Лизинг считается одним из выгодных инструментов обновления основных фондов и развития компаний малого и среднего бизнеса. Как и многие сектора, рынок лизинга столкнулся с набором вызовов. Геополитический кризис и санкционное давление привели к падению спроса и дефициту предметов лизинга. Однако по мере адаптации лизингодателей к новым условиям объем лизингового бизнеса начал расти. Как в текущих условиях предприятиям можно решать бизнес-задачи с помощью лизинга? Эти темы обсуждали участники круглого стола «Лизинг для бизнеса: разбор полетов», организованного журналом «Эксперт-Урал» в рамках финансового форума «Финмаркет»*.
Особое свойство лизинга
Компании при решении задач обновления основных фондов могут использовать целый набор финансовых инструментов — кредиты, облигационные займы, лизинг.
По мнению участников рынка, лизинг при этом обладает набором преимуществ. Заместитель генерального директора по Уральскому региону «ДельтаЛизинг» Вадим Константинов к главным особенностям этого способа финансирования относит возможность гибко реагировать на потребности бизнеса: «Специфика лизинга заключается в том, что это финансирование привязано к основным средствам. Лизинговые компании помогают предприятиям приобрести транспорт, спецтехнику, оборудование, недвижимость. Важно, что сделка всегда проходит с гибкими условиями. Лизинговая компания разрабатывает для клиента индивидуальные параметры финансирования, графики платежей, предлагает специальные программы со стороны партнеров-поставщиков техники и оборудования».
Благодаря этому механизму компании малого и среднего бизнеса получают возможность роста. «У нас в портфеле много предприятий, которые три года назад имели годовой оборот 100 — 200 млн рублей, а сейчас преодолели рубеж в 1 млрд рублей», — рассказывает Вадим Константинов.
По мнению заместителя генерального директора по развитию «ТАЛК лизинг» Ольги Хван, лизинг — это инструмент, который применим в решении определенных задач: «Если вы хотите с нуля построить завод, то лизинг будет эффективен как часть комплекса финансовых инструментов, например, в тандеме с проектным финансированием на строительство здания завода, при этом техническое оснащение будущего завода станками, оборудованием возможно приобрести с помощью лизинга. С этим инструментом удобно работать, когда площадка уже полностью готова и предприниматель подходит к решению задачи приобретения и размещения производственных линий и мощностей».
В подтверждение этого тезиса территориальный директор департамента по продажам продуктов автолизинга «ВТБ-лизинг» Максим Шестериков приводит пример из практики: «Наш клиент из числа производственно-строительных компаний приобрел завод по производству бетона. Оборотных денежных средств после заключения практически не осталось, но для запуска производства было нужно новое оборудование. Компания обратила внимание на лизинг для приобретения автобетоносмесителей. Мы проработали условия и предоставили финансирование под нулевой аванс. Это означает, что предприятие без каких-либо капиталовложений получило технику и сразу же загрузило производственные мощности».
На благо бизнеса и государства
Особенно эффективен лизинг при обновлении транспортного парка. А в этом сегменте после введения санкций, по мнению Максима Шестерикова, ситуация изменилась кардинально: «Европейские поставщики, которых хорошо знали российские компании, ушли с рынка, и на их место пришли малознакомые нам бренды. Поэтому для клиента стало важно приобрести автомобиль у проверенного, надежного поставщика. И этот функционал как раз берет на себя лизинговая компания».
— Рынок поставщиков автомобильной техники кардинально изменился, — соглашается региональный директор региона «СибУр» РЕСО-Лизинг Екатерина Ерохина. — С китайскими производителями техники нужно уметь работать, поэтому мы несколько изменили сейчас принципы работы. Мы помогаем клиентам найти автомобиль у надежных поставщиков и отслеживаем всю сделку».
Кроме того, кризис привел к сжатию оборотных средств, и со стороны бизнеса вырос запрос на низкий аванс в лизинговых продуктах. В силу своей гибкости лизинг может быстро перестроиться и отреагировать на этот запрос: «Наша компания вывела на рынок продукт “Юбилейный”, в рамках которого мы предлагаем клиентам нулевой аванс на легковые, грузовые автомобили и спецтехнику», — приводит пример Екатерина Ерохина.
По словам руководителя управления продаж ГК «Ураллизинг» (Практика ЛК) Михаила Командирчика, лизинг от кредита отличают простота и скорость принятия решений. Это свойство как раз сейчас и помогает предприятиям малого бизнеса реализовывать свои инвестиционные программы. У всех остро стоит вопрос замены ушедших технологий и оборудования.
— К нам обратился производитель масел, которому срочно нужно было найти нового поставщика определенной номенклатуры, чтобы не останавливать производство. И наша компания первой в России нашла и поставила клиенту промышленный дистиллятор для масел, — делится Михаил Командирчик.
По мнению директора Екатеринбургского филиала «Балтийский лизинг» Ларисы Гартвич, рынок лизинга сильно изменился под влиянием новых факторов: «Мы идем в сторону конвейерных продуктов с набором дополнительных услуг. При оформлении договора лизинга автотранспорта, к примеру, наша компания берет на себя организацию доставки этого имущества».
В масштабах экономики лизинг помогает решать задачи по развитию многих отраслей, в частности автомобильной.
К примеру, с помощью этого инструмента в стране развивается рынок электротранспорта. Популярность электрокаров в России растет, по итогам первого квартала продано 1661 электромобилей, это на 95% больше в сравнении с тем же периодом прошлого года. «Но без необходимой инфраструктуры этот тренд не получится закрепить», — считает Михаил Командирчик. И именно лизинг, по его словам, помогает в решении этой задачи: «Наша компания, в частности, активно участвует в развитии сети электрозаправок на территории Урала».
Лизинговое финансирование позволяет также реализовать проекты, связанные с эффектом импортозамещения. Вадим Константинов приводит пример из практики: «Один из наших клиентов с помощью лизинга закупал опоры для освещения у европейских поставщиков, после введения санкций он провел несколько сделок с китайскими производителями, а сейчас компания решила организовать уже и собственное производство, чтобы улучшить экономику бизнеса. И мы тоже помогаем клиенту в этом проекте».
При этом, по словам Вадима Константинова, запрос со стороны компаний на бизнес-решения с помощью лизинга в последнее время резко изменился: «Два года назад компании стремились обеспечить свою независимость от поставок со стороны смежников. Когда появились проблемы с логистикой, производственные цепочки оказались нарушены. Сейчас бизнес приобретает оборудование в лизинг, чтобы увеличить объем производства или улучшить качество выпускаемой продукции».
Все это дает основания для восстановления роста рынка лизинга в текущем году после кризисного спада. Михаил Командирчик смотрит на рынок с осторожным оптимизмом: «Предприятия малого и среднего бизнеса адаптировались к текущим условиям, дефицит техники снижается, поэтому мы считаем, что по итогам этого года рынок в сегменте автотранспортных средств по отношению к 2022 году вырастет на 10% по количеству сделок. Предположения эксперта подтверждают исследования. По данным Национального рейтингового агентства, лизинговая отрасль в первом квартале 2023 года продемонстрировала уверенное восстановление после падения в 2022 году. Объем нового бизнеса, выраженный в количестве предметов лизинга, вырос на 27%. Аналитики связывают это с улучшением условий лизинговых продуктов для малого и среднего бизнеса, а также способностью лизинговых компаний адаптироваться к структурному кризису и переориентироваться на новые рынки дружественных стран.
* Форум организован СОФПП совместно с правительством Свердловской области и администрацией Екатеринбурга в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».