Разговор Меркель и Трампа отнюдь не напоминал встречу двух союзников. Слишком уж сильно расходятся их взгляды на мир и друг на друга
Эксцентричная парочка
На днях поговорить с Трампом в Вашингтон прилетела канцлер Германии Ангела Меркель. И проблемы с этим визитом начались с самого момента организации. Изначально встреча намечалась позже, в ходе предполагаемого турне Трампа по странам Европы. Однако по настоянию Меркель ее перенесли на более раннюю дату 14 марта, и тут уже в дело вмешалась погода – бундесканцлерин не смогла прилететь в Вашингтон из-за снежного шторма, поэтому прибыла лишь 17-го.
Казалось, после прилета проблемы закончились, ведь начинались переговоры ближайших союзников, двух номинальных лидеров, хранителей свободного мира. Однако многие либералы считают, что хранителем там была лишь Меркель, а Трамп исполняет роль разрушителя. Поэтому ряд западных аналитиков возлагали на бабушку Европы очень большие надежды по защите свободного мира. «Она единственный лидер, который может жестко противостоять новому президенту. Говоря о том, что Германия будет работать с США на основе общих ценностей (верховенство закона, толерантность и равные права) она стала де-факто лидером тех, которые полны решимости защищать эти ценности», - пишет бывший помощник госсекретаря США Джеймс Рубин. И правда, кто как не Меркель? Лидер самой мощной в политико-экономическом плане страны ЕС, стержень Евросоюза?. И, что немаловажно в случае с Трампом, она является женщиной-главой государства.
В итоге скептики оказались правы – переговоры между Трампом и Меркель совсем не напоминали непринужденный разговор союзников. Визуально это проявилось, например, на итоговой церемонии в Овальном кабинете, когда Трамп и Меркель напряженно сидели в креслах перед толпой репортеров. «Как прошли переговоры?», спросили у Трампа. «Великолепно», - ответил президент США, однако лицо его оставалось хмурым и, в каком-то смысле, даже раздраженным. Поведение, в общем-то, тоже – когда журналисты из зала попросили его пожать на камеру руку Меркель, и сама Бундесканцлер, повернувшись, поинтересовалась на предмет рукопожатия, президент сидел с каменным лицом, не реагируя ни на кого. «Лидеры двух самых могущественных стран Запада выглядели скорее как эксцентричная парочка, а не как два союзника, говорящих о совместных проектах», - говорит Джеймс Рубин.
Честная против хорошей
По идее, конечно, оба лидера должны были оставить в стороне риторику 2016 года (в ходе предвыборной кампании Трамп резко критиковал внутреннюю политику Меркель в миграционном вопросе, называя ее «позором», а германские лидеры позиционировали Трампа чуть ли не как антихриста). «От конфликтов внутри Запада не выиграет никто, даже его враги», - пишет корреспондент DW в Вашингтоне Миодраг Сорич. Для недопущения этих конфликтов, как верно отметила Ангела Меркель, «лучше говорить друг с другом, а не друг о друге». Проблема в том, что даже в разговоре друг с другом стороны не смогли найти общий язык по ряду вопросов. Трамп сам дал понять об этом, когда говорил о прослушке его и Меркель со стороны администрации Обамы: «по крайней мере, у нас есть хоть что-то общее».
Например, стороны разошлись во взгляде на миграцию, где они, по словам Меркель, лишь «обменялись взглядами». Оно и понятно, ведь если Меркель говорила о приоритете свободы передвижения, то для Трампа иммиграция - «это привилегия, а не право, и безопасность наших граждан должна всегда безоговорочно находиться на первом месте». Эти взгляды сложно совместить.
Еще одной точкой расхождения стали воззрения на будущее Европы. В то время как Ангела Меркель делает все возможное для спасения Евросоюза Дональд Трамп не просто работает на его развал, но и не стесняется об этом публично говорить (например, восхваляя Брекзит). «Возникло своего рода отчуждение. Когда американский президент приветствует выход Великобритании из ЕС и говорит, что остальные страны должны последовать ее примеру, это нечто беспрецедентное», - говорит глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Интересы Трампа предсказуемы. А вот методы реализации этих интересов – нет», - поясняет основную проблему с Трампом замредактора немецкой Bild Николас Бломе.
Что же касается двусторонних отношений, то тут превалировали торговые вопросы. «Я сторонник свободной торговли, но и, одновременно, честной торговли», - говорит Трамп. По его словам, многие страны вели с США «нечестную торговлю», и эта практика будет прекращена. «Мы будем заключать солидные торговые сделки, а не такие, которые приведут к закрытию наших заводов и резкому росту безработицы», - отметил президент. Германия в понимании Трампа – одна из тех стран, с которыми нужна «честная сделка», ведь торговый дефицит США с Германией составил в 2016 году около 65 миллиардов долларов. В свою очередь, для Меркель (особенно на фоне отказа Трампа от Трансатлантической зоны свободной торговли и намерения заключать двусторонние соглашения с европейскими партнерами) нужна хорошая сделка, ведь на долю США приходится порядка 10% германского экспорта. Поэтому на встречу с Трампом Меркель привезла подношение в виде директоров крупнейших компаний (Siemens, BMW и т.п.) которые рассказали Трампу о планах дополнительных инвестиций в США. Судя по всему, Германию и США ожидают долгие переговоры о том, как сделать сделку одновременно честной и хорошей.
НАТО оставляем в покое, Путина тоже
Безусловно, позиции Меркель и Трампа разошлись не во всех вопросах. Стороны вроде бы как договорились по вопросу НАТО. Однако по сути речь шла не о компромиссе, а о реализации собственных интересов, которые не особо противоречат друг другу. Так, Ангела Меркель еще раз пообещала увеличить расходы страны на оборону. Но не столько потому, что этого от нее требует Трамп – понятно, что если Германия (а тем более при ослаблении роли США) хочет повысить свою роль в обеспечении безопасности Европы, ей необходимо обеспечить увеличение бюджета бундесвера. Германия сейчас тратит 1,23% ВВП на оборонные нужды. В прошлом году эта сумма выросла на 8%, и Берлин в целом рассчитывает довести оборонные расходы до 2% к 2024 году.
В свою очередь, Трамп выразил полную поддержку НАТО – однако он и не собирался распускать Альянс. НАТО являлся, является и будет являться важнейшим инструментом США по контролю за Европой, и Трамп хочет этот инструмент лишь починить и наточить, сделать более эффективным и менее затратным для американского бюджета. И поэтому требует от тех же немцев больших расходов, о чем он не преминул напомнить только-только уехавшей из Вашингтона бундескацлерин. «Вопреки тому, что пишут в фейковых новостях, я провел прекрасную встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель. Однако Германия в долгу… Она должна платить больше средств США и НАТО за серьезную и очень дорогостоящую защиту Германии».
Также компромисс был найден и в украинской теме. Назвав Германию и Францию лидерами в вопросе урегулирования ситуации на Украине, Трамп еще раз подтвердил назначение европейских партнеров ответственными за разрешение надоевшего украинского вопроса. А также дал понять, что надежды Киева на втягивание Вашингтона в переговорный процесс останутся лишь надеждами. Меркель же заявила, о том, что конфликт на востоке Украины нужно решать, но и отношения с РФ после устранение проблем нужно улучшать тоже (тем самым несколько разведя два этих положения, хотя раньше Запад четко отмечал, что утром выполнение Москвой Минска, а вечером – нормализация российско-европейских отношений). Что еще важнее, ни Трамп, ни, тем более, Меркель ни слова не сказали против новой российской стратегии по принднестровизации ЛНР и ДНР (часть которой является признание Москвой паспортов непризнанных республик, введение местными властями внешнего управления на донбасских предприятиях, а также переориентацию их экономик на Россию). Фактически, Путину дали зеленый свет на альтернативу Минску, (коль Порошенко не хочет минские условия выполнять), а ведущие западные СМИ даже не прокомментировали данный подход лидеров свободного мира. «Для Киева это полная зрада. Потому у нас есть только один выход, состоявший из комплекса мер: не услышать Меркель, посмотреть на Вашингтон сквозь пальцы и махнуть на Трампа рукой. Думаю, с этой троесложной задачей мы успешно справимся», - говорит украинский политолог Янина Соколовская.