Интервью с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Кобылкиным

25 апреля 2017, 19:44

В XXI веке богатство России будет прирастать Арктикой. Здесь уже производится 11% валового внутреннего продукта страны и более четверти ее экспорта. Главная «жемчужина» российской Арктики – Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Масштабность реализуемых здесь проектов такова, что с 2012 года старт их эксплуатации дает сам президент РФ Владимир Путин. Благодаря созданию, например, в ЯНАО сети заводов по сжижению природного газа (СПГ), Россия уже к середине нынешнего века может занять более 15% мирового рынка СПГ. А строительство здесь нового морского порта Сабетта уже обеспечивает работой 650 предприятий из 55 регионов России. О том, почему полуострова Ямал и Гыдан так привлекают зарубежных инвесторов, зачем жителю Рязани железная дорога от Сабетты до Надыма, и как стратегические проекты сделать подконтрольными общественным наблюдателям на всех этапах реализации – в online интервью губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

Читайте Monocle.ru в

- Недавно вся страна по телевизору наблюдала, как президент Владимир Путин принимает доклад о швартовке первого танкера-газовоза в порту Сабетта. Какие у Вас у самого возникают ощущения от этого события? И когда танкеры с российским флагом пойдут?

Очевидец, Москва

-  Это большая победа России в освоении арктических рубежей. Планы по строительству в Сабетте, о которых мы рассказывали несколько лет назад, многими назывались утопическими. Но вот – Ямал это сделал. Оживление Северного морского пути также называли нереальным, а сегодня по грузопотоку мы перешагнули планку успешного периода советских времен.

Реализация проекта по созданию на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» и нового российского арктического порта Сабетта значительно укрепляет геополитические позиции нашей страны. В Арктике такого никто еще не делал.

Первый арктический танкер-газовоз «Christophe de Margerie» совершил тестовый рейс. Но в конце этого года из Сабетты в Европу и Азию отправятся танкера уже с промышленным газом. На проектную мощность в 16,5 миллионов тонн газа в год проект «Ямал СПГ» выйдет в 2019 году. Этот и другие проекты позволят Ямалу в обозримом будущем стать крупнейшим в России и всей Арктике центром производства СПГ.

Про российский флаг могу сказать одно, «Пойдут»! Суда российского производства строятся, федеральные структуры этому вопросу придают важное значение. 

-Хватит ли газа на Ямале на другие СПГ-заводы?

В. Карулов, Новый Уренгой

- Ресурсы полуострова Ямал и Гыданского полуострова, по предварительным подсчетам промышленников и экспертов, дают возможность производить более 70 миллионов тонн СПГ в год на протяжении десятилетий. Фактически, использование такого потенциала позволит создать в арктическом регионе СПГ-кластер с долей более 15 процентов мирового производства СПГ.

Это абсолютно справедливая и обоснованная оценка углеводородного, технологического и кадрового потенциала нашего округа. Решение о создании второго завода по производству сжиженного газа уже принято. «Арктик СПГ 2» будет построен на платформах в Обской губе вблизи береговой линии полуострова Гыдан. Важно, что модули завода планируется производить компанией НОВАТЭК исключительно на российской верфи в Мурманской области. И это большое преимущество для отечественных производителей. Кстати, на прошлой неделе в Мурманске Председатель Правительства России Дмитрий Медведев дал высокую оценку проделанной в этом вопросе работе. Ямальские проекты подтягивают многие производства страны, обеспечивают заказами, являются генераторами развития.

 

-Я живу в Шурышкарском районе на юге округа. У нас нет ни месторождений газа, ни железной дороги. Как все эти большие стройки на Ямале, о которых мы постоянно слышим, скажутся на нашей жизни?

Ф.Л., Шурышкарский район

- К счастью, все реже слышу такие вопросы. Раньше приходилось много объяснять жителям отдаленных поселков, как стратегические проекты, проходящие далеко в других районах, повлияют на людей здесь. Новые производства, инфраструктурные проекты - это всё наполняемость бюджета округа. И именно из этого бюджета мы стараемся создать на Ямале равные комфортные условия для жизни и в городах, и в маленьких национальных селах. У нас есть села, которые мы дотируем почти на 100 процентов! Но при этом оборудование школ, больниц, детских садов в этих поселках ничем не уступает городскому. И рабочие места в агропромышленном комплексе для жителей этих сел мы тоже создаем на деньги из общей экономики округа, которую формируют стратегические проекты. Ямал вносит значительный вклад и в российский бюджет. Поэтому такие проекты делают нашу страну сильнее по многим позициям.  

-Ваш регион уже давно поставляет мясо северного оленя к нам, в Финляндию. Но прошлым летом у вас олени болели и даже умирали. Как это скажется на поставках мяса в Северную Европу?

Пуйконен, Лахти

-Продукция ямальского агропромышленного комплекса проходит строжайший ветеринарный и санитарный контроль, который, кстати, соответствует самым строгим нормам Европейского союза. Производство мяса северного оленя, например, контролируется трижды, в том числе в лабораториях не только Ямала, но и Тюмени. Поэтому поставки ямальской оленины за последний год в Северную Европу не только не уменьшились, а выросли. Нынешней зимой мы отправили в Финляндию на четверть больше оленьего мяса, чем в прошлом году. С этого года 100 тонн оленины будет ежегодно поставляться и в Германию. Надежные международные партнеры уверены в нас, потому что вся система прошла неоднократную проверку и временем, и качеством. Кстати, в этом году мы расширили и собственный ямальский рынок сбыта. Приходилось слышать, что, мол, и в Тюменской области, и в других регионах оленина есть, а ямальцам не хватает. Мы и свою собственную сеть развиваем. Есть ожидания, что в скором времени мы начнем выпускать и свою тушенку, чего раньше не делали. Предложение от ямальских предпринимателей мне уже представлено.

-Разговоры о строительстве моста через Обь и железной дороге от Салехарда до Надыма ведутся уже давно. Когда, наконец, начнутся дела?

Алексеенко, Лабытнанги

-  Северный широтный ход – это очень тяжелый проект с точки зрения исполнения. Крупнейший в Арктике инфраструктурный проект реализуется согласно Перечню поручений Президента РФ Владимира Владимирович Путина. На сегодняшний день заключены все необходимые соглашения с РЖД, Газпромом. Минтранс РФ и лично Максим Соколов прилагает максимум усилий для начала стройки. В условиях ограниченного федерального финансирования мы были вынуждены искать модель для реализации. Она определена. Это будет концессия. Часть средств - на автомобильную часть моста через Обь изыщем из регионального бюджета.  Все проектные решения понятны.  Важно синхронизировать работу на всех ключевых объектах. Уверен, при такой поддержке забьём первую сваю уже в 2018 году. Мы сделали серьезные подвижки по участку железной дороги «Бованенково - Сабетта» - у объекта есть инвестор. Средства будут привлечены колоссальные. И для меня важно, чтобы от начала до ввода арктической магистрали всё проходило под контролем широкой общественности. Всегда говорил журналистом, что я первый за общественный контроль и информационную открытость всего этапа строительства. По Северному широтному ходу главным оператором  реализации будет выступать РЖД. Буду обсуждать с коллегами возможность организации информирования граждан буквально в режиме он-лайн. Недавно такое предложение мне озвучивали и представители Общественной Палаты округа. Что это будет наблюдательный совет или общественная экспертиза, думаю, решение найдется.

Но важно дать обществу полное понимание кто инвестор, кто заказчик и подрядчик, идет ли все в срок. Не исключаю, что действенным механизмом станет создание информационного ресурса, где любой человек, начиная от научного работника и заканчивая школьником, сможет круглосуточно получать максимальную информацию о проекте, следить за проводимой на объектах работе. Крупнейшие стройки в России могут проходить без скандалов, могут объединять людей и привлекать самых лучших специалистов со всей страны.

-  Мы из Нового Уренгоя. Скажите, что-то будет предприниматься, чтобы жилье, в которое мы переселились, находилось на гарантийном обслуживании застройщиков? Нашу проблему Вы, наверняка, знаете.

Аноним.

-   Ситуацию знаю хорошо. В настоящее время по всем сигналам ведётся межведомственная проверка, вопрос на контроле, глава города настроен серьезно. По итогам проверки будут вынесены решения и приняты меры. Не бросим этот вопрос. Занимаемся. 

-Мы всю жизнь прожили на Севере и только недавно переселились с Ямала в Тюмень. Но дети остались, поэтому знаем, что жить на Ямале стало сложнее. Из-за падения цен на нефть бюджет округа сократился, и некоторые социальные программы – тоже. Что будет дальше, Дмитрий Николаевич?

Семья Нестеренко, Тюмень

-Действительно, падение мировых цен на углеводороды повлияло на бюджет региона. Поэтому нам пришлось приостановить реализацию части программы переселения ямальцев. Уверен, к реализации проектов микрорайона новый «Ямальский» мы вернемся. Буквально на днях обсуждали с Губернатором Тюменской области Владимиром Владимировичем Якушевым вопрос обеспечения землей многодетных северян. 400 участков будет подготовлено для данной категории ямальцев. Но всё требует денег и времени. Вернусь к вопросу «что дают большие проекты?». Только за последний год на территории округа были запушены такие стратегические проекты как магистрали «Заполярное –Пурпе», «Бованенково-Ухта2», арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», и связанные с ними месторождения нефти и газа. За счет этого доходы округа в 2016 году выросли на 15 процентов - до 132 миллиардов рублей, что позволило нам сохранить на минимальном уровне дефицит бюджета и  обеспечить исполнение всех социальных обязательств.

2017 год обещает быть не менее напряженным, но и ожидаемым. Ждем завершения первого этапа завода «Ямал СПГ». Начнется активная фаза добычи нефти на Новопортовском, Восточно-Мессояхском и Пякяхинском месторождениях. Будут наращиваться мощности Бованенковского и Южно-Тамбейского месторождений. Начнется работа по созданию главной артерии Ямала – Северного широтного хода.

Реализация этих и других промышленных гигантов является хорошим заделом для создания новых рабочих мест, подстегнёт российских производителей сотен производств. В конечном итоге - это доходы бюджетов всех уровней для стабильного развития округа, реализации наших социальных программ. Обязательства, которые мы на себя взяли, исполним.  

-Какие меры принимаются на Ямале, чтобы не повторилась вспышка сибирской язвы, подобная той, что была в прошлом году?

В. И. Краснов, Воркута

- С этого года мы возобновили массовую вакцинацию против сибирской язвы. Прививочная кампания идёт и среди людей из группы риска, в первую очередь, оленеводов. Вакцина имеется в достаточном количестве. Санитарные бригады полностью укомплектованы.

С марта по ноябрь будет привито все стадо северных оленей – 750 тысяч голов. Одновременно с этим все животные будут снабжены специальной маркировкой - ушными бирками, наличие которых будет являться обязательным условием при сдаче оленей на убой.

Кроме того, места утилизации трупов северных оленей огорожены сигнальными табличками, ведётся работа по изъятию данных земель из оборота. Это же является меткой для самих каслающих оленеводов. Госветслужба делает запас лекарственных средств и всего необходимого для ликвидации на территории округа всех возможных вспышек болезней животных, в том числе дезинфицирующих средств. В федеральные структуры и ведомства мы также направили свои предложения по совершенствованию  ветеринарного законодательства РФ. Наши предложения написаны, увы, с реальных событий, поэтому содержат максимально детальные механизмы предупреждения и действий при возникновении подобной чрезвычайной ситуации. Опыт ямальский изучен не только регионами соседями, но и некоторыми зарубежными странами, которые постоянно сталкиваются со вспышкой сибирской язвы.

-Малые народы защищать надо. Помогать им надо. Которые на Севере живут – особенно. Вы всегда так говорили, Дмитрий Николаевич. Сейчас цена на нефть маленькая стала, денег меньше стало. Вы нам помогать меньше будете?

Сэротэтто, Яр-Сале

- Поддержка малочисленных народов Севера со стороны округа, муниципалитетов и нефтегазовых компаний Ямала не уменьшается. Ямалу удалось найти идеальный баланс между мощным высокотехнологичным промышленным развитием и сохранением национальной уникальности коренных северян. И этот баланс мы будем стремиться сохранить.

Но, я убежден, что уровень защиты коренного населения должен зависеть не от того, кто руководит территорией, а от крепкой законодательной системы поддержки этой категории жителей России. То, что внимание на федеральном уровне каждому народу есть, я лично, еще раз убедился на Форуме коренных народов России, который мы проводили в Салехарде в марте. Координаторы работы от Администрации Президента, Агентства по делам национальностей, депутаты Госдумы, члены Совета по национальным вопросам при Президенте РФ, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, все включены в процесс создания совершенной системы защиты и поддержки. Наши - ямальские предложения сейчас также рассматриваются профильными ведомствами.  

-Когда, наконец, легально свой муксун в магазинах появится?

Полуянов, Гость Ямала

-Да, муксун – это своеобразная «визитная карточка» Ямала и мы по праву гордились тем, что в наших реках обитала самая большая популяция сиговых рыб, в том числе и муксуна. Но резкое падение численности сиговых вынудило нас в 2014 году полностью запретить вылов муксуна и нельмы.

В прошлом году Собский рыбоводный завод, построенный в поселке Харп на средства окружного бюджета и компенсационные выплаты компании НОВАТЭК, выпустил в реку первые 2,5 миллиона мальков муксуна.  Когда завод выйдет на полную мощность, он будет ежегодно выпускать в реки округа до 100 миллионов мальков муксуна, чира и пеляди. Этот завод уже является самым крупным рыбоводным заводом в Арктике, но параллельно ему в округе будут построены еще несколько рыбоводных заводов меньшей мощности. Наука нам говорит, что мы все делаем правильно. Приняты жесткие меры по борьбе с браконьерством, защищены интересы коренного населения на рыбодобычу для личных целей, развивается восстановительное производство. Мы отрабатываем механизмы межсубъектового регулирования на водных объектах. Уверен, наша гордость не уйдет в историю. Свой ямальский появится, когда достигнем безопасного уровня популяции в реках. А вот нелегальный улов пресекаем. Силовики, наш природоресурсный департамент работают на выявление и пресечение. Результаты этой работы и меры наказания публично озвучиваем. Теневому бизнесу чрезвычайно некомфортно стало на Ямале.

-В прошлом году валовый региональный продукт Ямало-Ненецкого автономного округа составил 1,9 триллиона рублей. Когда перешагнете рубеж 2 триллиона, Дмитрий Николаевич?

С.А.Костенко, Санкт-Петербург

- По итогам прошлого года Ямал  - это свыше 1 тлрн рублей инвестиций в основной капитал, 72 % инвестиций и более половины ВРП всей Арктической зоны страны, свыше 600 млрд. рублей налоговых поступлений в федеральный бюджет (примечание «Эксперта» - 9,4%). Действительно, по предварительным оценкам, объём валового регионального продукта Ямало-Ненецкого автономного округа в прошлом году увеличился на 7,6 процентов и в абсолютном выражении составил 1,9 триллиона рублей.

Интерес к арктическому региону проявляют как традиционные инвесторы из стран Юго-Восточной Азии, так и с Ближнего Востока, Европа. 

Динамика нарастающая. Ямал уже является опорной зоной для крупнейших промышленных проектов в российской части Арктики. В прошлом году мы на 30 процентов увеличили добычу нефти. Ждем запуска в эксплуатацию «Ямал СПГ». На очереди – начало строительства «Северного широтного хода» и железной дороги «Бованенково-Сабетта». Сам порт Сабетта уже сейчас играет роль нового опорного порта Северного морского пути – по нему переваливается половина всех грузов, которые идут по Севморпути.

Поэтому, я думаю, рубеж ВРП в 2 триллиона рублей  мы преодолеем в самом ближайшем будущем. Для людей - это стабильность и повышение уровня благополучия и комфорта проживания в сложных условиях Арктики, для экономики - рост налоговых поступлений, развитие собственного российского производства и укрепление национальной безопасности нашей страны. На это нацелена Стратегия развития региона, к такому росту приведет и ямальский инфраструктурный проект «Энергия Арктики», который сейчас находится под пристальным вниманием и властей, и населения.