Третьи зимние Всемирные военные игры, завершившиеся на минувшей неделе, были обречены стать лучшими в истории. Во-первых, потому что Россия их впервые принимает на своей территории, хотя исправно участвует и в летних, и в зимних форумах. Здесь уже своя история. Организатор — CISM — Международный совет военного спорта, был создан в 1948 году и сейчас объединяет 134 страны. Причём считается крупнейшей международной спортивной организаций после Международного олимпийского комитета и Международной спортивной федерации университетов. Первые (летние) игры состоялись в 1995 году в Риме и были посвящены 50-й годовщине окончания Второй мировой войны. Зимний же вариант организовали значительно позже: в марте 2010 года Игры принял итальянский Аоста. Теперь же настала очередь России, а с недавних пор мы не упускаем случая стать «самыми-самыми» в тех мероприятиях, до которых не дотянулись завравшиеся функционеры антидопинговых комитетов. Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ольга Ковитиди заявила, что на военных играх собрались представители 25 стран мира, в том числе и делегации из Швейцарии, Франции, Германии и Италии. И это - несмотря на санкции и разгул пропаганды в СМИ. Впрочем, на самих соревнованиях об этом если и вспоминали, то с ухмылкой.
Во-вторых, потому что в Сочи. Новенькая олимпийская инфраструктура, отлаженная координационная система и вышколенный волонтёрский корпус – залог отменного качества организации. При этом бюджет города не понёс существенных расходов, заметил градоначальник Анатолий Пахомов, поскольку большой объём работы взяли на себя волонтёры. Более того, ещё предстоит посчитать косвенные доходы сочинского бизнеса – гостиниц, ресторанов, туристических объектов. Только на трибуны соревнований пришли около ста тысяч зрителей. Пахомов между делом напомнил, что благодаря Олимпиаде в городе было создано примерно 30 тысяч новых рабочих мест, а доходы Сочи выросли на 2 миллиарда долларов.
Наконец, виды соревнований – почти все «наши», призовые: биатлон, лыжные гонки, горные лыжи, ски-альпинизм, шорт-трек, лыжное ориентирование и скалолазание в помещении. А участники – подчас не просто военнослужащие, но и чемпионы мирового класса (со стороны всех команд-участниц). Это нормальная практика, когда армии выставляют профессиональных спортсменов. Они имеют звания и военные регалии, но по факту освобождены от регулярной военной службы. Так, в зимних военных играх в разное время принимали участие такие звёзды как Мартен Фуркад, Ариана Фонтана, Дарио Колонья и Наталья Коростелева.
«По организации и готовности спортивных объектов это лучшие игры за историю всех зимних военных игр, - сказал президент Международного совета военного спорта (CISM) Абдулхаким Аль-Шино. - Это серьезный вызов для Германии, которая будет проводить Игры в 2021 году. Россия открыла свое сердце для всех стран. Такие соревнования вдохновляют делегации приехать сюда и общаться, поддерживать контакты».
В итоге сборная России завоевала 22 золотые, 9 серебряных и 11 бронзовых медалей. Второе место в зачете получила команда Италии (8 золотых, 6 серебряных и 6 бронзовых медалей). Третья строчка осталась за французскими спортсменами, завоевавшими 6 золотых, 12 серебряных и 5 бронзовых наград. А ведь на предыдущих зимних военных играх 2010 года и 2013 года сборная команда России не поднималась выше четвертого места. А вот в летних играх Россия бессменный чемпион. Скажем, в 2015 мы установили абсолютный рекорд, завоевав в общей сложности 135 медалей (из них 59 — золотые).
Новое соревновательное лицо российской армии – это, конечно, заслуга главы Минобороны Сергея Шойгу, который приучил и военных, и независимых зрителей к регулярным учениям, соревнованиям, внезапным проверкам и обязательному участию армии во всех спортивных форумах. Причём желательно международного формата. «Танковый биатлон», «Авиадартс», «Открытая вода», «Безопасная среда», «Рембат», а «шапкой» - Армейские международные игры, в которых ежегодно принимают участие около ста тысяч военнослужащих. «Игры способствуют распространению передовых методов обучения и совершенствованию боевого мастерства, что заметно сказывается на улучшении качества выполнения боевых и учебно-боевых задач», – говорит Сергей Шойгу. Добавим, что благодаря международному формату соревнований у российских генералов появляется возможность для дружеских контактов с коллегами из иностранных армий. В то время, когда политики приходят и уходят, попутно разрушая отношения между государствами, горизонтальные связи между военными остаются важным каналом коммуникации на случай непредвиденных конфликтов и кризисов. По крайней мере, такой опыт был заведён ещё во времена «холодной войны».