Возрождение франко-германского тандема

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
17 мая 2017, 12:21
DPA/TASS
Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Германию

Сбывается, похоже, прогноз Марин Ле Пен, заявившей накануне второго тура президентских выборов, что в любом случае править Францией будет женщина: или она, или Ангела Меркель. По сути лидер «Национального фронта» была права. 

С  Ангелой Меркель  новый французский лидер встретился в свой первый же рабочий день. Его поездка в понедельник, на следующий день после инаугурации, в Берлин, естественно, вызвала шквал критики в стане правых, обвиняющих его едва ли не в сдаче суверенитета. Естественно, определенная доля истины в этих обвинениях есть – уж слишком демонстративно Макрон помчался к канцлеру Меркель, даже не выждав для приличия хотя бы пару дней.

В Берлине нового президента Франции встретили радушно. Тем не менее, от наблюдателей, конечно же, не укрылось, что за привычными улыбками Ангелы Меркель скрывается настороженность и фрау Меркель постаралась, чтобы у Макрона  не возникло ни малейших сомнений относительно того, кто будет ведущим, а кто – ведомым в возрождаемом после выборов франко-германском тандеме. 

Конечно, Париж и Берлин нужны друг другу. Их объединяет, в первую очередь, желание вдохнуть новые силы в изрядно потрепанный за последние годы Евросоюз и борьба с набравшими силу популистами. Это перевешивает существующие и никуда не исчезнувшие разногласия между двумя главными (после брекзита) экономиками ЕС.

В Берлине и в Брюсселе, после того, как стихло ликование от победы Макрона, быстро сменили тон. В нем появился холодок. Конечно, Макрон помог избежать катастрофы, которой считали как в Еврокомиссии, так и в правительстве ФРГ возможную победу Марин Ле Пен. Но сейчас ему предстоит на деле, а не на словах доказать свою полезность как объединенной Европе, так и для ее несомненного лидера – Германии.

Показательно в этом отношении поведение Ангелы Меркель. Конечно, Макрон приехал в Берлин, полный идей и предложений, направленных на укрепление Евросоюза. Так, одна из любимых идей нового лидера Пятой республики – создание единого бюджета и назначение единого министра финансов для 19 стран еврозоны встретило в Германии очень холодный прием. В Берлине явно не хотят отвечать за привыкших к чересчур высоким, по мнению экономных немцев, расходам партнерам по зоне единой валюты.

Федеральный канцлер в свойственном ей стиле заявила на совместной пресс-конференции после переговоров, что она приветствует благие намерения французского гостя и что сейчас у Берлина появилось информация для размышлений.

Новому сближению Германии и Франции в немалой степени способствует и Лондон. Сразу после парламентских выборов в Великобритании, которые пройдут 8 июня, начнутся переговоры о выходе королевства из ЕС. По брекзиту позиция Парижа и Берлина почти полностью совпадает: Макрон и Меркель хотят сделать «развод» максимально жестким для британцев, чтобы другим было неповадно покидать объединенную Европу.

Пока, конечно, трудно говорить, как будет вести себя новый президент Франции, но по отношениям с Германией вывод очевиден уже сейчас. Если у Макрона и были какие-то надежды на равенство в отношениях с г-жей Меркель, то поездка в Берлин наверняка показала ему, как сильно он ошибается. Ангела Меркель как была первым номером во франко-германском тандеме при его предшественниках, так и, конечно же, останется им и впредь. По крайней мере, она приложит для этого все свои немалые силы. Французские президенты приходят и уходят, а Ангела Меркель остается. Макрон – уже четвертый по счету французский лидер, с которым ей придется работать на посту федерального канцлера, и скорее всего, не последний.