Группа «Полиметалл» запустила в Свердловской области новую обогатительную фабрику, проектная мощность которой рассчитана на 450 тыс. тонн руды в год. Объем инвестиций в проект превысил 7 млрд рублей. Фабрика обеспечит переработку руды с месторождения Пещерное вблизи Краснотурьинска, а также с других полиметаллических месторождений компании на территории региона.
По словам управляющего директора «Краснотурьинск-Полиметалл» Андрея Лисицына, фабрика спроектирована с расчетом на переработку семи типов руд с помощью технологии флотационного и гравитационного обогащения. «Полиметалл» реализовывал проект с 2020 года. Этот пример говорит о том, что предприятия отрасли продолжают свои инвестпрограммы, несмотря на санкционное давление.
Кризис как возможность
Введение санкций, безусловно, отразилось на текущей деятельности ключевых игроков золотодобывающей промышленности. Какие-то планы пришлось отложить или скорректировать. Вместе с тем геополитический кризис стал катализатором многих новых трендов в сегменте золотодобычи.
К примеру, УГМК, которая занимается добычей меди и цинка, не была заметным игроком в этом сегменте. Ее долю в секторе производства желтого металла аналитики оценивали примерно в 4%.
Но скоро этот игрок, по всей видимости, заявит о себе. В прошлом году холдинг провел две крупные сделки по приобретению золотодобывающих активов — «Сусуманзолото» в Магаданской области и нескольких предприятий группы Petropavlovsk в Амурской области. Эксперты связывают интерес к золотодобыче с двумя факторами. Во-первых, в прошлом году подешевела стоимость активов. Прежние собственники по разным причинам начали выходить их них. Группа Petropavlovsk, к примеру, столкнулась с последствиями введения санкций и развитием внутренних корпоративных конфликтов. Во-вторых, прогнозы говорят о росте стоимости желтого металла в долгосрочной перспективе.
Сейчас УГМК, судя по всему, реализует стратегию развития приобретенных предприятий. Эту задачу новый игрок решает за счет как расширения участков осваиваемых месторождений, так и роста производительности. В частности, в Амурской области компания группы УГМК внедряет передовую технологию переработки упорных руд на Маломырском руднике. Общий объем инвестиций в организацию производства составляет 8,5 млрд рублей. Проект предусматривает строительство трех технологических линий флотации.
Во многих регионах запасы рассыпного золота сокращаются, однако там вполне достаточно рудных месторождений.
Но для этого нужны специальные технологии. По оценкам отраслевых экспертов, сейчас в мире почти треть золота производится с применением дополнительных этапов переработки: автоклавы, окислительный обжиг, сверхтонкое измельчение.
На это и нацелена УГМК.
Плановая модернизация
В отличие от черной металлургии, Запад не вводил прямых запретов на поставки одного из ключевых для Уральского региона сырьевых ресурсов — меди. Но на рынке красного металла возникли проблемы другого порядка, они связаны с доступом к западным технологиям. Русская медная компания (РМК) должна была уже в этом году запустить первую очередь своего флагманского проекта — горно-обогатительного комбината на Малмыжском месторождении в Хабаровском крае. Его освоением занимается структура РМК «Амур Минералс». Объем инвестиций составляет 248 млрд рублей. Сроки пришлось сдвинуть на весну 2024 года из-за корректировки основного состава технологического оборудования.
Тем не менее реализация проекта продолжается. Разработка месторождения ведется с учетом прогнозов роста спроса на медь на долгосрочном горизонте.
По оценкам аналитиков, с этого года мировое потребление меди начнет расти, несмотря на общее замедление деловой активности в мире. Потребление будут стимулировать электрификация транспорта и развитие проектов по возобновляемым источникам энергии. Российские игроки не хотят здесь уступать свою долю и продолжают масштабные инвестиции в освоение новых месторождений.
Продолжаются и текущие проекты в рамках программ модернизации действующих производств. К примеру, предприятие «Уралэлектромедь» (входит в УГМК) после капитального ремонта ввело в эксплуатацию отражательную печь по производству медных гранул.
Кроме того, в цехе медных порошков «Уралэлектромеди» установили современную систему контроля за уровнем пульпы в приемных баках. Это повысило эффективность производства и улучшило условия труда.
УГМК в целом сейчас делает ставку на повышение эффективности, рассказал в ходе Петербургского международного экономического форума заместитель генерального директора компании «Атлас Майнинг» (входит в УГМК) Михаил Юрчук: «Мы начали производить операционную трансформацию. И для этого сейчас активно задействуем цифровые решения на всех участках производственного процесса».
Проект эффективности
Для производителей проката цветных металлов ключевым вызовом стало резкое сужение рынков сбыта. Многие игроки сегмента были ориентированы на экспорт в Европу и до кризиса активно готовились наращивать там свое присутствие. К примеру, Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов в 2021 году поставил более 50 пробных партий продукции в страны дальнего зарубежья. Компания разработала под эти заказы обширную инвестиционную программу.
«Санкции внесли коррективы в планы всех отраслей российской экономики. Для нашего предприятия следствием стала остановка экспортных продаж на рынок дальнего зарубежья, а на них приходилась четверть объемов. Кроме того, возникли проблемы с закупом материалов, запчастей и инструментов. Все это привело к корректировкам в нашей стратегии», — рассказал генеральный директор предприятия Василий Редько в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт».
По словам топ-менеджера, удержаться бизнесу в непростых условиях удалось благодаря ранее выбранному курсу на повышение эффективности предприятия:
«Мы в последние годы много инвестировали в повышение качества продукции и снижение затрат».
При этом завод продолжал запланированные программы по развитию продуктовой линейки. На предприятии, в частности, освоена линия производства проволоки с покрытием. Другой важный проект — освоение производства газопасты. Продукт выпускается на основе алюминиевой пудры, он используется производителями газобетона в качестве газообразователя. «Эти продукты представляют собой пример индивидуального подхода. Мы стремимся производить продукт в тех конфигурациях, которые нужны клиенту», — подчеркивает Василий Редько.
Аналогичной стратегии придерживаются и другие участники рынка. Кировский завод по обработке цветных металлов, в частности, освоил выпуск продукции из бескислородной меди марки М0б, она отличается исключительной чистотой. «Бескислородная медь содержит не менее 99,97% чистой меди и обладает высокой тепло-и электропроводностью. Благодаря низкому содержанию кислорода в сплаве металл незаменим в экстремальных средах сильного разрежения, сверхвысоких или сверхнизких температур. Уникальные свойства меди марки М0б позволяют использовать ее во многих отраслях промышленности: электронике, приборостроении, металлургии, машиностроении», — рассказали в пресс-службе компании.
Капризы конъюнктуры
Планы промышленников, конечно, во многом определяются мировой конъюнктурой. На коротком горизонте она пока не сильно благоприятная. Цены на медь по итогам второго квартала снизились на 8%, а с начала года — на 1%.
По мнению главного аналитика ПСБ Алексея Головинова, основная причина — слабое восстановление спроса в Китае, на который приходится половина мирового потребления красного металла.
Сказывается и жесткая политика ФРС. «Это негативно отражается на спросе на сырьевые товары, так как все они номинированы в долларах и становятся дороже из-за сильных позиций американской валюты», — объясняет эксперт.
По мнению Алексея Головинова, ситуация в экономике Китая, возможно, начнет улучшаться ближе к осени: «На этом фоне можно ожидать восстановления цен на медь».
А вот по мнению брокера «Открытие Инвестиции» Алексея Петровского, на рынок меди гораздо большее влияние оказали внутренние факторы: «Сильное ослабление рубля по отношению к доллару оказало весомую поддержку российским экспортерам, включая и крупнейших производителей меди». Он полагает, что до конца года возможен перелом в действиях центральных банков ведущих стран — жесткая монетарная политика может смениться на мягкую. «Но это может поддержать сырьевые активы только в следующем году. Медь является активом, который очень чувствителен к экономическому циклу», — объясняет эксперт.
При этом спрос на медь в среднесрочной перспективе будет расти. Его будет поддерживать объявленный в мире энергопереход. Медь наряду с литием является необходимым элементом в производстве электромобилей. И именно на этом основаны инвестиционные программы крупнейших уральских холдингов.
Стоимость золота на мировых рынках по итогам второго квартала также оказалась в небольшом минусе, а с начала года цены выросли лишь на 5%. И, по мнению Алексея Головинова, это опять же следствие жесткой политики ведущих центробанков.
В третьем квартале, по мнению эксперта, актуальным выглядит диапазон цен на золото 1900 — 2000 долларов за унцию.
Алексей Петровский полагает, что рост цен на золото начнется ближе к концу 2023 года, когда ужесточение монетарной политики ведущих центральных банков подойдет к завершению.
В долгосрочной же перспективе золото как защитный актив не потеряет своей актуальности.