Без провалов и прорывов

Геннадий Петров
2 мая 2017, 18:12

Михаил Метцель/ТАСС
Встреча президента России В.Путина и федерального канцлера Германии А.Меркель в Сочи
Читайте Monocle.ru в

Встреча Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель обошлась без видимых провалов и прорывов – впрочем, того и другого никто и не ожидал. Два лидера, в частности, подтвердили приверженность Минским договоренностям и готовность продолжить переговоры по будущему Донбасса в «нормандском формате» даже после избрания нового президента Франции.

Переговоры Меркель и Путина в Сочи прошли в преддверии саммита в «Большой двадцатки» в Гамбурге. Их тематика в значительной мере соответствует тематике переговоров, которые пройдут в рамках встречи G-20 у российского президента с мировыми лидерами. Помимо вопросов двустороннего сотрудничества, Путин и Меркель, как явствует из их совместной пресс-конференции, обсудили целый ряд международных вопросов, прежде всего, Украину и Сирию. Ну и, конечно, прозвучали взаимные претензии, как старые, так и новые.

Так, Меркель, говоря о вопросах, которые вызывают обеспокоенность у ее страны, назвала ситуацию с нарушением прав гомосексуалистов в Чечне и недавнее признание российским судом Свидетелей Иеговы экстремистской организацией. Путин же упомянул тему вмешательства Запада, в том числе, неправительственных организаций, во внутренние дела России.

Со слов российского президента получается, что очень значительное место в ходе переговоров с Меркель было уделено Украине. Путин отметил, что обе стороны выразили приверженность договоренностям в Минске и согласились с тем, что главным вопросом, в связи с урегулированием конфликта на Донбассе, остается разведение противоборствующих сил, следом за которым необходимо «наладить прямой диалог между Киевом и непризнанными республиками, законодательно закрепить особый статус регионов и на этой основе провести там выборы». При этом ответственность за конфликт он возложил на «антиконституционный переворот в Киеве» и украинские власти, которые, по его словам, изолируют непризнанные республики организацией блокад и прочими мерами, де-факто ведущими к отделению части Донбасса. Путин упомянул и о трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, где, как он выразился, «украинские националисты заживо сожгли людей». При этом виновные в преступлении, подчеркнул российский лидер, не наказаны.

Меркель, говоря, в свою очередь, об Украине была менее определенна в формулировках. О том, что она согласна с последовательностью решения конфликта, о которой говорил Путин и которая так не устраивает украинские власти (сначала разведение сторон, потом прямой диалог официального Киева с ДНР и ЛНР, потом предоставление непризнанным республикам особого статуса) канцлер заявила разве что косвенно. Она подчеркнула важность перемирия, «после которого уже должны быть дальнейшие шаги – обмен пленными и политический процесс». При этом канцлер, отметив трудности в реализации минских договоренностей, дала понять, что альтернативы им она не видит. Чем, в общем, согласилась в Путиным.

Другая важная точка соприкосновения по украинскому вопросу, о которой говорили два лидера – это их твердое намерение сохранить «нормандский формат» переговоров по Донбассу (его участниками, кроме Меркель и Путина, напомним, являются президент Украины Петр Порошенко и французский президент Франсуа Олланд) даже после 7 мая. В этот день состоится второй тур президентских выборов во Франции. В него вышли Марин Ле Пен и Эммануэль Макрон, один из которых сменит Олланда, и, следовательно, станет членом «нормандской четверки».

Если в политических подходах у двух стран разногласий немало, то в экономике, как следует из пресс-конференции обоих лидеров, у Германии и России больше взаимопонимания, чем проблем. Интересно было услышать заявление Путина о том, что, оказывается, несмотря на санкции, товарооборот между двумя странами растет, причем, серьезными темпами. За январь-февраль он увеличился на 43%. Российский лидер отметил, что Германия занимает первое место по инвестициям в нашу страну. Интересно, кстати, что оба лидера не посчитали нужным прокомментировать ситуацию вокруг строительства газопровода «Северный поток-2». В прессе России и Германии много говорилось о том, что этому проекту, выгодному западно-европейскому и, прежде всего, германскому потребителю, будет необходима политическая поддержка Берлина. Ведь требуется убедить Швецию и Данию снять свои возражения против прокладки газопровода в их территориальных водах. Видимо, если общая российско-германская позиция по этому вопросу найдена, Путин и Меркель посчитали, что озвучивать ее преждевременно.