Креативный и мобильный

Артем Коваленко
26 декабря 2022, 00:00

Санкции не повлияли на развитие малого бизнеса благодаря мерам поддержки и высокому уровню адаптивности предпринимателей к внешним условиям

Читайте Monocle.ru в

Среднее ежемесячное количество МСП, регистрируемых в марте — сентябре этого года в целом по России, оказалось, по данным СПАРК, почти на 40% больше, чем средний показатель за весь 2021 год. Преимущественно малые предприятия регистрировались в секторах строительства, оптовой торговли, информационных технологий. Это говорит о мобильности малого бизнеса: он идет туда, где есть спрос и поддержка государства.

— Малый и средний бизнес — самая гибкая часть экономики. Он очень быстро приспосабливается к сложившейся ситуации. Например, с уходом иностранных игроков с российского рынка предприниматели занялись производством товаров, которые перестали быть доступными из-за санкций в той же fashion-индустрии. Это новые возможности, а екатеринбургские бренды известны даже за пределами страны. Предприниматели креативны и легко адаптируются: в небольшом магазине можно поменять ассортимент или вообще перепрофилировать его в пункт выдачи товаров одного из маркетплейсов, — приводит уральские примеры заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Анна Вяткина.

Санкции не повлияли на развитие малого бизнеса благодаря мерам поддержки и высокому уровню адаптивности предпринимателей к внешним условиям — к такому выводу пришли участники форума «Новые возможности развития МСП: вызовы и решения»*.

Каковы перспективы МСП?

Эффективные и популярные

Опрос, проведенный журналом «Эксперт-Урал», показал, что предприниматели считают кредитование на льготных условиях самой эффективной мерой поддержки, — за него поступило больше 70% голосов, за нефинансовые инструменты проголосовали чуть более 20%. На третьем месте — налоговые льготы. Представители МСП также предложили расширить список мер за счет льгот по арендной плате.

Тема маркетплейсов и других каналов продвижения стала еще более востребована на фоне блокирования некоторых соцсетей

По словам Анны Вяткиной, СОФПП выдает займы по льготной ставке под 7,5% годовых:

— С начала года предприниматели получили около 1,4 млрд рублей — инструмент очень востребован. Мы побили прошлогодние рекорды и по представленным поручительствам. Как правило, кредиты в коммерческих банках под поручительство СОФПП берут крупные предприятия, которые в том числе запускают импортозамещающие производства.

Рост спроса на льготное финансирование подтверждает заместитель генерального директора фонда «Инвестиционное агентство Курганской области» Илья Васильев:

— Наш фонд выдал в этом году 92 микрозайма на сумму 300 млн рублей. Условия уникальные даже на федеральном уровне — 0,1% годовых на три года, сумма — до 5 млн рублей. Еще одна популярная мера поддержки в регионе — возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга. Мы поддержали 107 проектов на сумму 600 млн рублей, привлечено почти 1,5 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Активно помогаем экспортерам, в этом году общий объем поддержанных сделок составил 3,5 млн долларов. Проводим школы делового китайского языка, обучающие семинары, бизнес-миссии, экспортный акселератор и целый ряд консультаций. В итоге в январе — августе объем экспорта к восьми месяцам прошлого года вырос на 29%.

Руководители региональных институтов поддержки бизнеса одним из трендов этого года также назвали активное продвижение товаров и услуг МСП на электронных торговых площадках.

— В этом году были сложности со сбытом. А цифровые площадки позволили предпринимателям увеличить географию продаж, найти новых клиентов. Недавно мы заключили соглашение с «Авито» и запустили образовательный марафон. В течение двух недель обучение прошли 800 человек. Теперь они знают, как эффективно продавать свою продукцию/услуги, искать потенциальных потребителей с помощью новых каналов сбыта. Мы также помогаем МСП осваивать зарубежные платформы. И сейчас это очень действенный механизм для продаж, потому что модель потребления меняется, — констатирует руководитель Центра «Мой бизнес» Тюменской области Ильяна Багишева.

По мнению участников форума, тема маркетплейсов и других каналов продвижения стала еще более востребована на фоне блокирования некоторых соцсетей. «В этом году мы сделали большой упор на продвижении продукции предприятий. Предлагали поддержку по выводу на три маркетплейса — “Яндекс Маркет”, “Озон” и Wildberries. У них разная целевая аудитория, тем не менее все три площадки востребованы бизнесом, который работает в розницу. Кроме того, пользовалась спросом бесплатная реклама на телевидении и радио, создание сайтов, фото- и видеоконтента», — объясняет директор департамента привлечения Центра «Мой бизнес» Челябинской области Ирина Пронина.

Активные и технологичные

Успехом пользовались и исключительно региональные инициативы. Так, СОФПП запустил два магазина местных производителей: в одном из городских ТРЦ и в креативном кластере «Домна». «Попасть в такой магазин — уникальная возможность для самозанятых продвинуть свою продукцию в офлайне. Как и ярмарки, которые мы организуем: этот формат очень востребован посетителями и участниками, мы активно его развиваем, — комментирует Анна Вяткина. — Одновременно мы помогаем самозанятым получить новые компетенции. На практикумах за 1,5 — 2 месяца вы можете стать парикмахером, колористом, копирайтером, ювелиром и даже специалистом по художественной ковке и литью».

Самый существенный прирост самозанятых (433%) зафиксирован в Курганской области: с 4 тысяч в прошлом году до 18,5 тысячи в конце этого года. Причина — хорошие условия для старта: льготные микрозаймы под 1% годовых, аренда помещений по цене в два раза ниже рыночной, социальный контракт, с помощью которого можно начать свое дело без начального капитала и т.д. В Свердловской области больше 160 тыс. самозанятых. «Это очень серьезный сектор, который удалось вывести из тени», — подчеркивает Анна Вяткина.

В Челябинской области в рамках школы самозанятых «Мое дело» желающих бесплатно обучают 26 профессиям. «Наибольшей популярностью пользовались специальности, связанные с легкой промышленностью, это один из трендов развития экономики в нашем регионе, а также с цифровыми технологиями, SMM, бьюти-сферой», — говорит Ирина Пронина.

— Интерес к ИТ-профессиям понятен. Во-первых, на Урале хорошая математическая школа. Во-вторых, из-за ухода иностранных компаний освободилась рыночная ниша, которую можно наполнить отечественными продуктами. Для ИТ-компаний — это золотое время, — рассуждает директор проектов Дирекции по региональным продажам компании «Ростелеком» Федор Показаньев. — «Ростелеком» может предоставить таким микропредприятиям ИТ-инфраструктуру, потому что развернуть собственную очень дорого. В этом году челябинские разработчики показали нам продукт, благодаря которому дискаунтер в онлайне может мониторить изменения цен на рынке. У них есть рабочий кейс, у нас есть заказчики, которым нужен этот продукт. Теперь они на базе нашей платформы начинают его продвигать. В этом смысле «Ростелеком» может быть окном для малого бизнеса в большой бизнес.

По его словам, ИТ-сектор активно развивается и в Курганской области: «Выручка облачных сервисов “Ростелекома” в этом регионе увеличилась в 60 раз. Это говорит о том, что бизнес начал активно заниматься цифровизацией».

Перспективные и неожиданные

По оценкам участников форума, самочувствие МСП в следующем году не изменится, но перспективы развития малого бизнеса будут зависеть от настроек инструментов его поддержки.

— Очень важно вовлекать в предпринимательство молодежь — работать со студентами, проводить стажировки, экскурсии. Поддерживать существующие бизнесы не только финансовыми ресурсами, но и образовательными программами, консультациями. Нужны мероприятия событийного характера с успешными кейсами и экспертными комментариями. Необходимы новые идеи. Например, нам удалось реализовать образовательный проект для таксистов, которые кроме знаний по безопасности вождения получили развернутую информацию о достопримечательностях и могут выступить в роли экскурсоводов, рассказать пассажирам-туристам, например, о термальных источниках, — делится Ильяна Багишева. — А еще нам постоянно нужно опираться на обратную связь с предпринимательским сообществом, чтобы корректировать собственную работу. В следующем году мы сделаем акцент на акселерации самозанятых, чтобы дать им возможность зарабатывать больше, а может быть, и поменять статус на статус предпринимателя.

Нужно задействовать все меры и инструменты, которые сработают на развитие бизнеса, поддержку его идей и инициатив

Ирина Пронина уверена, что МСП продолжит адаптироваться к новым условиям: «Сохранится высокий спрос на разработку стратегии развития предприятия, благодаря которой компания начинает двигаться в том направлении, которое принесет ей больше маржинальности. Самые интересные ниши обусловлены уходом иностранных брендов — производство продуктов питания, общепит, производство светодиодной продукции, одежды. В 2023 году мы сделаем упор на самых актуальных услугах для бизнеса — цифровизация, настройка внутренних бизнес-процессов и т.п.».

— Нужно задействовать все меры и инструменты, которые сработают на развитие бизнеса, поддержку его идей и инициатив, — итожит Анна Вяткина.

* Организован журналом «Эксперт-Урал» и Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства при поддержке компании «Ростелеком».