ЕЦБ впервые за четыре года достиг цели по инфляции

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 февраля 2017, 10:53
AP/TASS
Пресс-конференция главы ЕЦБ Марио Драги во Франкфурте

Впервые за четыре года ЕЦБ практически выполнил поставленные цели по инфляции. В январе средняя инфляция в 19 странах еврозоны достигла 1,8%, т.е. почти вплотную приблизилась к казавшейся еще недавно недостижимой цели – 2%. Успех налицо, но почивать на лаврах президенту ЕЦБ Марио Драги не дают немцы. Нападки на него в Германии в этом году резко усилились.

Проблемы Драги носят скорее политический, чем экономический характер. В Германии ЕЦБ и его президента лично по-прежнему обвиняют в отрицательных ставках, введенных для того, чтобы поднять потребление, но не позволяющих вкладчикам зарабатывать на вкладах. Поведение немецких политиков вполне объяснимо – в стране осенью пройдут парламентские выборы и они не могут себе позволить сердить избирателей. По иронии судьбы, в самой ФРГ инфляция даже немного выше средней по зоне евро – 1,9%.

«Кто-то должен остановить Драги»,- приводит журнал Politico призыв Йорга Мойтена, сопредседателя националистической партии «Альтернатива для Германии» (AfD), которая очень надеется в сентябре войти в бундестаг.

Среди немецких «инфляционных ястребов» такие известные в мейнстримовской политике и экономике фигуры, как министр финансов Баварии Маркус Шодер. Их раздражает упорство Драги, который отказывается проводить такую монетарную политику в еврозоне, которая бы отвечала требованиям немецкой экономики. Президент ЕЦБ объясняет свое «упрямство» тем, что у Германии дела идут неплохо и что другие страны зоны единой европейской валюты больше нуждаются в помощи Центробанка, чем ФРГ.

Евроскептики на выборах в Германии, Франции и Нидерландах в этом году, как никогда, активны. Их активность – одна из причин усиления критики ЕЦБ немецкими мейнстримовскими политиками. При этом ведомству Драги следует готовиться к усилению давления и критики в ФРГ по мере приближения выборов в бундестаг.

На последней пресс-конференции Марио Драги попытался создать впечатление, что правление ЕЦБ единогласно поддержало продление программы покупки гособлигаций членов еврозоны, т.е. программы количественного смягчения (QE), оцениваемой в 2,3 трлн евро. Но уже через несколько дней представитель Германии в правлении – Сабина Лотеншлягер заявила, что пришло время закрыть QE.

«Уже существуют все условия для стабильного роста инфляции,- заявила она.- Я оптимистично смотрю в будущее. Скоро мы можем выйти из программы количественного смягчения».

Президент Bundesbank Йенс Вейдманн тоже призвал Центробанк руководствоваться экономическими показателями и данными в принятии решений, а не упрямой приверженностью к программе количественного смягчения, которую Драги намерен продлить как минимум до конца 2017 года. Без особого риска ошибиться можно предположить, что если прогнозы экономистов самого ЕЦБ по инфляции и экономическому росту еврозоны будут повышаться, то банку следует готовиться к усилению давления и атак со стороны немецких финансистов, политиков и экономистов.

Распри в правлении ЕЦБ могут повредить шансам Ангелы Меркель четвертый раз стать федеральным канцлером ФРГ. Дело в том, что ей в конце концов придется делать очень сложный выбор: между «хорошим европейцем», который, как нетрудно догадаться, не может критиковать политику главного европейского банка, и «хорошим немцем», которому нужны голоса недовольных политикой Центробанка немецких избирателей.

«Мы не будем никак влиять на политику Европейского центрального банка,- сказала она в Стокгольме.- Поэтому я не смогу и не захочу менять существующее сейчас положение».

Что касается Марио Драги, то он продолжает утверждать, что его главная задача – следить за всей еврозоной, включая проблемный юг континента. Для таких стран, как Португалия и Италия, внезапное закрытие QE станет сильным ударом. Не удивительно, что немецкие СМИ в целом и влиятельная консервативная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung в частности называют ЕЦБ «заложником стран-должников».