Политическое харакири Петра Порошенко

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
31 января 2017, 21:54

Украинский президент пытается вернуть себе расположение со стороны западных спонсоров, хотя бы на короткое время. Для этого он взял курс на обострение ситуации на Донбассе.

ТАСС
Ангела Меркель и Петр Порошенко
Читайте Monocle.ru в

 

Совсем один

 

В последние дни резко активизировались боевые действия на Донбассе. Артиллерия украинской армии обстреливает населенные пункты ДНР, в ответ войска непризнанных республик наносят удары по технике ВСУ (расположенной в населенных пунктах, прежде всего в Авдеевке), а также отражает массовые набеги украинских военных на территорию Донецкой Народной Республики. В результате счет жертв уже идет на сотни.

Трагедия ситуации в том, что эти жертвы приносятся ради абсолютно мелочной цели. Украина атакует Донбасс не для того, чтобы его отвоевать (понятно, что на это у Киева недостаточно политических и военных ресурсов, тогда как из-за спин солдат ДНР в любой момент может подуть «северный ветер»). Мирные жители, бойцы армии ДНР, а также ВСУ гибли ради того, чтобы Петр Порошенко мог отыграть перед Берлином (Вашингтон на шоу приходить отказывается) образ страдальца от российской агрессии, дабы с этим образом попросить банку внимания и корзину кредита МВФ.

Со вниманием последнее время у украинского руководства плохо — оно пожинает бурю, ветер которой был посеян антитрамповской кампанией на Украине в ходе американских выборов. В результате Трамп не только не звонит. Американский президент временно переложил управление украинским режимом на фрау Меркель, а сам занимается сейчас другими, более важными для США делами. В частности, подготовкой, если можно так выразиться, продажи украинского режима Путину в ходе будущих переговоров. А у Ангелы Меркель, как выясняется, тоже забот достаточно: фрау канцлерин готовится к выборам в Бундестаг и пытается каким-то образом обуздать сирийских и других джиннов, впущенных ею в германскую бутылку. Денег для Украины нет.

 

Отец украинской демократии

 

И Вашингтон, и Берлин сейчас заинтересованы в максимальном спокойствии на Украине в течение нескольких месяцев, пока окончательно не определятся, что с ней делать. Именно на этом играет Порошенко, привлекая внимание к себе через обострение ситуации, и предлагая вернуть спокойствие в обмен на определенные уступки. Среди которых могут быть: транш МВФ (известно, что Фонд вопреки собственным правилам давал деньги Украине из-за давления со стороны США, а у Трампа нет стимула продолжать эту политику); дополнительное давление на Россию; уступки в деле частичного пересмотра Минских соглашений и, наконец, право просто встретиться с новым американским президентом.

Петр Порошенко, конечно, очень рискует, ведь США и ЕС могут отреагировать на его шантаж не подачкой, а игнорированием, единственно правильной в отношении шантажистов стратегией. И если украинский президент после этого кризиса останется с пустыми руками, он вполне может потерять свою должность. Ни Меркель, ни тем более Трамп не забудут его шантажа (впрочем, они не забудут даже в том случае, если этот шантаж сейчас закончится успешно), а публичный отказ Запада поддержать украинский режим резко приободрит противников Порошенко внутри страны – а противников этих великое множество. Тут и Юля, которая будет пиариться на «брошенных на алтарь амбиций Порошенко украинских патриотах», и националисты, и олигархи. В любом случае Петр Порошенко лишь продлевает агонию своего режима, и спасти его может лишь один сценарий: если Трамп не договорится с Путиным и решит возобновить обамовскую «прохладную войну».

 

Не мешайте резать

 

И в этой связи возникает вопрос – как реагировать России и непризнанным республикам? Точнее, как реагировать правильно?

Пока что реакция была абсолютно верной. Армия ДНР не просто отразила нападения, но и нанесла артиллерийский удар по позициям наступающих войск, нанеся противостоящим силам серьезный урон. Тем самым западным странам был послан сигнал о том, что действия Порошенко могут привести к полноценной эскалации ненужного конфликта. Причем не только в военно-политическом плане. Украинские войска «сознательно своими целями выбирают промышленные объекты, повреждение которых может привести к экологической катастрофе в регионе», — говорится в совместном заявлении спикеров парламентов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Дениса Пушилина и Владимира Дегтяренко. — Под постоянным обстрелом находится Донецкая фильтровальная станция, где хранятся опасные реагенты. В зоне поражения находятся более 500 тыс. человек и несколько десятков населенных пунктов, в том числе на сопредельной территории Украины. Аналогичная ситуация с такими же потенциально опасными объектами». Москва же пока действует дипломатическими методами, призывая западных партнеров повлиять на их, вышедшую из-под контроля креатуру.

Не исключено, что и в Москве, и в ДНР/ЛНР появятся горячие головы, призывающие к более активным действиям. Например, развернуть полномасштабное наступление и освободить новые территории Донбасса от присутствия «украинской хунты», дабы прекратить страдания жителей Донецка, Горловки и других городов, находящихся на линии соприкосновения. Однако наступление сейчас не только нецелесообразно, но и опасно, поскольку может сыграть в пользу Петра Порошенко. Ведь далеко не факт, что ЕС тут поступит так же, как и во время вторжения Саакашвили в Южную Осетию. Оказавшись перед выбором между признанием вины Украины (а также собственной, поскольку они эту Украину поддерживали) и прыжком в украинский окоп, политически близорукие лидеры Европы могут выбрать второй вариант, дав тем самым Порошенко столь желаемую им политическую поддержку. Гораздо эффективнее будет позволить украинском лидеру и дальше проводить свою деструктивную линию, позволяя ему совершить политическое харакири.