В городе более 80% тепловой энергии производят источники генерации «Фортум» и УТСК (9 млн Гкал), еще около 20% — локальныe ведомственные и муниципальные котельные. Примерно 90% потребления тепла происходит в централизованной системе теплоснабжения.
Действующая модель системы теплоснабжения Челябинска характерна для крупных промышленных центров Советского Союза. Ее развитие обусловливалось созданием крупной инфраструктуры новых районов, в которых крупные промышленные объекты сочетались с жилыми районами. В местах точечной застройки и небольших изолированных зонах строились небольшие котельные мощностью 5–6 Гкал, которые при достаточной нагрузке себя оправдывали. Потребление тепла почти идеально балансировалось между промышленностью и жилищно-коммунальной сферой.
С течением времени многие крупные промышленные потребители тепла были ликвидированы, но котельные, создаваемые для их снабжения, остались и сегодня в значительной степени участвуют в теплоснабжении городов, причем находясь в частных руках, что указывает в целом на экономическую привлекательность сферы в нынешней модели тарифообразования.
Потери тепла в централизованной системе теплоснабжения Челябинска втрое выше, чем в Хельсинки. Сменяемость сетевой воды в тепловых сетях из-за утечек в Челябинске происходит 18 раз в год, в Хельсинки — три раза
Между тем, по утверждению Игоря Рындина, директора ОАО «Уральская теплоснабжающая компания», ситуация с теплоснабжением в городе вызывает беспокойство. До скачка курса евро в конце 2014 года население в Челябинске платило за тепло примерно столько же, сколько жители Хельсинки, при этом тариф в Хельсинки был в три раза выше. Доля расходов граждан на оплату тепловой энергии в доходах составляет в Челябинске около 5%, а в Хельсинки — 1%.
Потери тепла в централизованной системе теплоснабжения Челябинска втрое выше, чем в Хельсинки. Сменяемость сетевой воды в тепловых сетях из-за утечек в Челябинске происходит 18 раз в год, в Хельсинки — три раза. За последние четыре года потери сетевой воды увеличились почти вдвое, что также говорит об ухудшении состояния прежде всего распределительных сетей. По убеждению инженеров «Фортума», для повышения эффективности системы в целом в Челябинске надо заменить 30% тепловых сетей (789 из 2631 км).
Тем не менее министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц не готова идти на поводу у коллег из бизнеса: «Когда мы говорим о развитии и о новых подходах к теплоснабжению, не нужно забывать, что за эти инвестиционные возможности будет платить население. Мы выступаем за сдержанный подход. Схемой теплоснабжения должен быть сбалансированный документ развития, в котором должны быть исключены все избыточные инвестиционные потребности.
В то же время “Фортум” предполагает, что ежегодно его дополнительная валовая выручка растет при минимальных параметрах на миллиард, дополнительный прирост тарифа самого “Фортума” — от 20 процентов. Когда рост платежей граждан за тепло ограничен четырьмя процентами, это очень сложно реализовать. Мы всегда поддерживаем инвесторов модернизации систем теплоснабжения, но хотелось бы, чтобы все происходило за счет эффективных бизнес-решений и технологий, а не только за счет роста тарифа».