Промышленная кооперация по-соседски

Илья Бахарев
30 января 2023, 00:00

Чем ближе российские регионы к Белоруссии, тем интенсивнее торговые и производственные связи. Активизировать сотрудничество помогает политика импортозамещения обеих стран

Донат Сорокин/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

На основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС), открытых интернет-источников, сайтов российских и белорусских предприятий «Эксперт-Урал» провел оценку состояния двусторонней торговли российских регионов с Белоруссией (Республика Беларусь, РБ), совместных инвестиционных проектов, уровня и перспектив промышленной кооперации.

Сокращая расстояние

В 2021 году товарооборот между Россией и Белоруссией вырос на треть по сравнению с предыдущим годом и достиг рекордного показателя в 38,5 млрд долларов. По результатам 2022 года он может составить 40 млрд долларов, что станет новым рекордом. В региональном разрезе у 39 субъектов Российской Федерации годовые объемы торговли с Белоруссией превышают 100 млн долларов (данные 2021 года), у них доля товаро­оборота с республикой — более 6% от общего объема внешней торговли. При этом наблюдается заметный крен в пользу

Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области: совокупная доля этих трех субъектов в российской торговле с РБ — свыше 60%. Впрочем, это примерно соответствует их общему вкладу во всю внешнюю торговлю нашей страны. То есть статистика свидетельствует об интенсивном торговом сотрудничестве многих российских регионов с Белоруссией, причем без существенных перекосов внешнеторгового баланса: поставки 50 субъектов РФ в Белоруссию в денежном выражении превышают импорт, у 35 субъектов РФ белорусский импорт превышает экспорт, но в целом сохраняется относительный паритет.

Разумеется, в сфере международной торговли огромное значение имеет транспортная логистика — расстояние между контрагентами и пути доставки. Белоруссия — ближайший сосед, но не для всех субъектов РФ. Поэтому вполне объяснимо, что регионы, расположенные в западной части России, имеют в торговле с РБ наилучшие показатели. Исключение составляют Алтайский край, Оренбургская область, Калмыкия и Карачаево-Черкесия: белорусская доля в их торговле также высока (хотя у двух последних республик незначительны общие объемы внешнеторгового оборота).

Несмотря на серьезную роль РБ в товарообороте большинства российских регионов, восточнее Томской области нет ни одного субъекта РФ, где доля Белоруссии во внешнеторговом обороте превышала бы 2%. При сохранении крепких союзнических отношений между нашими странами логично предположить, что взаимная торговля может значительно расшириться, условие для этого — развитие автотранспортной и железнодорожной инфраструктуры на юге России, Северном Кавказе, Урале и в Сибири. Расположенные там субъекты РФ вполне способны войти в орбиту «белорусского влияния», если будут снижены издержки транспортной логистики.

Белорусское замещение

В условиях жестких экономических ограничений, с которыми столкнулась как Россия, так и Белоруссия, двусторонняя торговля стала решать в том числе проблемы замещения западных товаров, услуг и технологий. В белорусском импорте доля объема товаров из отраслевых планов импортозамещения Минпромторга России составляет у 45 субъектов РФ больше половины, у 67 — треть и выше. Особняком стоит Калининградская область, где эта доля не превышает 9%, хотя регион находится в числе лидеров по объемам поставок из РБ: российскому эксклаву в силу удаленности от «большой России» выгоднее закупать у Белоруссии многие товары, производимые с избытком в других субъектах РФ.

Для многих субъектов РФ импорт из Белоруссии вполне успешно замещает поставки из стран, ставших недружественными. И в этом направлении ожидается рост объемов торговли. О каких товарах речь? Прежде всего это знаменитые с советских времен самосвалы БелАЗ и тракторы «Беларус». Помимо этих машин, мы закупаем автозапчасти, мебель, лекарственные средства и лифты. Выделим несколько лидеров-регионов по закупке белорусских товаров из списка на импортозамещение: Брянская область ввозит из РБ преимущественно сельскохозяйственную технику, Смоленская область — пластмассовые детали для строительства, Алтайский край — трубы и прутки.

Пришла Россия, заходит Белоруссия

Но двусторонняя торговля, пусть даже решающая важнейшие задачи импортозамещения, не способна обеспечить глубину экономической интеграции наших стран. Насколько велики объемы взаимных инвестиций? По официальным данным белорусского МИДа, по итогам 2021 года на долю России приходилось 3,7 млрд долларов — 42,6% от общего объема привлеченных за этот период в РБ иностранных инвестиций (8,7 млрд долларов). В 2021 году удельный вес прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в общем объеме привлеченных в Белоруссию ПИИ составил 34% (2,2 млрд долларов).

«По накопленным инвестициям в белорусскую экономику Россия прочно удерживает первое место: порядка 4 млрд долларов. В Белоруссии работают около 2,4 тысячи компаний с участием российского капитала», — сообщается в материалах, подготовленных к визиту президента РФ Владимира Путина в Минск в декабре 2022 года. В этом документе также отмечается, что страны успешно реализуют совместные инвестиционные проекты, крупнейшим из которых является сооружение двухблочной Белорусской АЭС.

Значительная часть российских инвестиций в РБ концентрируется в нефтегазовой отрасли. Это инвестиции, связанные с функционированием газопровода «Ямал — Европа», покупка Газпромом «Белтрансгаза» (ныне — стопроцентное дочернее предприятие Газпрома — «Газпром Трансгаз Беларусь», обеспечивает транзит российского газа по территории РБ и поставку газа потребителям Белоруссии), создание компании «Газпромнефть-Белнефтепродукт» (учредителем является «Газпром нефть»), организация производства присадок к смазочным материалам «ЛЛК-НАФТАН» (совместное предприятие «ЛЛК-Интернешнл» из Группы ЛУКойл и белорусской нефтеперерабатывающей компании «НАФТАН») и др.

В других промышленных отраслях белорусской экономики российский капитал также заметен. Тот же Газпром владеет контрольным пакетом предприятия «Брестгазоаппарат», которое производит газовые, электрические и газоэлектрические кухонные плиты под торговой маркой Gefest. Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК) принадлежит Молодечненский металлургический завод. В РБ работает складская площадка «Северстали» — «Северсталь Беларусь», а также сбытовое подразделение Магнитогорского металлургического комбината (ММК) торговый дом «ММК-Белснаб».

В 2019 году компания «Технониколь» открыла в поселке Осиповичи Могилевской области Белоруссии завод по производству теплоизоляционного материала — экструзионного пенополистирола.

Российский производитель насосного, компрессорного и нефтегазового оборудования группа ГМС владеет двумя заводами — «Промбурпровод» в Минске и Бобруйским машиностроительным.

Дочерней компанией российской группы «Полипластик» (специализируется на производстве полимерных трубопроводных систем) является «Белполипластик», имеющий в активе 12 заводов. В состав группы компаний «Катрен» (работает на фармацевтических рынках в сегментах дистрибуции и розницы) входит белорусский «Доминантафарм», развивающий в том числе аптечную сеть во многих городах РБ.

Единственное в Белоруссии предприятие, занимающееся производством технического углерода, — «Омск Карбон Могилев» — входит в структуру «Омск Карбон Групп», проектирование и строительство завода под Могилевом оценивалось в 4,5 млрд рублей.

Российский автопром представлен в Белоруссии несколькими торговыми дочерними компаниями АвтоВАЗа во главе с «Минск-Лада», а также сервисным центром КамАЗа в Бресте.

Имеются успешные примеры инвестиций и в сфере ОПК. Так, в 2015 году КРЭТ создал совместное военно-промышленное предприятие c Белоруссией по модернизации боевых радиоэлектронных комплексов — «РЭБ Технолоджи». Учредителями с российской стороны выступило НПО «Квант», с белорусской — «АГАТ-системы управления».

Ведущие предприятия РБ также вкладываются в экономику России. Правда, показатели пока скромные. По данным ЦБ РФ, на начало 2022 года объем прямых инвестиций со стороны белорусских компаний едва превысил 1,1 млрд долларов (27 место среди стран-инвесторов). Из этих средств 73% (чуть более 800 млн долларов) вложено в недвижимость, обеспечивающую преимущественно торговую деятельность (магазины, склады), еще около 17% (186 млн долларов) — непосредственно в торговлю. Белорусские инвестиции в добычу полезных ископаемых составили около 55 млн долларов, в строительный сектор — 29 млн долларов, в сферу финансов и страхования — 18 млн долларов.

Если говорить о машиностроительных компаниях, то белорусские инвесторы сначала создают на территории нашей страны дистрибьюторскую сеть и сервисные центры для обслуживания своей техники и оборудования, а затем открывают в России сборочное производство с постепенным увеличением степени локализации. Это позволяет упростить логистику, нарастить объемы выпуска и продаж продукции в РФ.

Белорусский машиностроительный холдинг «Амкодор» (выпускает строительные, дорожные, лесные, коммунальные и сельскохозяйственные машины) имеет в России две действующие производственные площадки — в Брянске («Амкодор-Брянск») и Петрозаводске («Амкодор-Онего»).

Строятся еще два завода — в Гатчине (под Санкт-Петербургом) и на территории индустриального парка «Уфимский» в Башкирии. Возведение производственного комплекса под Уфой стоимостью 1,05 млрд рублей планируют завершить в 2023 году, здесь будут выпускать сельскохозяйственное оборудование.

Расширяет географию производственных предприятий в России и Минский тракторный завод (МТЗ). Помимо производств в Татарстане и Вологодской области, крупноузловая сборка тракторов «Беларус» в 2022 году стартовала в станице Староминская Краснодарского края — на технической базе крупнейшего дилера МТЗ в регионе.

В конце 2022 года в Ворсме Нижегородской области открылось российско-белорусское производство трамваев «Нижэкотранс». С белорусской стороны в СП участвует BKM Holding (бывший «Белкоммунмаш»). Эта площадка станет производственной базой для реализации концессионного соглашения по модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде до 2024 года. Уже представлен первый полностью низкопольный односекционный трамвайный вагон модели Т811, произведенный BKM Holding. Он получил название «МиНиН», что означает кооперацию Минска и Нижнего Новгорода.

В планах BKM Holding поставка в адрес СП «Нижэкотранс» десяти трамвайных вагонов модели Т811 и 26 трехсекционных трамвайных вагонов модели Т856, 20 машинокомплектов трамвайных вагонов и 114 комплектов трамвайных тележек и электрооборудования. Всего до 2024 года Нижний Новгород получит 170 полностью низкопольных трамвайных вагонов.

Белорусский производитель лифтов «Могилевлифтмаш» наряду с петербургской компанией «МЛМ Нева Трейд» является учредителем в России совместного предприятия «МЛМ Невский Лифт» (располагается в Колпино под Санкт-Петербургом), где выпускают ежегодно около 1 тыс. лифтов. В прошлом году представители «Могилевлифтмаша» заявили о намерениях модернизировать производство СП с целью увеличения выпуска до 3 тыс. лифтов в год. Кроме того, белорусская компания планирует построить в Ленинградской области еще одно производство годовой мощностью 7 — 8 тыс. лифтов.

Обрастаем связями

Экономическое взаимодействие двух стран характеризуется углубленной промышленной кооперацией между российскими и белорусскими предприятиями. Многие производственные цепочки не прерывались с советского времени. Другие промышленные связи появились в последние годы на основе новых моделей технологического сотрудничества. Используются несколько способов кооперации — от поставок материалов, комплектующих, узлов и агрегатов до создания совместных производств или предприятий со 100-процентным иностранным капиталом (ряд таких примеров приведен выше).

Мощные кооперационные связи с российскими промышленными предприятиями активно использует БелАЗ, занимающий почти треть мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Россия — основной покупатель БелАЗов: в нашей стране эксплуатируются около 11 тыс. таких самосвалов.

В настоящее время больше половины комплектующих для этих машин — российского производства. Линейка Бел­АЗов грузоподъемностью от 30 до 45 тонн оснащается двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ), в том числе «Кунгур-550» на криогенном топливе. В остальных моделях белорусского автогиганта устанавливались американские, немецкие и шведские двигатели. Из-за санкционных ограничений их поставки теперь невозможны, в результате для российских производителей появился шанс расширить кооперацию с БелАЗом. Так, подписана дорожная карта по применению в карьерных самосвалах двигателей Уральского дизель-моторного завода (Екатеринбург). Опытный образец уже существует: пять лет назад в качестве экспериментальной разработки был собран 240-тонный БелАЗ-75319 с уральским двигателем. Другое российское предприятие — Коломенский завод (входит в Трансмашхолдинг) — будет поставлять новый двигатель для флагманского БелАЗ-75304.

Западных поставщиков БелАЗа заместили и российские металлурги: сталь высокопрочных износостойких марок автогигант теперь закупает не в Швеции, а у «Северстали», НЛМК и ММК. Трансмиссии для БелАЗа поставляют российские «Силовые машины» (Санкт-Петербург), «Сибэлектропривод» Новосибирск), «Русэлпром» (производственные мощности расположены под Санкт-Петербургом, во Владимире и в городе Сафоново Смоленской области), «Татэлектронмаш» (Набережные Челны).

Среди других примеров промышленной кооперации выделим начавшееся недавно сотрудничество Минского и Средневолжского (Самара) подшипниковых заводов: в Минске производят для подшипников ролики, сепараторы и кольца средних размеров, в которых заинтересованы самарцы. Также белорусы имеют технологическую возможность поставлять на самарский завод поковки крупногабаритных подшипников, а минское предприятие нуждается в поставках крупногабаритных наружных и внутренних колец.

Кооперация двух стран застрагивает высокотехнологичные сферы. Росатом завершает сооружение Белорусской АЭС в Гродненской области. А белорусские специалисты будут участвовать в строительстве Роскосмосом объектов космодрома Восточный в Амурской области.

Отметим также кооперацию белорусских производителей с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса. Например, Минский завод колесных тягачей поставляет российским заводам шасси, на которые монтируются ракетные комплексы и системы залпового огня, «Пеленг» и «БелОМО» — оптические приборы, а минское конструкторское бюро «Дисплей» — мониторы и дисплеи для производства военных самолетов.

Куда дальше?

Статистика торговли субъектов РФ с Белоруссией, рассмотрение примеров промышленной кооперации предприятий обеих стран показывает, что РБ уже сейчас выступает важным поставщиком импортозамещающей продукции и партнером в ее совместном производстве. Но направлений для расширения двустороннего экономического сотрудничества очень много, в том числе по отраслевым планам импортозамещения Минпромторга России.

Профильным органам государственной власти, отраслевым бизнес-объединениям и непосредственно предприятиям России и Белоруссии важно как можно чаще общаться на различных площадках для сверки друг с другом планов и потребностей. Одна из таких площадок — международная промышленная выставка «Инно­пром», которая ежегодно проходит в Екатеринбурге. Активное участие в ней принимают белорусские компании, а на Иннопроме-2023 (состоится в июле) Белоруссия станет страной-партнером выставки.

Также ежегодно проводится Форум регионов России и Белоруссии (под эгидой Совета Федерации РФ и Совета Республики Национального собрания РБ). В 2022 году такой форум прошел в Гродно, где был, в частности, впервые представлен широкой публике гибридный карьерный самосвал БелАЗ-7513-М, который состоит исключительно из белорусских и российских комплектующих. Общая сумма заключенных на Форуме-2022 соглашений составила рекордный миллиард долларов. Добавим, что юбилейный десятый Форум регионов России и Белоруссии пройдет в 2023 году в июне в Уфе, которая станет самым восточным городом за всю историю этого мероприятия.

Да, западные санкции сблизили наши страны еще сильнее. Но работа по интеграции двух экономик ведется давно. Благодаря совместным государственным решениям в России и Белоруссии постепенно создаются равные экономические условия, формируется надежная база для функционирования единого финансового, энергетического рынков и транспортного пространства. Разрабатывается общая макроэкономическая, технологическая, промышленная, цифровая политика. Эти шаги будут способствовать дальнейшему укреплению связей с Белоруссией российских регионов и компаний.