О тенденциях развития отрасли телекоммуникационных услуг мы поговорили на Иннопроме со старшим вице-президентом по информационным технологиям «Ростелекома» Кириллом Меньшовым.
— Сейчас экономика переживает структурный кризис, вызванный санкциями, и разные сектора реагируют по-своему. Как телекоммуникационная отрасль в целом и ваша компания в частности переживают этот этап?
— Нужно иметь в виду, что «Ростелеком» — это уже не только телекоммуникационная компания, у нас достаточно сильная ИТ-составляющая. В целом же для отрасли главным вызовом является переориентация на другое оборудование. Поэтому сейчас во всех компаниях идут массированное тестирование, обкатка, апробация отечественных решений. И уже для всех игроков очевидно, что провести полную замену сверху донизу всего цеха не получится. Нет ни одного производителя, который мог бы обеспечить рынок всеми совместимыми друг с другом и работающими решениями.
Второй вызов связан со стратегическими приоритетами страны в целом. Как мы будем развиваться? В догоняющем темпе осваивать 5G или сразу переходить на следующее поколение связи?
Несколько другие тренды проявляются в сегменте бизнеса, связанном с информационными технологиями. Здесь мы отвечаем на запрос со стороны рынка в рамках структурной трансформации экономики. Нужно найти замену привычным западным технологиям российскими, и мы, конечно, активно включились в этот процесс.
— К этому кризису все участники рынка подошли с определенным базисом. В чем конкурентное преимущество «Ростелекома», которое позволяет пройти турбулентность с наименьшими потерями?
— Как я отметил выше, «Ростелеком» — это не только телеком, это в том числе ИТ-компания. Классическая телеком-компания не обладает экспертизой технологий. Она владеет экспертизой выгодной закупки. Такой игрок получает оборудование на лучших условиях от вендора, обслуживает его и на этом формирует выручку.
В этом и заключается классическая ДНК телекома. Мы же давно участвуем в нескольких проектах по производству собственных линий. Современный мир очень сильно завязан на информационных технологиях. Поскольку мы очень давно развивали эти компетенции, сейчас нам проще.
5G сегодня — это практически виртуальный софт, работающий, по сути, в облаке. То есть это на самом деле сложная ИТ-сеть.
— Ваша компания занималась разработкой операционной системы «Аврора». Как продвигается проект?
— Действительно, мы работаем над созданием национальной мобильной экосистемы на базе ОС «Аврора». Это как раз одно из решений в части обеспечения технологического суверенитета страны. К текущему кризису мы подошли с конституцией, при которой мобильная связь «живет» в американской экосистеме и полностью зависит от правительства США. Именно поэтому мы по поручению президента развиваем целую экосистему. Мы занимаемся не только созданием операционной системы, но и развитием мобильных приложений и расширением линейки устройств на базе ОС.
Мы считаем, что цифровой суверенитет просто невозможен без национальной мобильной экосистемы. Главное преимущество «Авроры» — ее защищенность от возможной утечки данных. Но внедрение в массовый сегмент пока идет непросто. Одно из главных ограничений — отсутствие экосистемы программного обеспечения. Разработчики подавляющего числа популярных мобильных приложений не спешат создавать версии своих продуктов, совместимые с «Авророй».
Тем не менее мы полагаем, что устройства на базе «Авроры» для продажи частным лицам могут появиться в течение двух лет. Но для этого нужна полноценная линейка мобильных приложений для такой операционной системы.
На текущий момент в наибольшей степени проработки находятся решения для госсектора. По нашим расчетам, поставки для программно-аппаратных комплексов (ПАК) на базе операционной системы «Аврора» для этих пользователей могут пойти в начале 2024 года. Ведутся переговоры по поставкам комплексов и с Правительством РФ. Рассчитываем, что эти договоренности будут достигнуты до конца года.
Мы также видим заинтересованность в аппаратах на базе «Авроры» и со стороны частных компаний. Не исключаем и экспорт «Авроры» за рубеж, в частности в страны БРИКС, мы видим, что в мире есть запрос на наднациональную мобильную систему.
— Что вы демонстрировали на выставке «Иннопром», каковы результаты работы на площадке в этом году?
— «Ростелеком» — цифровой партнер бизнеса. Именно с этим посылом мы и пришли на выставку. Мы являемся партнером практически каждой представленной на площадке российской компании. Поэтому мы демонстрировали промышленности свои отраслевые решения, на основе которых можно создавать модели автоматизации. Это технологии на основе искусственного интеллекта, BI-систем, видеоаналитики. Основная наша миссия — помогать с их помощью нашим клиентам в их текущей деятельности.
В ходе выставки мы проговорили возможности сотрудничества с несколькими компаниями, в частности подписали соглашение с автозаводом «Урал», будем внедрять на предприятии современные цифровые решения и сервисы, реализовывать совместные проекты, повышающие эффективность бизнеса компании.