Как говорится в сообщении министерства финансов РФ, в целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий и снижения влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы Минфин с февраля 2017 года будет осуществлять операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Для совершения данных операций будет привлекаться Банк России.
Объем операций по покупке/продаже иностранной валюты будет зависеть от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета. Ежемесячно Минфин будет осуществлять оценку нефтегазовых доходов, которые поступят в федеральный бюджет в расчетном месяце.
Пока, подчеркивают в министерстве, фактическая цена на нефть марки «Юралс» превышает уровень 40 долларов США за баррель, Минфин будет проводить операции по покупке иностранной валюты в объеме дополнительных нефтегазовых доходов. В случае снижения фактических цен ниже указанного уровня министерство будет проводить операции по продаже иностранной валюты в объеме выпадающих нефтегазовых доходов. При этом накопленный объем операций по продаже иностранной валюты не может превышать накопленного с начала проведения операций объема покупок иностранной валюты.
Как ранее постановило правительство, дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 году в связи с превышением цены на нефть марки «Юралс» уровня 40 долларов за баррель, не могут быть использованы на финансирование дополнительных расходов федерального бюджета. Таким образом, изменение объема нефтегазовых доходов не будет влиять на объем ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Это решение также позволит обеспечить эквивалентность объема операций на валютном рынке величине отклонения фактического объема использования (пополнения) средств суверенных фондов (Резервный фонд и Фонд Национального Благосостояния) от предусмотренного законом о бюджете в 2017 году. Таким образом, проведение операций на валютном рынке будет иметь в целом нейтральное влияние на состояние денежного рынка. Данный подход в сущности представляет собой реализацию механизма минимизации влияния изменчивости нефтяных цен на внутренние экономические условия до введения «бюджетных правил».
Такое решение Минфина вполне вписывается в общую стратегию снижения зависимости российской экономики от конъюнктуры нефтяного рынка, комментирует происходящее ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. При этом сам предложенный механизм озвучивался главой министерства уже в 2016г. Данный механизм реакции на рост-падение нефтяных цен, безусловно, будет оказывать влияние на валютные курсы. Но не стоит это влияние переоценивать. Фактически Банк России возвращает рынок во времена «валютного коридора», но принципиальное отличие заключается в том, что границы колебаний национальной валюты будут определяться рыночными механизмами, а не расчетным образом.
И нет ничего опасного в том, что регулятор выходит на рынок с покупками или продажами – он в той или иной мере должен контролировать валютный курс с точки зрения его оптимальности для экономики страны, уверен аналитик. И если это механизм контроля и воздействия понятен и определяется рыночными условиями, то остается очень узкое поле для манипуляций.
Валютные интервенции ЦБ, считает Егоров могут привести к улучшению условий для снижения ключевой ставки. Высокая ставка была вынужденной мерой в условиях галопирующей инфляции. Сейчас инфляции приближается к целевому уровню в 4% (это, конечно, с учетом высокой базы, то есть уже выросших цен в 2014-2016 гг.) и прогнозируемый курс национальной валюты позволит проводить более корректное финансовое планирование субъектам экономической деятельности. Таким образом, условия для снижения ставки, при которых сохранится позитивная динамика по инфляции, будут только укрепляться. Время все расставит на места, но, с точки зрения эксперта, в новой конфигурации валютных отношений Банк России может скорее раньше, чем прогнозировал ранее перейти к процессу снижения ключевой ставки.
Все встало на свои места, говорит, в свою очередь, главный аналитик GLOBAL FX Сергей Мельников. Рубль в своем укреплении зашел слишком далеко и текущий курс губителен для нашего бюджета и доходов ключевых экспортеров. При этом, де-юре, наша валюта останется «плавающей» - у нашего ЦБ просто не хватит резервов, чтобы полностью переключиться в режим ручного управления курсом. Скорее всего, речь идет о том, чтобы не допустить падение пары доллар/рубль ниже отметки 59. Сегодня мы уже наблюдали в моменте тестирование уровня 60, но такая динамика является следствием импульсивной реакции рынков на данную новость. До конца недели котировки пары, скорее всего, откатятся в район 59,50, а затем постепенно выйдут на траекторию умеренного роста, и уже к середине февраля стабилизируются выше 60.
В целом, эксперт расценивает данное решение как скорее верное. С ростом рубля конкурентоспособность наших экспортно-ориентированных компаний снизилась. Как следствие, их доходы (а главное – налоговые поступления в бюджет) сократились. В таких условиях у правительства, по сути, было лишь два варианта оказания поддержки: корректировка курса рубля и снижение ставки. К сожалению, данные варианты являются взаимоисключающими. Теперь ЦБ РФ, скорее всего, отложит свои планы по дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики, чтобы оценить эффект от валютных интервенций. Это значит, что экспортеры получат ощутимую поддержку, а вот компании, ориентированные на внутренний рынок, получат ощутимый удар. Нет нужды говорить, что это негативно отразится на деловой активности и, как следствие, на показателях ВВП как минимум за 1-ю половину 2017 года.