Снижение ставки сняли с повестки

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
30 января 2017, 10:10

Александр Щербак/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Покупка валюты Банком России для защиты рубля от скачков цен на нефть, скорее всего, будет означать, что процентные ставки останутся высокими в течение более продолжительного времени, нежели заявляли монетарные власти, считают опрошенные Bloomberg эксперты.

Приверженность Банка России политике высоких ставок в стремлении сокрушить инфляцию сделала рубль одним из лидеров валют развивающихся рынков: за прошедший год он подорожал к доллару на 20 процентов и привлек множество иностранных инвесторов одним из лучших в мире кэрри. Сохранение высоких ставок, скорее всего, лишь поддержит спрос на рубль со стороны инвесторов. По мнению аналитиков, ЦБ не может позволить рублю сильно ослабеть, не пожертвовав ориентиром по инфляции в 4 процента в декабре 2017 года, тогда как и излишне крепкий рубль властям не нужен, ведь это вредит экспортерам. 

Российское руководство вынуждено балансировать вокруг рубля: ослабление национальной валюты мешает стратегии снижения инфляции, тогда как ее укрепление отрицательно сказывается на экспортерах, комментирует ситуацию Елизавета Белугина, руководитель аналитического отдела FBS. Усидеть на двух стульях крайне сложно, особенно в текущей ситуации, когда продолжает преобладать сырьевой экспорт. С другой стороны, в обозримом будущем расстановка приоритетов маловероятна – Банк России не готов поступиться борьбой с инфляцией, тогда как пускать ситуацию с экспортом на самотек значит лишиться экономического роста.

Таким образом, констатирует эксперт, ослабление рубля, скорее всего, действительно снимет вопрос снижения ставок с повестки дня. Без смягчения денежно-кредитной политики рубль продолжит манить ищущих высоких доходностей по carry trade инвесторов. Высокий спрос продолжит создавать повышательное давление на курс рубля, которое будут сбивать интервенциями на валютном рынке. По всей видимости, такую закономерность сможет нарушить разве что внешний фактор – ослабление цен на нефть. Учитывая текущее доверие рынка к действиям ОПЕК, реализация такого сценария более вероятна во второй половине года. 

Но вообще, говорит генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов, сложилась интересная ситуация: курс рубля монетарные власти сделали плавающим, но при этом почему-то поставили жесткие ориентиры по инфляции, в рамках которых они стремятся удержаться любыми мерами. То есть плавающий курс рубля - это рыночная ситуация, а таргетирование инфляции - это абсолютно нерыночный подход, и, на мой взгляд, в таком столкновении рынок всегда победит, потому что мировой валютный рынок в совокупности всегда больше и сильнее, чем отдельный центральный банк или отдельная валюта и резервы страны. 

На мировом валютном рынке на рубль сейчас есть спрос со стороны кэрри-трейдеров, и этот спрос будет расти до тех пор, пока ключевая ставка будет оставаться высокой, сейчас она составляет 10%. Пытаться покупать валюту, проводить интервенции, на мой взгляд, не имеет большого смысла - долго сдерживать спрос на рубль не удастся и ставку все равно придется снижать. 

По мнению Шустова, разумнее было бы сразу пойти на снижение ставки, и сэкономить резервы, а также отказаться от жесткого таргетирования инфляции, представив рынку решать - какой должен быть курс рубля и каким должен быть уровень инфляции в текущей экономической ситуации. Вся система макроэкономических показателей быстро придет в равновесие, и мы получим рыночный курс рубля, а кроме того, при ключевой ставке 5-6% годовых станут более доступными кредиты, которые возьмут предприятия малого и среднего бизнеса, население, появится потребительский спрос, заработает механизм экономического роста. 

По прогнозам эксперта, на горизонте до года рубль все равно упадет к доллару до 70-75 рублей, но лучше, если это произойдет рыночным путем, чем путем противоборства рынка с валютными интервенциями. Интервенции могут еще больше раскачать волатильность, а результат будет тот же, или еще хуже для рубля - до 80 рублей за доллар. Нестабильность роста цен на нефть, дефицит бюджета в течение года будут дополнительно ослаблять рубль.