Террористическая семерка Дональда Трампа

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
30 января 2017, 22:19

Дональд Трамп ограничил въезд в США гражданам ряда стран. Таким образом он пытается защитить Америку от потенциальных террористов, только вот какой ценой?

Imago/TASS
30.01.2017 Заголовок: Марш протеста против указа президента США Дональда Трампа об ограничении иммиграции из стран с мусульманским большинством в Вашингтоне
Читайте Monocle.ru в

Мусульманам тут не место?

Президент США Дональд Трамп продолжает удивлять американских политиков и выполнять предвыборные обещания. Вслед за отказом от Транстихоокеанского партнерства и похоронами Obamacare настала очередь миграционного вопроса. Американский президент не только подписал указ о строительстве стены на границе с Мексикой (пока на деньги США, которые потом должны быть компенсированы за счет мексиканцев, возможно через проценты с их денежных переводов с американской территории в Мексику), но и исполнил одно из самых противоречивых своих обещаний – ввел временный запрет на въезд мусульман в США. По крайней мере, части из них.

Запрет касается мигрантов из Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана (даже если у них есть двойное гражданство другой страны, представителям которой разрешен въезд в США – например, Канады). Если же у граждан этих стран есть грин-карта (вид на жительство) и они на момент вступления указа в силу находятся вне территории США, то, по словам представителя Трампа Бориса Эпштейна, эти люди «смогут въехать в страну лишь после тщательной проверки, когда мы убедимся в том, что они не представляют угрозы». По некоторым данным, Министерство внутренней безопасности было против этого положения, однако Трамп его проигнорировал. Более того, по словам главы администрации Белого дома Ринса Прибуса, пограничные службы получат дискреционные полномочия допрашивать даже граждан США, прибывших из указанной семерки стран.

Помимо временного визового запрета, на 4 месяца приостановлен прием всех беженцев (40% которых как раз приходится на указанную семерку), а в отношении сирийских, 50 тысяч которых Америка могла принять в 2017 финансовом году, введен запрет на неопределенный срок. Исключение сделано для беженцев-христиан, которые в силу своей религиозной принадлежности всячески дискриминируются в указанных странах (вплоть до физического уничтожения).

Да, правозащитникам удалось через суд добиться разрешения остаться в США тем беженцам, которые уже прибыли на американскую землю и в аэропорту попали под действие указа Трампа. Решение суда запрещает высылку граждан указанных семи стран, имеющих действующую американскую визу. Однако указа Трампа это не отменяет, и ряд авиакомпаний уже отказываются регистрировать на рейсы в США гражданам «террористической семерки».

Хейтеры против

Как уже становится обычным, указ Трампа вызвал бурную реакцию со стороны его противников. «Аморальная свинья» - именно так певица Рианна назвала Дональда Трампа за его новые иммиграционные правила. Звезды Голливуда придерживаются такой же точки зрения. И дело отнюдь не в профессиональной солидарности с иранским режиссером Асгаром Фархади, который из-за новых правил не может приехать на церемонию вручения Оскара. Налицо серьезный конфликт между прагматизмом Трампа и идеалами выдуманного толерантного мира, в котором живут эти звезды.

Протесты поддержали и простые американцы, приехавшие в аэропорты с плакатами и транспарантами, причем их было больше, чем задержанных граждан «семерки» (из 350 тысяч человек, въехавших в США 28 января, было задержано лишь около двух сотен). Наконец, свое слово сказала и оппозиция Трампу в Конгрессе. «Действия президента показывают его избирателям что он будет играть на страхах перед латиноамериканцами и мусульманами вместо того, чтобы проводить реальную и вдумчивую политику в области обеспечения безопасности»,  - говорит конгрессмен-демократ Луис Гуттиеррес. Республиканцы же опасаются, что указ Трампа еще больше осложнит отношения «слонов» с этническими меньшинствами в США, доля которых в общем количестве американских избирателей неуклонно растет. Нынешний глава администрации Трампа Ринс Прибус не может не знать об этой проблеме: в 2012 году он писал специальный доклад на эту тему

Куда им бежать?

Да, пункт по беженцам еще можно понять – Трампу не нужно повторение, по его словам, «европейского бардака» из-за принятия десятков тысяч жителей Сирии. Конечно, и протестующие правы, утверждая, что США – это страна иммигрантов. Но те иммигранты, которые создавали Америку, серьезно отличались от нынешних. Они приезжали вкалывать и любить страну, а не жить на пособия и ненавидеть Запад, они хотели строить новую жизнь, а не паразитировать на чужих жизнях и тем более не отнимать их. Где гарантия, что среди этих беженцев не будет джихадистов, которые прибудут в США взрывать Америку? Да, Европа критикует Трампа за этот отказ, но это тот случай, когда завидовать нужно молча. В ЕС понимают необходимость ограничить прием беженцев или хотя бы жестко контролировать их расселение, но сделать этого не могут по причинам политкорректности. В словаре Трампа такого слова нет.

Отказом от политкорректности объясняется и исключение для сирийских христиан. Ни для кого не секрет, что предыдущая администрация допускала позитивную дискриминацию мусульманских беженцев перед христианскими, которым иногда отказывали в статусе беженца. Новый же американский президент выступил против толерантности, защищая права большинства перед меньшинством. По понятным причинам, сирийским христианам угрожает куда большая опасность, чем мусульманам-суннитам, да и бежать им некуда, кроме как в христианские страны.

Однако это не значит, что Дональд Трамп принципиально отказывает сирийским мусульманам в убежище – это будет противоречить возрождению образа США как «Града на Холме», объекта обожания и подражания, который Трамп хочет создать. Речь идет о временной приостановке программы приема беженцев сроком на 4 месяца, в ходе которых «госсекретарь, вместе с министром внутренней безопасности и после консультации с директором национальных разведслужб должны пересмотреть процедуру по подаче прошения на участие в программы и по выдаче разрешения». Если учесть, что трамповского госдепа до сих пор фактически нет (ответственные кадры не назначены), срок для консультаций вполне приемлем.

Что же касается тотального запрета на въезд гражданам определенных стран, то тут критики Трамп, как ни странно, в чем-то правы. Президент, конечно, не свинья, и даже не аморальный человек (хотя для государственного деятеля это скорее комплимент). Но ради того, чтобы выполнить обещания перед своими избирателями (а только так он может защищаться от своих хейтеров), президент пошел на шаг, который противоречит его собственной концепции прагматичной политики.

Несправедливый выбор

Во-первых, речь идет об элементарной и неприкрытой дискриминации по принципу гражданства. «Одно дело – тщательно проверять человека. Совсем другое дело – говорить, что, поскольку человек приезжает из определенной страны или принадлежит к определенной религии, то ему или ей нельзя въехать в нашу страну», - говорит сенатор-демократ от Калифорнии Диана Фейнстейн. Эта дискриминация, сделанная ради борьбы с терроризмом, лишь станет доказательством «несправедливости» Америки в глазах потенциальных рекрутов и симпатизантов запрещенной в РФ террористической группировки ИГ, а также других террористических организаций. «Коллективная дискриминация способствует вербовке террористами путем углубления разделительных линий, используемых экстремистскими демагогами для пополнения своих рядов», - говорит министр иностранных дел Ирана Мохаммад Зариф.

Во-вторых, если уж речь идет об ограничении въезда гражданам отдельных стран ради борьбы с терроризмом, то вызывает вопросы список этих стран. Представитель Белого Дома Шон Спайсер говорит о том, что «террористическая семерка» была взята из безвизовой программы администрации Обамы. Программа позволяла гражданам трех десятков стран въезжать в США на короткий срок без визы, но лишь при условии, что они не посещали указанную семерку в период с 1 марта 2011 года.

Но стоит ли делать кальку с этого списка? Судан, Ливия (главный источник джихадистов в Сирии), Сомали, Йемен, Сирия, Ирак (находящиеся в состоянии гражданской войны, одной из сторон в которой являются радикальные исламисты) – это понятно, но почему под раздачу попал Иран? Исламская республика является экзистенциальным врагом запрещенного в России (и США) Исламского Государства всех суннитских исламских террористов (кроме тех, которых она арендовала для сопротивления Израилю), поэтому подозревать аятолл в попытке заслать в США террористов довольно-таки бессмысленно. Или речь идет о том, что в администрации Трампа посчитали слово «республика» тождественным «государству»? Но вряд ли дело объясянется таким образом.

С другой стороны, в списке нет стран, из которых исходит куда более реальная угроза джихадизма: Саудовской Аравии (гражданство которой было у большинства террористов, взорвавших самолеты 11 сентября) и Пакистана. Понятно, что их не включили исходя из очень веских политических причин, так как оба государства являются союзниками США. Но как же тогда бескомпромиссная борьба с террористами и их спонсорами, о которой говорил Трамп? Американский президент сам дискредитирует свою позицию. Возможно, он как прагматик еще осознает свою ошибку и модифицирует миграционную политику в соответствии с американскими национальными интересами.