Какое бы правительство ни пришло к власти в королевстве Нидерланды после выборов в марте, оно унаследует энергетику, в основе которой газ. На нем работают и живут 98% домов и зданий в Голландии.
Кажется, только вчера месторождение газа в Гронингене считалось громадным и вечным, но на сегодняшний день его запасы уменьшились почти на 80%. Неоднократные землетрясения, спровоцированные добычей газа, вызвали образование многочисленных трещин в стенах сооружений, нанесли повреждения десяткам тысяч домов и заставили правительство королевства раньше времени снижать темпы добычи газа, который не одно десятилетие обеспечивал голландцам высокий уровень жизни.
Голландцы привыкли жить за счет доходов от продажи гронингенского газа и Royal Dutch Shell. По иронии судьбы, большая часть страны, включая провинцию Гронинген, лежит ниже уровня моря и особенно уязвима перед его наступлением, вызванным в числе прочих и изменениями климата.
Сейчас, конечно, голландцы лихорадочно ищут альтернативные источники топлива. Дорабатывающее последние недели правительство обещало увеличить долю возобновляемых источников энергии в суммарном энергопотреблении королевства к 2020 году до 14% с 5,5% в 2005 г., одного из самых низких уровней во всем Евросоюзе. Планируется построить десятки ветряных ферм (электростанций), но переходный период займет определенное время. Прежние кабинеты министров тоже строили грандиозные планы в области энергетики и тоже не успевали претворить их в жизнь. Сейчас в опросах лидирует ультраправая Партия свободы (PVV), возглавляемая Гертом Вилдерсом. Вопросы энергетики «народники» не считают приоритетными. В программных документах энергетика упоминается лишь однажды – Вилдерс намерен в случае прихода к власти не тратить общественные деньги на ветряные мельницы. Сами голландцы соглашаются, что запланировано много, но сколько из этого удастся сделать, большой вопрос.
Газ приносит голландцам не только деньги, но и убытки. Речь идет о вызванных его добычей землетрясениях, которые причиняет ущерб домам и зданиям. Особенно наглядно это заметно в провинции Гронинген, где стены домов испещрены трещинами.
По данным исследования, заказанного властями провинции, около 152 тыс. домов и зданий Гронингена нуждаются в усилении. Работа предстоит очень трудоемкая и дорогая. На нее потребуются годы напряженной работы и не один десяток миллиардов евро. Между тем, население Гронингена за последние пару десятков лет уменьшилось за счет отъездов жителей, которые по горло сыты землетрясениями и прочими «прелестями» газодобычи.
Группа гронингенских фермеров сейчас судится с NAM, совместным предприятием Royal Dutch Shell и ExxonMobil, которое добывает газ. Истцы не согласны с размером компенсации. На данный момент, суммарный размер требований составляет 1,2 млрд евро. Причем, почти две трети (64%) гронингенцы требуют от государства.
За полвека (1960-2013) доходы королевства от продажи газа составили примерно 265 млрд евро. Жителям Нидерландов сейчас остается лишь с завистью смотреть через Северное море на Норвегию, имеющую почти триллионный суверенный фонд (874 млрд долларов). Если бы голландские газовые миллиарды вкладывали так же дальновидно, как норвежские, то голландский суверенный фонд в 2014 году имел бы на своем счету порядка 350 млрд евро.
Вместо этого, как следует из исследования Аудиторского суда Нидерландов, газовые миллиарды в основном шли на покрытие текущих расходов правительства. После того, как добыча газа была существенно сокращена в 2015 году, правительственные финансы быстро почувствовали изменения.
Голландия живет на газе, которого осталось мало. Россия готова поставлять газ в королевство. Несмотря на то, что в конце прошлого года отношения Москвы с Западом еще больше обострились из-за обвинений первой в хакерских атаках, на поставках газа это не отразилось. По словам президента «Газпрома» Алексея Миллера, в 2016 г. поставки российского газа в Европу достигли 614,5 м³ в день, рекордных высот не только для России, но и для Советского Союза.
С учетом того, что запасы газа истощаются не только в Голландии, но и в Великобритании с Норвегией и что сжиженный газ проигрывает природному в конкурентоспособности, проблема будет еще больше обостряться.
К «газовой проблеме» отношение в Европе неоднозначное. Предупреждение Миллера о том, что поставки газа в Европу могут пострадать из-за конфликта на Украине, рассматривается странами Восточной Европы как настоящая угроза. Страны же Центральной и Западной Европы относятся к покупкам российского газа как к простому бизнесу и ничему более.
«Мы импортировали газ и другие товары из России и в годы холодной войны,- объясняет Вос.- Это чувствительный вопрос для восточно-европейских стран типа Украины и Румынии, но не для Нидерландов».