Банковская статистика июля говорит о медленном росте всех сегментов второй месяц подряд. Розничное кредитование ускорилось с 0,4% в июне до 1% в июле. Самый высокий темп демонстрирует ипотека: прирост на 1,3% против 0,7% месяцем ранее. На 1,2% вырос и корпоративный портфель, хотя еще в июне он показывал спад. Возможности и риски развития индустрии участники рынка обсудили за круглым столом «Банковский сектор Урала: время перемен», организованным в рамках проекта «Expert Talks» журналом «Эксперт-Урал».
Кредиты есть…
Обычно во все кризисы наиболее быстро и остро реагирует на внешние триггеры кредитование малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным председателя комитета «Опоры России» по финансовым рынкам, генерального директора аналитического агентства «БизнесДром» Павла Самиева, портфель МСП находится в положительной зоне с 2019 года, в этом году динамика не падала, но в апреле — мае в годовом исчислении выдачи провалились. Тенденция переломилась только в июне, когда было выдано кредитов в 1,7 раза больше по объему, чем годом ранее (везде сравниваем период к периоду, если не указано иное). «Безусловно, сказывается эффект низкой базы, но очевидно, что июнь стал первым месяцем разогрева после заморозки», — отмечает эксперт.
В структуре портфеля, по данным Павла Самиева, крупнейшую долю (20,5%) составляют операции с недвижимостью, а вот в структуре выдач больше всего (41%) традиционно приходится на торговлю: «Однако ее доля снижается, существенный объем кредитования приходится на обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство».
В целом в совокупном портфеле банковской системы доля кредитов малому и среднему бизнесу выросла и сейчас составляет 10%. И, как видно по статистике, вклад кредита в развитие этой категории предпринимателей растет: сейчас 40% среднего и чуть больше 20% малого бизнеса имеют кредиты, еще несколько лет эти показатели были заметно ниже. Павел Самиев видит в этом эффект действия программ поддержки сектора во время пандемии, когда многие субъекты предпринимательства смогли воспользоваться льготными займами и субсидиями.
Качество обслуживания долга, которое у МСП традиционно хуже, чем у корпоративного, на этот раз не выглядит критичным. Число МСП с просроченной задолженностью за год выросло только на 19%. Статистика в целом говорит о снижении уровня просрочки по портфелю МСП, и этот тренд не меняется уже несколько лет, что во многом связано с действием программ господдержки.
Льготное кредитование и гарантийные механизмы играют все более значимую роль на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства. «Уже до четверти кредитов по разным оценкам выдаются с использованием программ поддержки», — отмечает Павел Самиев.
В первом полугодии на рынке действовало несколько льготных программ стимулирования кредитования (ПСК), ориентированных на малый и средний бизнес: «ПСК оборотный», «ПСК инвестиционный», программа Минэкономразвития в рамках постановления № 1764, кредитование технологических компаний под 3%, кредиты ИТ-компаниям, а также агросектору по линии Минсельхоза. В середине августа было решено запустить новую программу путем совмещения программ по постановлению № 1764 и ПСК.
Лимиты субсидирования по программе поддержки АПК были утверждены одними из первых в этот кризис. По словам директора филиала Россельхозбанка в Свердловской области Татьяны Шиловой, сельскохозяйственный бизнес финансируется банками на постоянной основе: «Проблем с субсидированием нет, программа правительства № 1528, кредитные средства в рамках которой используются на цели развития сельхозтоваропроизводителей, успешно реализуется в регионе».
Нет ограничений с обеспечением доступности сельской ипотеки и сельского потребительского кредита с льготной ставкой на благоустройство домовладений для жителей. Однако здесь возникает другая проблема, говорит Татьяна Шилова: «У людей есть возможность улучшить жилищные условия за счет сельской ипотеки по ставке 3% годовых. Но в селах очень мало строится жилья. Чтобы у наших клиентов было больше выбора, банк ведет активную работу по расширению количества застройщиков на аккредитацию».
…Но не для всех
По словам заместителя управляющего Екатеринбургским филиалом банка «Открытие» Татьяны Парвадовой, на долю кредитов с государственной поддержкой в банке приходится 43% выдач и треть портфеля: «В структуре выдач преобладает торговля и обрабатывающие сектора, но портфель за эти полгода практически не изменился по объему, что обусловлено спецификой наших заемщиков. В основном это бизнес, который связан с недвижимостью и занимается сдачей площадей в аренду, такие портфели амортизируются не так быстро. Нашим клиентам существенно помогает разнообразие госпрограмм, мы участвуем почти во всех, и это позволяет упаковать решение для каждого клиента под его конкретную ситуацию».
Однако за такими продуктами обращается преимущественно верхний сегмент МСП, отмечает Татьяна Парвадова: «Чтобы обеспечить доступность госпрограмм для микробизнеса, мы донастроили свои скоринговые модели».
При всех очевидных плюсах госпрограмм они имеют несколько ограничений, во-первых, под их критерии попадают далеко не все заемщики, во-вторых, выделяемые государством лимиты заканчиваются быстро, их возобновление занимает много времени. Поэтому многие банки наряду с льготным кредитованием параллельно развивает собственные программы для субъектов МСП.
На эту проблему указывает управляющая филиалом СДМ-банка в Екатеринбурге Ольга Шарушинская: «Формально программы вроде бы есть, но лимиты на них периодически заканчиваются. Бывает, что клиенты ходят из банка в банк в поисках финансирования».
Передел клиентской базы?
Рассказ банкиров о поисках возможностей для поддержки клиентов позволил нам предположить любопытный тренд — санкции, разделив банки на санкционные и «не под санкциями», спровоцировали передел клиентской базы.
СДМ-банк, например, увидел потенциал роста обслуживания участников внешнеэкономической деятельности:
— Наш банк не попал под санкции, и мы столкнулись с наплывом экспортеров и импортеров, ушедших из подсанкционных банков, — говорит Ольга Шарушинская. — Для оперативного удовлетворения спроса клиентов, связанного с валютными платежами, помимо расчетов в долларах и евро, СДМ-банк открывает счета в китайских юанях, фунтах стерлингов, турецких лирах, белорусских рублях, казахстанских тенге, японских йенах, азербайджанских манатах и узбекистанских сумах. Этот перечень продолжает расширяться, планируем вести расчеты еще и в арабских дирхамах.
— Наш банк стремится удовлетворить возросший спрос целевой аудитории, а это компании малого бизнеса и микробизнеса с выручкой до 1 млрд рублей. После введения санкций в отношении некоторых российских банков портфель таких клиентов в Уралсибе значительно вырос, — подтверждает нашу гипотезу директор по продажам малому бизнесу Банка Уралсиб в Екатеринбурге Светлана Дмитриева. — В удовлетворении этого спроса мы в том числе задействуем госпрограммы поддержки бизнеса, сейчас готовимся к выдачам кредитов в рамках программы министерства сельскогох хозяйства. Кроме того, разработана собственная программа «Кредит на развитие бизнеса», по ней предусмотрен упрощенный финансовый анализ заемщика, короткие сроки рассмотрения заявки, преимущества в части залога.
По ту сторону банковской стойки
Ограничения госпрограмм касаются и самих банков. Основное — узкий круг участников.
— К новой совмещенной программе стимулирования кредитования и программе субсидирования Минэкономразвития № 1764 допущены лишь 48 банков, — отмечает начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса Челиндбанка Светлана Сорокина. — Наш банк, например, с 2019 года так и не получил аккредитацию в программе Минэкономразвития. Сначала нам отказывали, потому что соотношение портфеля кредитов МСП к общему портфелю было менее 50%, а сам портфель — менее 10 млрд рублей. В прошлом году мы эту планку преодолели, но теперь отбора в программу нет. Так и ходим по кругу. Мы, конечно, пытаемся другими способами решить проблему предоставления льготных кредитов нашим клиентам, например, через сотрудничество с Региональным фондом развития промышленности. Но при таком подходе к участию банков в госпрограммах очень сложно перейти от принципа освоения средств в рамках государственной поддержки к принципу максимального охвата активных субъектов МСП.
С барьерами доступа региональных банков к государственным программам стимулирования малого и среднего предпринимательства через кредитование сталкивается и председатель правления КБ «Кетовский» Евгений Кафеев:
— В условиях программ много противоречий, в одних есть претензии к капиталу, в других — к уровню рейтинга. На мой взгляд, было бы правильнее унифицировать требования и тем самым охватить большее количество региональных банков, которые обеспечат ресурсами и малый, и микробизнес в регионах. Сегодня эта категория предпринимательства поддержку, достаточную для текущей деятельности, получить не может.
Евгений Кафеев видит признаки ослабления внимания к проблемам бизнеса со стороны государства, но отказ от принятия оперативных мер кажется ему преждевременным: «В первые месяцы кризиса государство действовало очень быстро, и это правильно. Такое ощущение, что сейчас все успокоились на том основании, что якобы в экономике все хорошо. Мне кажется, что до стабилизации еще далеко, экономика все еще нуждается в подпитке и оперативном принятии решений. Например, отбор банков по программе 1764 проводился последний раз более полутора лет назад.
Ритейл: ажиотаж — тоже оживление
Возможно, всех успокоила июньская статистика, которая оказалась позитивной не только в сегменте МСП, но и в сфере банковского ритейла.
По наблюдениям руководителя образовательной программы магистратуры «Финансы в цифровой экономике» Института экономики и управления УрФУ, директора по развитию розничного бизнеса Банка Синара Алексея Луценко, объемы выдач по необеспеченным потребительским кредитам в банке практически вернулись на докризисный уровень: «По итогам первого полугодия довольно заметно выросли кредитные карты, отчасти это связано с тем, что заемщики активно использовали лимиты для покупки потребительских товаров в ожидании роста цен».
При сложившемся подходе к участию банков в госпрограммах очень сложно перейти от принципа освоения средств к принципу максимального охвата активных субъектов МСП
Как и во все кризисы, банки пересмотрели модели оценки заемщиков в сторону ужесточения, но пока не видят взрывного роста просроченной задолженности. Возможно, на этот раз рост будет носить сглаженный характер, а это означает, что банки смогут выиграть время, чтобы пересмотреть отношение к риску.
Еще одна особенность этого кризиса в том, что банки столкнулись с массовым притоком вкладчиков, которые стремились переложить средства на вклады под более высокий процент в марте: «В нашем банке было переоформлено порядка 75% портфеля. Важно, что мы не допустили снижения объема привлечения после снижения ставок, и сегодня имеем стабильную динамику», — отмечает Алексей Луценко.
При этом в сберегательных линейках банков окончательно закрепился тренд формирования продуктов с привязкой к транзакционной активности, почти все имеют подписочный сервис, в рамках которого условия по вкладам формируются индивидуально.
Меняют модели управления личными финансами и клиенты, отмечает Ольга Шарушинская: «Мы видим, что существенно сокращается срок финансового планирования. Если люди раньше оперировали ресурсами в расчете на год-три, то сейчас, наверное, это месяц-три.
И эта тенденция, думаю, сохранится еще долго, клиенты будут наблюдать, как будет себя вести рынок, а потом быстро принимать решение, то есть фактор мобильности становится все более важным».
В целом экономическая ситуация располагает к оживлению динамики потребительского кредитования во втором полугодии. Однако, по мнению Алексея Луценко, ограничивающим фактором служат некоторые элементы регулирования. Как известно, ЦБ устанавливает уровень полной стоимости кредита по определенной методике. После отмены моратория на предельные ставки полной стоимости кредита действуют ставки, рассчитанные по итогам первого квартала. «Мне кажется, что текущая ситуация демонстрирует несовершенство этой системы, потому что ставки на следующий квартал устанавливаются по предыдущему, а они в третьем квартале уже не отражают рыночную ситуацию, стоимость фондирования очень резко изменилась», — считает топ-менеджер Банка Синара.
Добавим, с точки зрения управления через регуляторные нормы ЦБ в этом кризисе действовал в целом оперативно. Так, он рекомендовал совету директоров АСВ не штрафовать за превышение средней ставки по депозитам, зафиксировал курс и цены рыночных активов, решил не наказывать за снижение базельских нормативов ликвидности, ввел послабления по формированию резервов, а для банков, попавших под санкции, — послабления по валютной позиции. Все это позволило поддержать банковский сектор. Однако заместитель председателя Уральского Банковского союза Евгений Болотин видит один нюанс: «Есть банки, в том числе и региональные, которые не попали под санкции, но санкции введены на их владельцев, а это означает, что комплаенс западных банков к ним стал строже, их контрагенты перестраховываются и отказывают в части операций. И пока, к сожалению, мы не можем доказать Банку России, что послабления надо распространять и на такие банки».
Грабли ИТ-прогресса
Дистанционные каналы и финтех по-прежнему будут поддерживать банковскую розницу. Однако…
— Вызовом становится решение базовых задач стабилизации и поддержки работоспособности в условиях необходимости поиска альтернативных партнеров по оборудованию и программному обеспечению, — прогнозирует директор центра коммерческой эффективности УБРиР Степан Зайцев. — С точки зрения технологического развития банкам придется одновременно участвовать в гонке развития новых дистанционных сервисов и при этом инвестировать в проекты из области импортозамещения. Это будет достаточно сильно давить на всех рыночных игроков с точки зрения затрат. Я думаю, это обстоятельство на ближайшие несколько лет станет для нас очень важным фактором в распределении объемов инвестиций в области ИТ.
По мнению Алексея Луценко, реализация таких проектов приведет к трансформации структуры затрат:
— Требования к участвующим в них ИТ-специалистам очень высокие, да и людей потребуется гораздо больше. Это будет стимулировать рост спроса на ИТ-кадры, которые придется в том числе искать через высвобождение из проектов развития.
Время универсального подхода прошло
Только своевременные изменения и точные настройки продуктовой линейки и условий обслуживания могут обеспечить восстановление спроса на розничные банковские услуги, считает управляющий директор центра коммерческой эффективности УБРиР Степан Зайцев
— Потребительская модель поведения сейчас определяется в значительно большей степени информационным фоном, это в некоторой степени позволяет банкам строить прогнозы и заниматься планированием. Мы сейчас видим, что общество начинает более позитивно оценивать экономическую ситуацию, и это влияет на планы граждан. Спрос на потребительское кредитование в целом в нашем банке восстановился до прежних уровней. В июне и во втором квартале очень интересную тенденцию показали кредитные карты. Раньше мы смотрели на данное направление кредитования скорее как на сопутствующий бизнес с незначительным влиянием на общий объем, сейчас он демонстрирует двузначные темпы прироста. И это касается не только расходования ранее установленных кредитных лимитов, но и продажи новых кредитных карт.
Перспективы второго полугодия мы в целом оцениваем с осторожным оптимизмом, рынок потребительского кредитования будет восстанавливаться, но, конечно, без галопирующей динамики. Первое полугодие показало, как важно быть гибкими, и этого принципа нам придется придерживаться весь этот год, особенно при формировании линейки продуктов для сбережений.
В периоды значительных изменений на рынке в месяц у нас выходило до 15, а то и 30 изменений по ставкам в разных продуктах и диапазонах.
Конечно, после предложения сберегательных продуктов по высоким ставкам и их последующего снижения на фоне пересмотра ключевой ставки мы опасались увидеть отток вкладов. Но я сейчас с уверенностью могу сказать, что ничего катастрофичного не случилось, в основной массе клиенты остались с нами, даже когда ставки начали падать.
В будущем мы ожидаем незначительного снижения ставок до конца года, но все будет зависеть от динамики ключевой ставки. При этом конструкция сберегательного продукта сильно поменялась. Мы исходим из того, что мало дать клиенту рыночное предложение, ему нужно предоставить возможность управлять условиями, на которых он взаимодействует с банком. Мы это делаем через сервис подписки.
По нашему наблюдению, меняются подходы к программам лояльности: они в меньшей степени будут формироваться за счет кешбэка от банка. Уже сейчас набирают обороты программы, в которых бонусы за покупки по карте клиентам предоставляют партнеры банка, поставщики товаров и услуг, с которыми кредитная организация договаривается о привилегиях для своего клиента. Физическому лицу сложно самому договориться о скидке с крупной компанией, а банку проще. Мы полгода назад запустили для наших клиентов витрину кешбэка от партнеров и продолжаем наполнять ее интересными для клиентов предложениями. Так будут работать, я думаю, в ближайшие годы все банковские программы лояльности.
Скорость реакции
Ключевым фактором конкурентоспособности банка становится оперативное реагирование на запросы клиента, считает управляющий Уральским филиалом банка ПСБ Ринат Иржанов
— Февраль и март для всей экономики стали шоковыми, но изменения в настроениях клиентов мы заметили уже в апреле. Компании и граждане постепенно учились адаптироваться к новым условиям. Этот процесс отражает динамика Индекса RSBI*.
В июне показатель индекса в целом по России составил 50,5 пункта против 48,4 пункта в мае, а в июле увеличился до 51,1 пункта. Деловая активность продолжила плавный рост, в том числе за счет ощутимых изменений в компоненте инвестиций, которая увеличилась на 2 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем и сравнялась с показателями конца прошлого года. Оживление деловой активности мы связываем с одной стороны — с адаптацией малого и среднего бизнеса к новым условиям ведения деятельности, с другой — с созданием более привлекательных кредитных условий со стороны государства и банков на фоне снижения ключевой ставки.
ПСБ уже начал выдавать кредиты бизнесу в рамках утвержденной в середине августа новой льготной программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Эта программа позволяет предпринимателям направлять финансирование, полученное по льготной ставке, на развитие бизнеса. Наши клиенты с помощью кредитных средств могут закупать оборудование, делать капитальный ремонт производственных помещений, создавать новые производства. Размер льготного финансирования составляет до 2 млрд рублей на инвестиционные цели. Этими продуктами могут воспользоваться компании из обрабатывающих секторов, металлургии, логистики и гостиничного бизнеса.
Такой же подход банк использует при совершенствовании собственных высокотехнологичных продуктов. ПСБ расширяет линейку онлайн-кредитов для бизнеса, которые можно оформить на сайте банка всего по двум документам. В условиях острой востребованности финансовых ресурсов мы предложили бизнесу специальный продукт «Лимит открыт». Это возобновляемая кредитная линия в формате предодобренного решения, для его получения не требуется залог, а оформить заем можно онлайн. На банковском рынке такие предложения, как правило, ограничены лимитом в 10 млн рублей, а ПСБ увеличил максимальную сумму кредита до 100 млн рублей, которую можно получить без обеспечения, только с поручительством учредителей компании. Решение о финансировании принимается банком за один день.
Изменение настроений на рынке мы заметили и в ипотечном сегменте, в июне в нашем банке выдачи вернулись к пику декабря прошлого года. В остальных сегментах потребительского кредитования мы видим возможности для постепенного восстановления. ПСБ придерживается принципа аккуратной риск-политики, поэтому работаем в основном с нашими целевыми клиентами. Это сотрудники компаний, которые имеют в банке зарплатные проекты. Поскольку круг компаний, с которыми сотрудничает банк, достаточно широк, у нас сформировалась стабильная клиентская база, это сотрудники оборонных предприятий, работники бюджетной сферы.
Из направлений розничного кредитования быстрее других восстанавливаются кредитные карты, здесь выдачи демонстрируют, пожалуй, самую высокую динамику. Это связано с тем, что клиенты оценили удобство продукта: в нашей линейке достаточно большой грейс-период: 55 и 100 дней, к тому же в программе предусмотрены хорошие кешбэки.
Кроме того, клиентов мотивируют качественные проработанные и разнообразные продукты по управлению личными финансами. Конечно, как и многие банки, на пике взлета ключевой ставки ПСБ ввел депозиты под 24% годовых, и это обеспечило по итогам марта прирост средств на вклады на 15%. Но сейчас условия меняются, и мы разрабатываем продукты с учетом новых потребностей клиентов. Просто держать высокую ставку у банков нет возможности, да и у граждан формируются другие запросы. По нашим наблюдениям,
сейчас будут востребованы комбинированные инструменты, сочетающие функции как вклада, так и других продуктов. На такой запрос очень хорошо отвечает накопительное страхование жизни. Среди прочих преимуществ общую доходность такого продукта увеличивает возможность получения налогового вычета. И поэтому такие продукты особенно востребованы у работающих граждан.
* Индекс RSBI — с 2020 года ежемесячное исследование настроений малого и среднего бизнеса, организованное ПСБ совместно с Опорой России и исследовательским агентством Magram Market Research. В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1796 компаний сектора МСБ из всех регионов Российской Федерации. Значение индекса выше 50,0 пункта означает рост деловой активности, ниже 50,0 п. — снижение, около 50 п. — нейтральную зону.