Отправляясь в Турцию с официальными визитами, подавляющее большинство гостей чувствует сейчас себя явно не в своей тарелке. Через три недели в Турции пройдет очень важный для судьбы страны референдум о расширении полномочий президента Эрдогана. Обстановка напряженная эмоции бьют через край. Турецкие министры с очевидного одобрения президента, который задает тон внешней политике, ведут себя крайне агрессивно на всех фронтах. Сложности и нюансы текущего момента обязательно следует иметь в виду госсекретарю США Рексу Тиллерсону, прилетевшему в Анкару с рабочим визитом. Он обещает быть самым трудным пока еще в недолгой карьере главы внешнеполитического ведомства США.
Конечно же, громкое заявление в среду вечером турецкого премьер-министра Бинали Йылдырыма об окончании восьмимесячной военной операции «Щит Евфрата» на севере соседней Сирии было приурочено к приезду высокого гостя. Турецкие власти утверждают, что операция завершилась полным успехом и что все или почти все поставленные задачи выполнены. Среди них и главная цель – создание зоны безопасности вдоль границы между Турцией и Сирией.
«Сирийцы вернулись из Турции в свои дома,- заявил турецкий премьер, выступая на телеканале NTV.- Жизнь вернулась в нормальное русло. Операция «Щит Евфрата» закончилась. Если возникнет необходимость в дополнительной военной операции, то она получит новое название».
Завершение операции «Щит Евфрата» явно должно послужить сигналом Белому дому о готовности Анкары к восстановлению сильно испорченных в последние годы администрации Барака Обамы отношений. Правда, сделать это будет нелегко. Главной причиной резкого охлаждения отношений между двумя в недалеком прошлом близкими союзниками стал разный подход к стратегии борьбы с «Исламским государством», запрещенным на территории России. Сначала многие в том числе и в Вашингтоне были недовольны очевидным бездействием турецких властей, затем начались горячие споры относительно курдов.
На нынешних переговорах речь пойдет в первую очередь, наверное, о взятии Ракки, столицы самопровозглашенного Исламского халифата в Сирии. Йылдырым в прошлом неоднократно заявлял, что США нанесут непоправимый ущерб отношениям с Турцией, если включат курдские отряды в состав сил, которые будут штурмовать этот город на севере Сирии. Анкара много раз предлагала американцам провести совместную операцию по взятию Ракки, но не включать в число ее участников курдов из Отрядов народной самообороны (YPG). Турки считают их террористами, угрожающими безопасности и территориальной целостности Турции. Американцы видят в YPG союзников, причем, наиболее подготовленных и боеспособных среди военных формирований в регионе.
Сегодняшние переговоры Рекса Тиллерсона с президентом Эрдоганом и министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу обещают быть трудными. Проблем в последние годы в двусторонних отношениях накопилось немало. Еще одной очень серьезной проблемой является вопрос о выдаче турецкого проповедника и политика Фетхуллы Гюлена, которого Реджеп Тайип Эрдоган считает своим главным врагом за пределами Турции и организатором неудавшегося прошлогоднего путча. Предыдущая американская администрация не считала предоставляемые турецкими властями тома доказательств подрывной деятельности Гюлена достаточными для экстрадиции проповедника, который почти два десятка лет живет в Америке.
К этим «старым» проблемам совсем недавно прибавилась и новая, совсем свежая. Речь идет об аресте на этой неделе в Нью-Йорке высокопоставленного сотрудника государственного турецкого банка Halkbank. Его обвиняют в нарушении американских санкций против Ирана.