Школа конкретных знаний

Ирина Перечнева
27 февраля 2023, 00:00

Санкционный кризис показал, что именно магистерское образование в наибольшей степени отвечает на меняющийся запрос бизнеса в компетенциях

Компания Napoleon IT, основанная в Челябинске, совместно с Университетом ИТМО запустила онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение». Ранее Сбер в партнерстве с магистратурой УрФУ создал программу «Прикладной анализ данных». И таких проектов становится все больше. Запрос экономики на квалифицированные кадры растет. В какой степени на этот вызов отвечает магистерское образование — в материале журнала «Эксперт-Урал».

С цифрой в руках

В последнее время потребности реального сектора в компетенциях все больше смещаются в практическую область.

— Бизнесу требуются сотрудники, обладающие практическими навыками в конкретной профессии. Работодатели хотят, чтобы сотрудники могли сразу включаться в рабочие бизнес-процессы. Эти навыки совместно с высоким уровнем знаний являются ключевыми преимуществами при найме на работу, — отмечает замдекана факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Ольга Харина.

Кроме того, по мнению Ольги Хариной, существенную роль играет уровень цифровой компетенции: «Несмотря на всеобщую цифровизацию, далеко не все выпускники имеют высокий уровень требуемых знаний и умений, что снижает возможность автоматизации рабочих процессов, а иногда и тормозит эффективность работы в целом».

— В век диджитализации работодателям нужны специалисты с развитыми цифровыми компетенциями. Особенно высок запрос на навыки работы с большими массивами данных, — соглашается заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Маргарита Гладкова.

— Сейчас практически в любой области используются ИТ-инструменты, выводы и решения принимаются на основе больших данных, — объясняет специфику этого запроса менеджер образовательных программ и куратор магистратуры «Цифровая гуманитаристика» УрФУ и компании «Контур» Наталья Лозовная.

По ее словам, компании «Контур», как и многим другим, нужны специалисты, которые будут создавать и развивать ИТ-продукты, решать сложные кросс-функциональные задачи.

Не прошли мимо кадровой политики бизнеса и глобальные изменения в экономике, вызванные санкционным давлением. Эксперты в этой связи указывают на смену приоритетов.

— По моим наблюдениям, на рынке сейчас большой запрос на специалистов, понимающих принципы проектного и антикризисного управления, быстро реагирующих на современные вызовы, — делится Маргарита Гладкова.

Сегодня компании выходят на рынки Азии, Африки, Латинской Америки и им нужны сотрудники со знаниями конкретного региона: «В бакалавриате ребята получают дипломы регионоведов, изучая историю, политику и язык той или иной страны. Но для выстраивания торгово-экономического сотрудничества на новом для компании рынке необходимы очень специфичные экономические знания», — приводит другой пример декан экономического факультета ИМЭБ Инна Андронова.

Ближе к делу

Специалисты общего профиля часто не устраивают работодателя. Нужны дополнительные знания. Предполагается, что именно магистерское образование может соответствовать этим потребностям.

— Этот уровень образования изначально заточен на более узкую специализацию по сравнению с бакалавриатом, — объясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Нина Козловцева. — В бакалавриате студенты получают широкое понимание изучаемой сферы, в магистратуре же происходит углубление в специальность. В этом случае студент нарабатывает необходимые компетенции и навыки для работы в конкретной сфере.

Особенность магистратуры в том, что человек может получить знания в более узкой специализации. Инна Андронова иллюстрирует этот тезис на примере экономического образования: «В бакалавриате студент изучает международные экономические отношения в целом, а в магистратуре он профессионально изучает с точки зрения практики конкретную форму, к примеру международную торговлю или международные финансы».

Статистика и экспертные оценки говорят о востребованности тех направлений магистратуры, которые отвечают на запрос рынка.

По наблюдениям Ольги Хариной, сегодня крайне важными являются все направления, связанные с ИТ-технологиями: «Именно данная сфера пользуется большим спросом на рынке труда и является одной из самых высокооплачиваемых».

Особенность магистратуры в том, что человек может получить знания в узкой специализации

— По приемной кампании прошлого года можно сказать о высоком интересе поступающих к программам магистратуры, направленным на подготовку специалистов для ИТ-сектора, в области обработки больших данных и технологий искусственного интеллекта, нейросетевого анализа, моделирования сложных экономических процессов, бизнес-информатики и кибербезопасности, — отмечает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

Практичный подход

«Чтобы ответить на меняющиеся вызовы, вузам предстоит пересмотреть многие подходы», — считает Сергей Гатауллин.

По мнению эксперта, практикоориентированность начинается еще на этапе формирования состава дисциплин учебных планов, согласованных с технологическими партнерами вузов, тематик курсовых проектов и дипломов: «Именно экспертиза реального бизнеса при разработке образовательных программ и формировании учебных планов является ключевой».

Нина Козловцева убеждена, что университеты уже активно движутся в этом направлении: «При разработке программ магистратуры вузы ориентируются именно на запросы потенциальных работодателей, некоторые программы разрабатываются по заказу и совместно с работодателями».

К примеру, в Финансовом университете к обучению магистрантов привлекается до 40% преподавателей-практиков. Это позволяет студентам получать не только теоретические знания, но и знакомиться с реальными кейсами действующих специалистов, перенимая их опыт. Неотъемлемой частью магистерского образования является производственная практика в компании-работодателе. Таким образом студенты получают реальный опыт работы, изучают рабочий процесс и компанию изнутри.

По наблюдениям Ольги Хариной, эксперты из реального бизнеса не только рекомендуют определенные формулировки при подготовке образовательных программ, но и принимают участие в разработке их траектории. Это повышает уровень качества программ обучения.

По ее мнению, преимущество магистерских программ еще и в том, что они имеют относительно небольшую продолжительность — два года: «Это позволяет своевременно вносить коррективы в построение образовательного процесса и адаптировать его к новым запросам экономики».

Еще одно полезное свойство программ магистратуры — междисциплинарность.

— Мы считаем необходимым в рамках одной программы дать будущему специалисту компетенции, присущие разным областям знаний. К примеру, готовя переводчика или копирайтера для международных компаний мало дать магистранту только собственно лингвистические компетенции по работе с текстом или переводу. У него должно быть понимание основ экономики и международных экономических отношений, — формулирует важность этого аспекта Нина Козловцева.

Бизнес-миссия

Пользу в магистерском образовании видят и работодатели. Однако нужны особые причины его выбора. К примеру, Наталья Лозовная считает, что магистерское образование не должно быть массовым, важна правильная мотивация: «На мой взгляд, человек сразу должен видеть для себя эффект. Например, иногда после бакалавриата выпускник не получает отклика на желаемые вакансии, потому что не хватает навыков и опыта. Их можно получить в практикоориентированной магистратуре».

Другой повод обратить внимание на этот уровень образования — нехватка знаний для решения конкретных рабочих задач уже при трудоустройстве или неумение раскрыть свой потенциал.

Устранить этот пробел как раз поможет магистратура, потому что во многих вузах в этот уровень образования сейчас вовлечены представители бизнеса.

В 2019 году «Контур» вместе с УрФУ запустил магистратуру «Цифровая гуманитаристика». По словам Натальи Лозовной, это направление на стыке компетенций гуманитарных наук и информационных технологий: «Работая с магистрантами, мы делимся своей экспертизой. Мы стремимся дать студентам самые востребованные навыки. В магистратуре мы учим ребят работать с данными, на проектных практикумах показываем применимость этих навыков и инструментария к любой области: науке, производству, управлению».

Аналогичная мотивация сотрудничества с вузами и у Сбера, который в 2019 году в партнерстве с магистратурой УрФУ запустил программу «Прикладной анализ данных». По словам исполнительного директора по исследованию данных Регионального центра компетенций по аналитике Сбербанка Олега Артюгина, это позволяет готовить специалистов в области разработки приложений, машинного обучения и анализа данных: «Магистранты учатся не только программированию на языке Java или аналитике данных при помощи языка Python. В ходе обучения, работая над проектами, студенты пробуют себя в разных ролях, что позволяет им комплексно видеть процесс командной работы».

По словам Олега Артюгина, программа формируется исходя из актуальной повестки в сфере образования и запроса самих студентов: «Мы понимаем, что можем дать необходимые знания и поделиться своим опытом и для этого дополнительно подкрепляем теоретическую базу передовыми разработками и практическими навыками специалистов Сбера».

Сейчас обучение по программе проходят около 60 человек, половина из магистрантов устраиваются на практику или работу в Сбере, поскольку совмещение работы и учебы в вузе сейчас является нормой.

Олег Артюгин отмечает, что работа в партнерстве с университетом позволяет совместить методологические компетенции и многолетний опыт преподавателей с прикладными знаниями и навыками, которые есть у Сбера.

В Группе Синара действует корпоративная магистерская программа «Финансы в цифровой экономике». Она разработана совместно с Уральским федеральным университетом и Корпоративным университетом ТМК2U. По словам директора по управлению персоналом Группы Синара Татьяны Берковской, в ноябре прошлого года стартовало обучение третьего набора магистрантов: «Магистратура направлена на подготовку лидеров цифровой трансформации бизнеса, производственных процессов и финансового сектора, специалистов в области больших данных, электронного бизнеса, экспертов, формирующих культуру цифровых инновационных изменений в компаниях. Уникальная команда преподавателей-практиков проводит занятия на высоком уровне, соответствующем современному запросу, и в итоге образовательный процесс и знания получают высокие оценки от слушателей».

По итогам освоения программы этой магистратуры выпускники смогут разрабатывать и предлагать новые финансовые решения, основанные на инновационных цифровых продуктах. Программа доступна не только сотрудникам предприятий Группы Синара. Стать участником магистратуры может любой абитуриент, изъявивший желание и успешно прошедший вступительные испытания.

Многие компании приходят к сотрудничеству с вузами, исходя из практических соображений. Они хотят извлекать самые яркие, талантливые кадры и встраивать в свой корпоративный контур.

Однако у бизнеса складывается более широкое понимание своей роли в этом процессе. Наталья Лозовная формулирует ее следующим образом: «Важно активное участие работодателей в развитии российского образования. Чем больше представителей бизнеса будет выделять ресурсы на организацию образовательной

деятельности, чем больше будет практических программ обучения, тем качественнее, популярнее и полезнее будет магистерское образование».