Китай прокладывает себе дорогу в сердце Европы

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
20 февраля 2017, 14:25

К противоречиям в торговой сфере и разной трактовке соблюдения прав человека скоро могут добавиться споры о высокоскоростной железной дороге, которую хотят строить в Старом Свете на китайские миллиарды.

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Еврокомиссия начала проверять на соответствие европейским нормам и правилам амбициозный проект строительства высокоскоростной железной дороги, которая должна будет связать Белград и Будапешт. Железные дороги, особенно, высокоскоростные, в строительстве которых Поднебесная достигла несомненных успехов, являются одним из орудий мягкой силы, помогающей ей проникнуть в другие страны. Дорога протяженностью 350 км соединит столицы Сербии и Венгрии и приведет китайцев почти в самое сердце Европы. Это составная часть пекинского мегапроекта «Один пояс и один путь», который соединит Азию с Европой под эгидой, естественно, Китая. Проект – любимое детище Председателя КНР Си Цзиньпина, с помощью которого он надеется найти друзей и союзников не только в Азии, но и в Европе и Африке. Стоимость проекта приближается к триллиону долларов, а по его окончании, если он будет доведен до конца, наверняка его превысит.

Как сообщили Financial Times (FT) источники в Брюсселе, Еврокомиссия начала изучать проект строительства дороги между Белградом и Будапештом, предварительная смета которого составляет 2,89 млрд долларов, на предмет его финансовой состоятельности. Кроме этого, в ЕК хотят проверить, не нарушено ли европейское правило, согласно которому такие крупные инфраструктурные проекты, особенно, в сфере транспорта, обязательно должны выставляться на аукцион.

Любая помеха первому китайскому проекту строительства железной дороги в Европе станет для китайской дипломатии, в последнее время добившейся ряда существенных успехов, очевидным поражением. В Пекине железнодорожный проект считают главным орудием в деле завоевания дружбы с центрально- и восточноевропейскими странами. Об этом даже было публично заявлено на саммите 2013 года, на который собрались лидеры КНР и центральных и восточноевропейских стран.

ЕК также изучит правомерность подписания Венгрией и Сербией, которая, правда, не входит в ЕС, но мечтает об этом, отдельных соглашений с Пекином. Конечно, главное внимание при проведении экспертизы будет уделено Венгрии, члену Евросоюза с 2004 года. С Сербии спрос, естественно, меньше. Ее в отличие от Венгрии Брюссель в случае нарушения общеевропейских законов и правил наказать штрафом не сможет.

Еврокомиссия во всем детально разберется, но информации о проведении тендера на строительство венгерского участка высокоскоростной дороги между Будапештом, оцениваемого в 1,8 млрд долларов, в общественном пользовании нет. FT удалось увидеть соглашение, подписанное правительствами Венгрии и КНР в прошлом году. Оно посвящено сотрудничеству между двумя странами в строительстве железной дороги. Кроме этого, в нем указываются подрядчики и кредиторы. С китайской стороны, это две государственные компании: China Railway International Corporation и Export-Import Bank of China. Первая будет строить железную дорогу вместе с венгерской фирмой Hungarian State Railway, а второй предстоит финансировать проект.

Кстати, Венгрия привлекает внимание Еврокомиссии в связи с крупными инфраструктурными проектами уже не первый раз. Брюссель долго пытался разобраться в правомочности передачи венгерским премьером Виктором Орбаном 12-миллиардного контракта на строительство атомной электростанции в Пакше российской компании «Росатом» тоже, к слову, без публичного тендера. Проверка была прекращена в декабре 2016 года. ЕК согласилась с объяснениями венгерской стороны, что только российская компания может предложить требуемые для проекта специальные технологии. Однако проверка правомерности государственного финансирования строительства АЭС еще не закончена.

Правительство Венгрии незамедлительно отреагировало на сообщение о начале экспертизы железнодорожного проекта с Китаем. В Будапеште заявили, что перед подписанием соглашения были проведены консультации с Брюсселем и что возражений со стороны европейских властей не было.

По сообщениям китайских СМИ, соглашение между Будапештом и Пекином было подписано во время встречи «16+1» в Латвии в ноябре прошлого года.

«Железная дорога между Белградом и Будапештом – крупная составная часть проекта «Один пояс, один путь»,- объясняет Тамас Матура, профессор будапештского университета Корвинус.- Венгерский участок должен стать, по замыслу авторов проекта, шедевром, чтобы показать Европе, что китайцы могут работать по европейским стандартам».

Новая железная дорога поможет сократить время поездки между столицами Сербии и Венгрии с нынешних 8 часов до менее чем трех. Она важна для Китая еще и в связи с тем, что войдет в так называемый «Сухопутно-морской маршрут», который Пекин согласился в 2014 году построить вместе с Венгрией, Сербией и Македонией. Он свяжет греческий порт на Средиземном море Пирей, оператором которого сейчас являются китайские компании, с Будапештом. По нему, надеются в Пекине, в Европу широким потоком потекут китайские товары и изделия.