В этой области у нас накоплены достаточно высокие компетенции, ведь на рынке мобильных установок и энергетического оборудования мы без малого уже 15 лет. За это время приобрели много надежных и проверенных поставщиков.

— Клиенты могут обратиться к вам с любым проектом? Допустим, я хочу открыть сеть грузинских ресторанов, помогите.

— Это еще одна наша услуга. Когда у человека есть какая-то бизнес-идея и он хочет реализовать ее с нашей помощью, он обращается к руководителю проекта, а тот в свою очередь подключает нужных отраслевых специалистов и предлагает варианты решения.

Лизинг позволяет на выгодных условиях приобрести более передовое технологическое оборудование, дает возможность построить бизнес под ключ. Сейчас мы помогаем одному нашему клиенту на Чукотке. Он оформил франшизу и открыл компьютерные клубы в крупных городах. Технику и всю начинку офиса взял у нас в лизинг. На запуск проекта ему потребовалось всего 1,5 — 2 месяца.

«Каждый клиент для нас — это отдельный проект»

— У сотрудников компании есть своя специ­фикация или они универсалы?

— Жесткого деления нет, есть приоритеты. Каждый руководитель проекта специализируется на определенном направлении, большую часть времени уделяет, скажем, медицине или мобильным установкам. Что не мешает ему поддерживать компетенции и в других областях.

Много внимания мы уделяем организации работы самой компании. В 2014 — 2015 годах начали активно осуществлять разработку и внедрение в бизнес-процессы проектных методов. Сейчас на стадии реализации именно такой подход: по сути, каждый клиент для нас — это отдельный проект, за которым закреплен персональный менеджер. Это позволяет нам со 100% гарантией адаптироваться к потребностям наших партнеров в части как выбора техники, так и графика платежей. В этом отношении у нас очень гибкая компания.

Процентная ставка (удорожание лизинга) зависит от многих факторов — величины аванса, длины срока лизинга, сезонности и пр.

Для каждого клиента мы подбираем наиболее оптимальный вариант лизинга. Всегда идем навстречу и пропагандируем индивидуальный подход. Так, дорожникам и компаниям с/х сектора предлагаем сезонный график платежей.

Программа импортозамещения поменяла спрос

— 2022 год преподнес много сюрпризов. Как экономические потрясения переживает бизнес? Заметили ли вы изменения спроса?

— Структура спроса безусловно поменялась. До февраля лизинг легкового автотранспорта развивался ударными темпами, наращивали мощности таксопарки и каршеринговые компании. Сейчас приоритеты другие, в первую очередь вырос спрос на технологическое оборудование, медтехнику, пищевое оборудование и сельскохозяйственную технику. «Виновата» программа импортозамещения.

С развитием внутреннего туризма стал крайне востребован лизинг экстремальной техники — аэролодок, квадроциклов, мотоциклов, трициклов, снегоходов, багги. Много лизингополучателей по этой категории у нас в Подмосковье, Питере, на Алтае, в Сибири. Мы любим и умеем передавать такую технику в лизинг, знаем надежных поставщиков и благодарим их за сотрудничество.

— В этом году компании «Транслизинг» исполняется 20 лет. Чего удалось добиться на сегодняшний день?

— Мы нарастили большую сеть партнеров по всей России, завоевали высокую степень доверия наших клиентов и можем предложить им по-настоящему большой пакет услуг. Но главное наше достижение — это, конечно, люди. Сегодня наши сотрудники — это компетентный и ответственный персонал, настоящие эксперты на всех уровнях. Все вспомогательные функции мы отдали на аутсорсинг.

— Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие годы?

— В планах — начало работы с зарубежными поставщиками. Помимо работы с отечественными поставщиками активно развивать сотрудничество с компаниями из Казахстана, Турции и Китая. Безусловно, будет расти и команда, до конца 2022 года численность только штатных сотрудников увеличится на 50 человек.