России принадлежит около 40% циркумполярных (расположенных вокруг Северного полюса) пространств планеты, пишет журнал «Эксперт» в спецпроекте «Освоение Арктики». За последние сто лет Россия в третий раз начинает масштабное индустриальное продвижение в Арктику. В арктической зоне РФ уже сейчас создается свыше 11% валового внутреннего продукта страны и обеспечивается около четверти ее экспорта.
В первую очередь это связано с масштабным освоением минерально-сырьевых ресурсов Заполярья, переориентацией части мировых транспортных потоков с «южного» направления на «северное» и с возрастанием роли Арктики в обеспечении жителей Северного полушария чистой питьевой водой.
На Севера!
Промышленное освоение арктической зоны нашей страны началось еще в XIX веке, но первая масштабная волна индустриализации русского Севера пошла в 1930-е годы, когда силами заключенных началась добыча угля в Воркуте, цветных металлов в Норильске, а с запада на восток потянулась Трансполярная магистраль. Вторая индустриальная волна в 1960–1980-е гг. привела к масштабной геологоразведке на территории макрорегиона, созданию мощнейшего центра добычи газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и организации цельной системы обороны северных рубежей от Мурманска на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке. Сейчас на наших глазах поднимается третья волна индустриального освоения российского сектора Арктики.
В 2013 году президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития арктической зоны Российской Федерации, принята соответствующая федеральная программа социально-экономического развития этого макрорегиона до 2020 года (сейчас она корректируется правительством на срок до 2025 года), создан орган, который будет координировать действия по его управлению — Госкомиссия по развитию Арктики. Инициаторами этой третьей волны чаще всего называют топ-менеджмент и собственников работающих в Арктике крупных промышленных корпораций, часть государственных управленцев, глав арктических субъектов федерации, часть депутатов Госдумы, сенаторов, общественных деятелей, руководство Министерства обороны.
Возвращение сюда Вооруженных Сил — один из залогов успеха третьего захода в Арктику. В декабре 2014-го создано Объединенное стратегическое командование «Север» для управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря. Кроме того, ВС РФ обеспечивают здесь безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций (природного или техногенного характера), являются системообразующим фактором для развития городов и поселков, становятся одним из главных поставщиков новых технологий для гражданской жизни (от арктической одежды и обуви до медикаментов и машин).
Мощная волна
В Заполярье в ближайшие годы предполагается запустить около 150 проектов на сумму 5 трлн рублей, 4 трлн из которых должны составить средства из внебюджетных источников. Почти половина этих проектов связана с добычей и переработкой в Заполярье полезных ископаемых, прежде всего в ЯНАО, а также и к западу и к востоку от него. В настоящее время здесь добывается и производится 95% российского никеля и кобальта, более 80% газа, 60% меди, 100% барита и апатитового концентрата. При этом в российском секторе сосредоточено более 90% запасов природного газа всей Арктики, около 10% активных мировых запасов никеля, около 19% металлов платиновой группы, 10% титана, более 3% цинка, кобальта, золота и серебра. Комплекс морского промышленного рыболовства производит около 15% общего объема рыбной продукции.
Весьма актуально для дальнейшего развития арктической зоны РФ строительство двух широтных железных дорог: Белое море — Коми — Урал» («Белкомур»), а также «Северного широтного хода» (СШХ), для вывода потока грузов в Мировой океан через новый строящийся порт Сабетта на полуострове Ямал.
Ключевой принцип новой волны освоения Арктики — государственно-частное партнерство (ГЧП). Минэкономразвития предложило концепцию восьми опорных зон, где территории будут развиваться как целостные проекты: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская (или Норильская), Северо-Якутская и Чукотская. На принципах ГЧП, по сути, предполагается и развитие Северного морского пути, для которого компании, в первую очередь «Норникель», «НоваТЭК», «Газпром нефть», строят новые суда усиленного ледового класса.
Эко за око
Изменившееся отношение к Арктике и новые промышленные технологии позволят максимально сохранить экологическую целостность этого макрорегиона. И начать ликвидацию ранее нанесенного ущерба
Что касается морской части этой волны, тут остаются вопросы. Но что касается проектов, осуществляемых на континентальной части российской Арктики, то российские компании уже неоднократно доказали, что разработанные и применяемые ими в Заполярье технологии не только эффективны, но и экологически безопасны. Это касается и первой очереди запущенного «Газпромом» гигантского газового Бованенковского месторождения на Ямале, и арктического морского нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» «Газпром нефти», и той обширной работы, которую проводит в этом направлении «Норникель», и строительства объектов «Ямал СПГ» и нового морского порта Сабетта (СП «НОВАТЭКа», TOTAL и китайских партнеров).
В последние годы началась ликвидация ущерба, накопленного в Арктике в период предыдущей волны освоения Севера. По мнению активистов ОНФ, в арктической зоне одной только Якутии сейчас сосредоточено около 5 млн тонн металлолома, на ликвидацию которого необходимо 62 млрд рублей.
На наиболее известных архипелагах либо уже началась «арктическая уборка», как на Новой Земле, где с лета 2009 года располагается национальный парк «Русская Арктика», либо вскоре начнется, как на островах Земли Франца-Иосифа. А самой заметной стала инициатива по очистке «всем миром» острова Белый в Карском море, в которой приняли участие и добровольцы и крупнейшие компании.
А еще тут холодно
Масштабное освоение Арктики предъявляет особые требования к человеческому организму. Поэтому господдержка живущих здесь людей и привлечение на Крайний Север молодых кадров должны стать одной из основных задач государственной политики дальнейшего освоения Заполярья.
Много делается уже сейчас, в основном — силами самих арктических регионов и работающих здесь компаний. Но нужна и специальная государственная программа развития на средства федерального бюджета комфортной среды в северных городах, системы социальной защиты постоянно живущего там населения, системы стимулирования миграции на Север молодых трудовых ресурсов, транспортной инфраструктуры. Необходимо на новой волне индустриального развития Арктики заселить эти исконно российские территории.