На кредитных плечах

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
26 сентября 2022, 00:00

Ландшафт кредитования малого и среднего бизнеса определяют программы государства и банков, приспосабливающихся к изменению конкурентной среды

Читайте Monocle.ru в

2 сентября ВТБ выдал первые кредиты в рамках новой льготной государственной программы кредитования малого и среднего бизнеса. По информации Корпорации МСП, участниками программы уже стали предприниматели из Архангельска, Великого Новгорода, Ижевска, Кирова, Костромы, Липецка, Пензы, Улан-Удэ и Челябинска. Заемщики работают в сферах производства стройматериалов, металлообработки, логистики, медицинских услуг. 12 сентября по той же программе банк «Открытие» выдал первый кредит тверской компании «Люкс­упак» из сферы полиграфии.

Под зонтиком властей

Условия новой программы были объявлены 25 августа. Они сформированы на базе совмещения двух действующих федеральных мер финансовой поддержки — программы в рамках постановления правительства № 1764 и программы стимулирования кредитования малых и средних предприятий, реализуемой Банком России и Корпорацией МСП. По таким прог­раммам банк выдает заемщику средства не выше фиксированной в постановлении правительства стоимости, а разницу между рыночной и льготной ставкой компенсирует бюджет. Таким образом государство рассчитывает помочь бизнесу выжить в чрезвычайно сложных условиях кризиса, вызванного санкциями.

В отличие от пандемийного кризиса на этот раз нет пострадавших и непострадавших бизнесов: последствия введения санкций почувствовали все. Тем не менее правительство расставило приоритеты. Воспользоваться льготными кредитами могут предприниматели только из определенных отраслей: к таким отнесены металлургическое, обрабатывающее производства, переработка сельхозпродукции, логистика, гостиничный бизнес и ряд других.

Максимальный срок кредита составляет десять лет, льготная ставка действует в течение пяти лет. Размер льготного финансирования — до 500 млн рублей на пополнение оборотных средств и до 2 млрд рублей на инвестиционные цели. Формально условия вроде бы привлекательные, но, как известно, читать договоры надо внимательно, и особенно то, что набрано мелким шрифтом. В течение первых трех лет льготного периода ставка по кредиту для среднего бизнеса составляет 3% годовых, для малого и микробизнеса — 4,5%. Но следующие два года она будет рассчитываться по формуле «ключевая ставка на дату подписания договора плюс не более чем 2,75%». Кредитные средства могут быть направлены на закупку оборудования, капитальный ремонт производственных помещений, запуск новых производств, а также пополнение оборотных средств.

При оформлении заявки в случае недостатка обеспечения предприниматели смогут воспользоваться «зонтичным» поручительством Корпорации МСП, которое закрывает до 50% их рисков перед банками. Механизм таких поручительств был запущен в 2021 году и, как рассказал на Восточном экономическом форуме генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич, доказал эффективность: «“Зонтичный” механизм дает возможность получить заемные средства сегменту предпринимателей, которым ранее банки отказывали из-за отсутствия залога. Важно, что в этом случае в отличие от других гарантийных механизмов комиссию за поручительство Корпорации платит банк, а не предприниматель».

За первый год работы механизма «зонтичных» поручительств Корпорации МСП более 21 тыс. предпринимателей с его помощью получили кредиты на общую сумму свыше 180 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году гарантиями Корпорации при получении кредитов воспользовались только 1,7 тыс. предприятий.

Именно государственные программы сегодня в значительной степени определяют ландшафт сегмента кредитования малого и среднего бизнеса. По словам директора территориального офиса Росбанка в Екатеринбурге Дарьи Юнусовой, около 40% выдач в банке этому сектору приходится на продукты, сформированные в рамках госпрограмм: «Такие продукты интересны малому бизнесу сниженной процентной ставкой и удобством оформления».

Госпрограммы в наибольшей степени ориентированы на малый и средний бизнес, а запрос со стороны микробизнеса на кредитные ресурсы банки как раз удовлетворяют за счет механизма «зонтичных» гарантий корпорации МПС.

«Кроме основной линейки скоринговых программ оборотного кредитования (овердрафт, оборотный кредит) наши клиенты оформляют оборотный кредит под поручительство корпорации МСП, который пользуется особой популярностью у микро- и малого бизнеса», — рассказывает Дарья Юнусова.

Доступ к ресурсам госпрограмм, как правило, получают крупные федеральные банки, и именно поэтому их вес в финансировании сектора становится все ощутимее. По расчетам председателя Комитета «Опоры России» по финансовым рынкам, генерального директора аналитического агентства «БизнесДром» Павла Самиева, доля крупных банков в выдачах в январе этого года превышала 85%, и это абсолютный рекорд в истории банковской системы: «Сейчас более свежих данных из-за отсутствия статистики нет (Банк России с марта не публикует отчетность кредитных организаций. — «Э-У»), но я думаю, что концентрация в выдачах усиливается».

У банков свои козыри

Однако только за счет таких продуктов сложно удовлетворить разнообразные потребности бизнеса в финансировании, поэтому банки продолжают разрабатывать собственные программы.

По словам управляющего директора центра продаж корпоративным клиентам УБРиР Олега Попкова, изменения в рыночной конъюнктуре затронули всех российских предпринимателей: «Бизнесмены сталкиваются с ростом издержек, вынуждены менять цены, ищут новых клиентов и поставщиков, а кто-то вынужден сменить сферу деятельности».

Спрос на банковские кредиты в последние месяцы начал расти, констатирует Олег Попков: «Предприниматели видят для себя новые возможности в изменившихся условиях. На спрос влияет также монетарная политика Банка России, которая стимулирует банки снижать процентные ставки, благоприятным образом влияя на конечную стоимость кредитов. Появилась тенденция развития инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение. Многие компании ситуационно внесли изменения в ранее сформированные стратегии, чтобы соответствовать рыночным запросам. В текущих условиях кредитование нацелено на развитие малого и среднего предпринимательства, задействованного в удовлетворении внутреннего спроса, испытывающего дефицит от ухода иностранных компаний. Основными перспективными направлениями являются торговля, услуги, фармацевтическая отрасль, внутренний туризм и производство товаров,аналогичных по качеству и свойствам товарам ушедших зарубежных брендов».

Не теряют актуальности овердрафт и коммерческая ипотека для бизнеса. По словам Дарьи Юнусовой, эти программы позволяют получить кредит в Росбанке по привлекательной ставке, в том числе компаниям, не имеющим залогового обеспечения.

Востребованы у предпринимателей инвестиционное кредитование, кредиты на пополнение оборотных средств, а также гарантийные лимиты коммерческих гарантий и гарантий в рамках федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

— Уралсиб имеет широкую линейку кредитных продуктов для сегмента малого и среднего бизнеса, которая покрывает большинство потребностей компаний, — говорит директор по продажам малому бизнесу банка Уралсиб в Екатеринбурге Светлана Дмитриева. — Это стандартная программа кредитования на развитие бизнеса, экспресс-кредиты без залога, а также под залог недвижимости, бизнес-овердрафт, кредиты на инвестиционные цели, приобретение недвижимости, пополнение оборотных средств, большой набор гарантийных программ, в том числе недавно введенная программа гарантий «Госзаказ» на исполнение государственного контракта.

Игроков банковского рынка заставляет действовать принципиально изменившаяся конкурентная среда. Санкционное давление привело к переделу клиентской базы (подробнее см. «Кусок пирога под санкционным соусом», «Э-У» № 30 — 35 от 26.08.2022). Банки разделились на три категории: несанкционные, подсанкцинные и квазисанкционные (на таких наложены ограничения менее значимых юрисдикций, чем США).

Банки усиливают ресурсы в направлении сопровождения участников внешне­экономической деятельности (ВЭД). Клиенты, ведущие ВЭД, предъявляют запрос не только на проведение расчетов и кредитование, им необходим качественный консалтинг. Поэтому, например, в Росбанке, по свидетельству Дарьи Юнусовой, ввели в практику актуальные рассылки по изменениям в законодательстве и их применению, а также организацию открытых вебинаров для обсуждения наиболее важных тем. Кроме того, там увеличили количество сотрудников валютного контроля и контакт-центра для оперативного решения задач и консультирования клиентов.

— В условиях санкционного кризиса клиентам, работающим по направлению ВЭД, необходима оперативная поддержка, — соглашается управляющая филиалом Азиатско-Тихоокеанского банка в Екатеринбурге Анастасия Савина. — Мы видим, что им нужна помощь в выстраивании новых логистических цепочек, решении вопросов по обмену валюты, переводу контрактов с банков, которые отключены от платежной системы SWIFT. Мы помогаем клиентам в поиске партнера, составляем внешнеторговый контракт и структурируем сделки.

Чтобы удержать прибывающий клиентский поток, банкам приходится предлагать привлекательные условия и по продуктам, связанным с эффективным управлением временно свободными денежными ресурсами.

В Уралсибе, например, существует полная линейка депозитных продуктов для бизнеса, где есть как классический депозит, так и более гибкий инструмент получения прибыли — начисление на остаток по расчетному счету и неснижаемый остаток. Помимо стандартных продуктов, для многих клиентов разрабатываются депозитные программы с индивидуальными условиями, рассказывает Светлана Дмитриева.

Долги наши

Помочь бизнесу можно, не только вовремя предоставив кредитное плечо, но и снизив в критический период действующую долговую нагрузку. Для этого государство ввело механизм кредитных каникул. Эта модель хорошо зарекомендовала себя в пандемийный кризис.

По данным ЦБ РФ, банки с начала текущего кризиса на конец июля предоставили послабления по кредитам на общую сумму 9,5 трлн рублей. Правда, в основном этой мерой воспользовался крупный бизнес: он реструктурировал кредитов на сумму 8,4 трлн рублей. На малый бизнес пришлось 848,3 млрд рублей, на физлиц — 267 млрд рублей реструктуризаций.

Главным образом за такой поддержкой обращаются компании, сильно пострадавшие от колебаний цен и разрыва логистических цепочек. При этом, по оценкам Павла Самиева, масштаб реструктуризации в этот кризис шире, чем в пандемию, так как ухудшение финансового состояния испытывают компании большинства сфер и индустрий.

Возможности банков в части реструктуризации долгов клиентам из сегмента МСП связаны еще и с послаблениями со стороны регулятора. Например, до 31 декабря банки могут не ухудшать оценки качества и не создавать дополнительные резервы по кредитам заемщикам, которые пострадали от санкций. Кроме того, банки пока могут не формировать резервы по кредитам, которые уже были реструктурированы.

Вместо заключения. С марта этого года Банк России не публикует отчетность кредитных организаций на своем сайте. Из-за отсутствия статистики дать детальное описание ландшафта кредитования малого и среднего бизнеса невозможно. Банкам не запрещено предоставлять отчетность партнерам, но большинство банков, и не только подсанкционных, подписывают соглашение о нераспространении конфиденциальной информации. Это происходит впервые в практике: банки всегда свободно обменивались отчетностью, даже когда ее рассылали по факсу и телексу в 90-е годы.