Как говорится в сообщении Минфина, консолидированный бюджет РФ по итогам первого квартала текущего года исполнен с профицитом в размере 59 млрд руб. В аналогичный период годом ранее бюджет был дефицитным на уровне 463 млрд рублей.
Как говорится в сообщении министерства, ненефтегазовый дефицит в отчетный период составил 1 трлн 458,7 млрд рублей, что на 0,2% больше, чем в первом квартале 2016 года.
Доходы бюджета достигли 7 трлн 035,7 млрд рублей, что на 19,7% больше, чем в первом квартале 2016 года (5 трлн 876,1 млрд рублей). Нефтегазовые доходы выросли по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 53%. Показатель составил 1 трлн 517,9 млрд рублей, ненефтегазовые - на 13% - до 5 трлн 517,8 млрд рублей.
Между тем, сообщает агентство ТАСС, Минфин в текущем году рассчитывает направить на покрытие бюджетного дефицита около 16 млрд евро. Как заявил глава ведомства Антон Силуанов, в 2017 году из Резервного фонда планировалось изъять в пересчете на евро около 29 млрд. «Но, по последним прогнозам, мы сможем эту цифру снизить до 16 млрд евро», — сказал он.
Как указал Антон Силуанов, он считает возможным сокращение дефицита бюджета до 2 процентов ВВП в текущем году. При этом он напомнил, что изначально планировался дефицит в размере 3,2% ВВП, тогда как к 2019 году этот параметр планируется снизить до 1,2%. По словам министра, причиной улучшения бюджетной ситуации является «более высокий, чем ожидалось, экономический рост, лучшее налоговое администрирование и существенный рост внешней торговли». «Кроме того, бюджетная и финансовая политика оказали благоприятное влияние на инфляцию: в 2016 году с уровнем 5,6% у нас была самая низкая инфляция за всю российскую историю. В этом году она составит лишь 4%», — подчеркнул министр.
Оценка Минфина о предполагаемом уровне бюджетного дефицита слишком оптимистична, считает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. С другой стороны, указывает он, Минфин за последние несколько лет еще ни разу не давал точных прогнозов, которые изначально бы вязались с реальностью. Единственный позитивный момент, который действительно был показан в рамках российской экономики – снижение инфляции, но и это стало следствием не здорового потребительского спроса, а исключительного укрепления рубля, реагирующего на восстановление нефти.
Сегодня, отмечает аналитик, на рынке черного золота обороты набирает нисходящий тренд, который вполне может завести Brent в район 40 долларов за баррель. При реализации данного сценария, курс рубля провалится до 65 долларов, что приведет к росту индекса потребительских цен не менее чем на 5%. Удержать дефицит на уровне 3,2% ВВП при таком развитии событий будет невозможно. Видимо, денежные власти России искренне надеются, что рубль в этот момент полностью отвяжется от нефти и продолжит крепнуть за счет непонятно откуда взявшихся драйверов высокотехнологичного роста. Верится в это с трудом.
Но позитив для российского бюджета связан прежде всего с повышением нефтяных цен с начала 2016 года с 28 до 52 долларов за баррель в мае 2017 года по марке Brent, констатирует, в свою очередь, ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Причём это не просто счастливое стечение внешних обстоятельств, а во многом результат российской политики. Россия была, пожалуй, ключевым игроком, позиция которого дала возможность заключить в 2016 г. соглашение о сокращении добычи мировыми экспортёрами. От этого цены и стали подниматься, дойдя до достаточно комфортных уровней для нашего бюджета. Ведь по базовому сценарию бюджета в него заложена цена лишь в 40 долларов за баррель.
Показательно, рассказывает эксперт, что объём экспорта в денежном выражении повысился на 36,3%, а экспорт нефти в нём – сразу на 72,5% в январе-феврале 2017 г. к аналогичному периоду 2016 г. При этом в первые два месяца 2016 г. экспорт снижался на 33,9%, а по нефти – на 41,1% к данному периоду 2015 г. Контраст разительный.
Повышение нефтяных доходов даёт возможность не просто увеличить текущие поступления в бюджет от налогов и иных платежей в экономике. Помимо прочего, оно снижает нехватку средств, что даёт возможность меньше тратить Резервный фонд на текущие нужды государства, ведь бюджетные расходы утверждены практически на уровне 2016 г. и не увеличиваются, а доходы растут.
Помимо прямого влияния на бюджет, рост сырьевых цен содействует и повышению спроса, объёмов, доходов, а следовательно, и платежей в бюджет «по цепочке» в других отраслях, а также привлечению средств внешних и внутренних инвесторов в ОФЗ, что также экономит «копилку страны». Немалую роль в этом играет и стабилизация инфляции с 12,8% в 2015 г. до 4% в 2017 г. во многом из-за умеренно-жёсткой денежной политики ЦБ.
Таким образом, полагает Марк Гойхман, сократить дефицит бюджета до 2% ВВП вполне возможно в 2017 г. Риски здесь связаны также в основном с нефтяным рынком. Решение о продлении соглашения о сокращении добычи на второе полугодие 2017 г. будет приниматься в конце мая. В случае, если оно не будет продлено после июня, нефтяные цены могут вновь упасть к 40-45 долларам за баррель. Однако и сейчас Россия как крупнейший производитель «чёрного золота» будет играть ключевую роль в переговорах и принятии решений.