Пандемия навсегда пристегнула к образовательному процессу информационные технологии — как в школах, так и университетах. Недолго плакали пожилые преподаватели, пытаясь освоить «цифру». Новые инструменты обучения оказались великолепными помощниками (но не заменителями офлайн-образования), позволяя интереснее преподносить материал, экономить время, в целом повысить эффективность обучения. А для молодого поколения с высоким уровнем цифровой грамотности применение ИТ значительно повысило привлекательность учебы и практических занятий.
— Среди самых популярных технологий, которые активно применяются в образовании, можно назвать виртуальную и дополненную реальность, робототехнику, искусственный интеллект и цифровые двойники, — перечисляет доктор педагогических наук, профессор Государственной полярной академии Сергей Литвиненко (Санкт-Петербург). — Виртуальная и дополненная реальность позволяет создать иммерсивную образовательную среду, показать ученикам микро- и макромир, проводить безопасные опыты и эксперименты. С помощью робототехники готовят кадры для высокотехнологичных производств, учат основам компьютерного зрения, программирования и конструирования. Искусственный интеллект и цифровые двойники открывают широкие возможности анализа данных, знакомят учащихся с нейротехнологиями и путями их использования.
За студентом глаз да глаз
Качественно новым шагом в развитии высшего образования в России стало партнерство университетов с различными образовательными платформами. В лице образовательных платформ вузы видят технологических партнеров, которые обладают готовыми и эффективными решениями для оцифровки и повышения доступности учебного контента, гибкой адаптации программ с учетом изменений на рынке. Также дистанционные программы позволяют вузам расширять географию деятельности.
— Все обучение на наших программах проходит дистанционно на платформе Skillbox. Оно включает предзаписанные лекции и вебинары в реальном времени. Материалы автоматически подгружаются в личный кабинет студента, что позволяет возвращаться к ним многократно в любое удобное время, — делится руководитель «Высшего образования» российской образовательной платформы Skillbox Тина Ковальски. — Если говорить о конкретных технологических решениях, в первую очередь следует упомянуть систему онлайн-прокторинга Examus, на которой проходят экзамены и зачеты. Она позволяет сохранить честные условия испытаний с помощью мониторинга активности глаз студента и внешних шумов в его помещении и оповещает экзаменатора в случае подозрительного поведения. Дополнительный цифровой инструмент, который привносит в высшее образование онлайн-формат, — возможность детально отслеживать прогресс студента по мере обучения. Мы можем увидеть, через какое время после просмотра лекций студент приступил к выполнению домашней работы, как долго ее выполнял и в каком количестве итераций.
Директор центра «Цифровые технологии в образовании» при Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Лукашкин выделяет в учебном процессе технологии симуляций: «Симуляции могут проводиться как командная игра. Например, экономические
симуляторы, которые учат управлять компаниями. Могут быть и симуляции для отработки навыков общения, выступления перед аудиторией. Такие симуляторы эффективны в VR-формате (формате виртуальной реальности. — «Э-У»). Также популярны симуляторы для изучения физики и химии».
Переход на индивидуальное обучение
Использование «цифры» напрямую влияет на качество образования в школах. Уже практически повсеместно применяют такие технологии, как электронные дневники и журналы, защищенные чаты для общения преподавателей, учеников и родителей, системы проведения онлайн-уроков и электронный образовательный контент.
— Цифровизация школ позволяет повысить прозрачность обучения, а использование интерактивных учебников и заданий повышает интерес детей к учебе, — рассказала пресс-секретарь компании «Дневник.ру» Екатерина Мантуленко. — Сегодня в одной только Свердловской области более 130 тыс. учителей, учеников и родителей ежедневно заходят на цифровую образовательную платформу «Дневник.ру», чтобы выставить или посмотреть оценки, выдать или получить домашние задания, узнать расписание уроков, пообщаться в чатах по учебным вопросам, прочитать новости школы или класса. Система «Дневник.ру» позволяет педагогам экономить до 40% рабочего времени при подготовке отчетности и ведении журнала.
Современными школами востребованы онлайн-тренажеры, системы подготовки к ЕГЭ, электронные учебники. Все эти решения разработаны российскими специалистами и отвечают требованиям безопасности
Информационные технологии помогают также оценивать прогресс учащегося и корректировать индивидуальный образовательный трек. О том, как это работает в преподавании английского языка, сообщила разработчик системы оценивания прогресса онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Ульяна Федорова: «В изучении английского языка уже есть много наработок — в частности, традиционная шкала с уровнями языков (А1, А2, В1, В2, С1, С2). Единственный недостаток этой шкалы — слишком общее и расплывчатое определение каждого уровня. Нужен более точный и тонкий инструмент. У известной шкалы The Global Scale of English есть отрезок от 0 до 90, он полностью соответствует пути от А1 до С2, причем внутри этого отрезка прогресс разделен на навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Каждый из этих навыков разделен на более мелкие практические микронавыки — например, в навыке “Аудирование” есть скилл “Может услышать цифры в объявлении отправления поезда”. Этих скиллов очень много — около 1200. Мы взяли все эти поднавыки и протегировали ими каждый слайд в каждом уроке. Это позволило нам отслеживать конкретный прогресс: если ученик хорошо выполнил четыре задания с тегом навыка “Умеет использовать Present Simple”, то мы можем сказать, что он усвоил этот скилл. Система автоматически собирает данные по каждому поднавыку, округляет их и показывает, что ученик усвоил определенный набор умений и прошел путь от А1 до А2, ничего не упустив. Для ученика это отображается с помощью виджетов в личном кабинете на нашей интерактивной платформе Vimbox. Они показывают движение от уровня к уровню и детальную разбивку по навыкам — пользователь может не только увидеть, на каком он уровне, но и отдельно посмотреть успехи в аудировании, письме или грамматике. Кроме прочего, это позволяет увидеть и разрыв в навыках, который невозможно отследить, если просто замерять уровень владения языком».
При использовании «цифры» персональная образовательная кривая выстраивается намного точнее и быстрее — прогресс оценивается каждый раз, когда ученик выполняет упражнение, и это происходит автоматически. Преимущество такого способа в том, что и учитель, и ученик видят прогресс в реальном времени. Поэтому чисто концептуально отпадает необходимость в экзаменах — скилл-сет корректируется не раз в месяц или семестр, а на каждом занятии. Такой подход к оценке прогресса позволяет менять обучение в зависимости от целей и возможностей, делать его более персонализированным. Кроме того, в любой момент родители могут без преподавателя оперативно получать информацию о своем ребенке и его успехах.
В поисках «закладок»
Как видим, проводимая в школах и университетах цифровая трансформация предоставляет преподавателям и учащимся широчайший спектр возможностей для подачи учебного материала, получения и усвоения знаний, приобретения профессиональных навыков. Но насколько такие технологии сегодня доступны в России и, что немаловажно, безопасны, с учетом обострившейся конфронтации с Западом?
— Технологии доступны, но при внедрении ИТ-решений всегда следует проверять их на предмет информационной безопасности. Смотреть, есть ли возможность получать несанкционированный доступ к системе. К сожалению, в последнее время в OpenSourse-решениях (программном обеспечении с открытым исходным кодом. — «Э-У») бывают так называемые «закладки» — специально встроенные куски вредоносного кода. Поэтому рекомендуется или не обновлять решения, или внимательно проверять их перед обновлением, — отвечает Сергей Лукашкин. — В России прокторинг (система контроля на онлайн-экзамене или тестировании. — «Э-У») свой: ProctorEdu, Examus. VR-компании тоже успешно работают и создают качественные продукты.
В системе управления обучением доступен Moodle с открытым исходным кодом, есть множество отечественных решений, но функционал у них меньше. То же самое касается сервисов для онлайн-конференций. Замена есть, но инструментарий не такой, особенно это касается вопросов интеграции. У многих систем или нет API, или пока он небогатый. Но ситуация поправимая, так как для интеграции есть мировые открытые стандарты протоколов обмена данными, такие как SCORM и xAPI.
— На рынке представлено большое количество информационных систем, которые востребованы современными школами. Это в первую очередь онлайн-тренажеры, системы подготовки к ЕГЭ, электронные учебники. Все эти решения разработаны российскими специалистами и отвечают требованиям безопасности и закону о защите
персональных данных, — подчеркивает Екатерина Мантуленко. — Введенные в начале этого года санкции никак не повлияли на работоспособность нашей платформы «Дневник.ру», так как она построена на отечественных программных компонентах.
— На наших программах Skillbox и Examus не сказались решения зарубежных технологических брендов. Единственное изменение коснулось организации синхронных активностей, например, мероприятий и лекций в реальном времени. Если раньше мы пользовались Zoom и Microsoft Teams, то сейчас перешли на Google Meets и Skype, — описала текущую ситуацию Тина Ковальски.
Российская ИТ-компания CDO Global в 90% своих проектов для образовательных учреждений использует решения на отечественной платформе «1С», открытые библиотеки типа OpenCV, пишет на языке программирования Python, применяет инструмент React для создания пользовательских интерфейсов. «Безусловно, существует вероятность, что до некоторых OpenSource-технологий и открытых библиотек могут дотянуться определенные ограничения, — признает генеральный директор CDO Global Андрей Кондратьев. — Но такая задача будет похожа на “удалите мое фото из интернета”. Ее начнут решать юристы и технические специалисты. Будут предпринимать множество усилий с каким-то даже результатом. Такая задача, на мой взгляд, никогда не будет решена однозначно на все 100%».
Ориентир на госреестр
Риски действительно есть — иностранные онлайн-платформы для дистанционного преподавания уходят из России, конфиденциальность данных на зарубежных ресурсах не гарантирована. «Выход один — развивать собственные ИT-решения, не зависящие от иностранного влияния. Добросовестные отечественные разработчики программного обеспечения сегодня включены в Единый государственный реестр, что позволяет говорить о заинтересованности в развитии безопасных технологий, в том числе в образовательной сфере, на самом высоком уровне, — убеждена руководитель компании IPR MEDIA (российский разработчик образовательных продуктов) Наталья Иванова. — Наша компания входит в Единый государственный реестр производителей ПО, а ее продукты также включены в реестры отечественных ИT-продуктов. Более того, все ПО и данные размещаются на собственных серверах в сертифицированном дата-центре. Наши ключевые продукты — цифровой образовательный ресурс IPR SMART и образовательная платформа для подготовки кадров в цифровой экономике DATALIB.RU. Решения разработаны специально для образовательных учреждений высшей школы и позволяют применять широкий инструментарий в обучении: цифровую библиотеку с возможностью группировать контент по отраслям знаний и создавать рабочие подборки дисциплин для преподавателей, научно-образовательные платформы, где собрана узкоспециализированная учебная литература в разрезе отрасли, онлайн-вебинары, лекторий от экспертов по разным отраслям знаний, смарт-курсы. Важно, что платформа DATALIB.RU специализируется на контенте по освоению цифровых навыков. Существенная часть цифровой библиотеки сформирована на базе всероссийских конкурсов “Библиотека цифрового университета” и “Открытая библиотека сквозных цифровых технологий”, поддержанных Университетом Иннополис, Российской государственной библиотекой и Агентством стратегических инициатив. На платформе создается Центр оценки компетенций цифровой экономики, который позволит каждому пользователю не просто узнать свой уровень знаний и навыков, но получить рекомендации по направлениям обучения».
Важно, что многие образовательные учреждения не только используют готовые программные решения, но и инициируют разработку собственных продуктов, учитывающих специфику конкретного учебного процесса. «Опыт нашего Колледжа IThub показывает, что современному поколению для эффективного обучения не хватает персонализации в учебном процессе, каждый учащийся развивается в своем темпе, а значит, и подход к каждому должен быть индивидуален. Мы долго анализировали разные технологии, но пришли к выводу, что нужна собственная LXP-система (платформа для персонализации обучения. — «Э-У»), которая будет помогать выстраивать новые формы учебных процессов, оцифровывать результат проектной деятельности в моменте через артефактную модель, видеть свой результат относительно рейтингов, давать обратную связь», — сообщила представитель Колледжа информационных технологий IThub Екатерина Старостина (Москва).
Опрошенные журналом «Эксперт-Урал» эксперты практически единогласно уверяют, что отечественное образование не останется без самых передовых ИТ-решений, которые представлены в большом разнообразии и вполне доступны — как по стоимости, так и безопасности использования. Совсем недавно российские автопроизводители точно так же убеждали власти и общественность в непрерывно углубляющейся локализации своих производств. Но прекратились поставки зарубежных комплектующих — и автозаводы остановились. Российские цифровые образовательные продукты выстояли, теперь главная задача — не впасть в автаркию, продолжая развиваться на основе активных контактов с внешней средой.